Разработка урока литературы 11 класс Казачество в литературе Волгоградской области

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока

Автор: Матасова Юлия Анатольевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 29 имени К.Нечаевой

г.Волжского Волгоградской области

Предмет: литература

Класс 11

Тема урока: «Казачество в литературе Волгоградской области»

(работа над созданием коллективного проекта)

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развить умение а) раскрывать тему и основную мысль высказывания, б) собирать, анализировать и систематизировать информацию из различных источников, в) умение строить собственное высказывание с опорой на источник информации, г) совершенствовать свою работу, д) воспитать уважительное отношение к культурному наследию Волгоградской области и культурному наследию казачества в целом.

Задачи урока: 1) уметь составлять собственный текст на основе увиденного, услышанного и прочитанного, 2) выбирать способы работы над проектом, 3) умело использовать изобразительно-выразительные средства языка, 4) соблюдать нормы русского литературного языка в речи и на письме; 5) уметь работать в группе, в классном коллективе.

Планируемые образовательные результаты: 1) учащиеся узнают о писателях и поэтах Волгоградской области, писавших о казачестве; 2) научатся планировать свою работу по проекту в группе; смогут выражать собственное мнение, аргументировать его с привлечением дополнительного материала; 4) смогут анализировать последовательность собственных действий при работе над проектом, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Оборудование и ИКТ - сервисы: компьютер (компьютерный класс), интерактивная доска, сервисы: cacoo.com, spiderscribe.net, popplet.com, «Работа с таблицами» (Word), , «Облако слов» (tagedo.com. wordle.net), , ОС3 Хронолайнер. Плеер.Редактор.

Содержание урока:

ЭТАП УРОКА

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ

УУД

1. Вводный (организационно-мотивационный) ( 5-7 мин.)

Приветствие учителя.

Звучит песня «Донская казачья» стихи Дмитрия Дарина, современного поэта, доктора экономических наук, автора шести поэтических сборников.

Какие чувства вызвала у вас эта песня? О чём она? Кому из вас она кажется родной и понятной? Почему?

Каждый из вас работал над коллективным проектом по определенной теме в секции. Представьте свою секцию, назовите вашу цель работы.

Определите цель нашего урока и порядок действий, исходя из темы коллективного проекта «Казачество в литературе Волгоградской области».

Почему так важно определить последовательность действий над проектом как каждого из вас, так и всего класса в целом





Название секций вывешивают на онлайн-доску или в распечатанном виде на обычную доску

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция





коммуникативные УУД:
определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;
личностные:
самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.
регулятивные: целеполагание.

2. Основной

(информационно-аналитический) (25-30 мин.)

Первое слово в названии вашего проекта «Казачество».

Первая секция изучила материал по данной теме, опираясь на слово Атамана

Казачьей общины Волгоградской области

Свитачева Алексея Васильевича.

Можно ли назвать казаков народом, этносом? Ребята сформулировали собственную точку зрения по этому вопросу.







Вторая секция работала над темой «Великие русские писатели о казаках»










































Третья секция работала над литературным наследием Волгоградской области.

Представьте свою секцию, назовите знаменитых писателей нашей области. Продемонстрируйте короткие ролики о жизни и творчестве поэтов и писателей Волгоградской области.

Выразительно прочитайте стихотворения наших земляков, отрывки из их произведений.

Какие чувства вызывают эти стихи у вас?

О чем они?

Чему посвящены?

Ребята представляют свою точку зрения с опорой на исследовательский материал. Долгое время на наших землях существовало вольная территория, на которой жили люди не знавшие рабства и те, кто нашел в себе силы и мужество сбежать от гнета государства из центральной России. А с Дона выдачи не было... Этот естественный отбор не мог не сказаться на характере сложившийся общности. Можно ли назвать казаков народом, этносом? Да, назвать можно и так, хотя понятия эти имеют множество трактовок. Несомненно, по одной из трактовок, мы являемся этносом и народом, т.к. имеем свою культуру, территорию относительно компактного проживания, можно даже принять наличие особенного языка (хотя лингвисты здесь могут поспорить, утверждая про местный диалект), а так же самоидентифицируем себя, как казаки. Если же рассматривать проблему с точки зрения теорий этноса, базирующих данное понятие на основе исключительно общности генетических и антропологических черт народов, то здесь мы уже относимся к субэтносу русских. Исследования, проводившиеся в советское время и в конце 90-х гг. прошлого века не выявили неких расхождений генотипа и антропологии русских в нашем регионе. Специальных же исследований по генетике и антропологии казаков не проводилось пока, т.к. в научном мире общепринятой является позиции казаков как субэтноса русского этноса.

Казачество - это часть культуры нашей Родины, что образ казака прочно закрепился в русской литературе. Это патриот своего края, всегда готовый к защите Отечества. Он свободно пользуется землей, самодостаточный, с высоким статусом и с православной ментальностью.
Ответственность перед Богом и обществом -это идеал казачьей культуры.
Многие выдающиеся русские писатели обращались к этой теме. Недаром Лев Толстой писал: «Будущность России -казачество…».

К середине XIX века в общественном сознании впервые формируется образ казака благодаря высоким оценкам казачьих идеалов со стороны российских писателей-гуманистов: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Толстого.
ПУШКИН. С казачьим миром был знаком А.С.Пушкин. Поэт блестяще показал развитие казачества: от вольницы до благородного воинства, на которое выпала великая миссия охраны российских рубежей. Поэт в книге «Путешествия в Арзрум» показал картину взаимоотношения в казачьей семье, представил положение женщины-казачки, вынужденной во время долгого отсутствия мужа брать на себя все заботы о доме и хозяйстве.Ведущий Он сумел воочию увидеть образ казака и его доблесть.
О вы, отеческие лары,
Спасите юношу в боях!
Там свищет саблей он зубчатой,
Там кивер зыблется пернатый;
С черкесской буркой на плечах,
И, молча преклоняясь ко гриве,
Он мчит стрелой по скользкой ниве
С цыгаркой дымною в зубах…Поэт был восхищен удалью и мужеством казаков, их смелостью и выносливостью. Пушкин отмечает и драматизм положения казаков, непрестанно находившихся в военных походах по нескольку лет, что иногда разрушало семью. Бывало, казак бил жену за то, что она не хранила ему верность за время его отсутствия.
Среди записей о казаках у Пушкина есть набросок, который сохранился в его тетрадях времен кавказского путешествия 1829 г.
Был и я среди донцов,
Гнал и я османов шайку;
В память битвы и шатров
Я домой привез нагайку,(На походе, на войне)
Сохранил я балалайку,
С нею рядом, на стене
Я повешу и нагайку.
Что таиться от друзей -
Я люблю свою хозяйку,
Часто думал я о б ней
И берег свою нагайку. На Кавказе сложили казаки популярную песню о черном вороне, которая напоминает известную пушкинскую переделку шотландской песни :
Черный ворон, что ты вьешься
Над моею головой.
Ты добычи не дождешься:
Черный ворон! Я не твой.
Ты лети-ка, черный ворон,
К нам на славный тихий Дон,
Отнеси-ка, черный ворон,
Отцу-матери поклон.
Отцу-матери поклон
И жененке молодой.
Ты скажи ей, черный ворон,
Что женился на другой,
На пулечке свинцовой.
Наша свашка - была шашка,
Штык булатный был дружком,
А венчался я на поле
Под ракитовым кустом.Тема о вольном казачестве - одна их любимых тем Пушкина. С какой симпатией он описал в «Капитанской дочке» образ казака Емельяна Пугачева, показав его народные черты -природную смекалку, ум, выносливость, удаль, жажду справедливости, щедрость души и одновременно беспощадность!
Ведущий о ЛермонтовеРусские писатели всегда черпали в казаках своё вдохновение. Особе место казакам в своём творчестве уделял Лермонтов. Жизнь Михаила Юрьевича тесно ас казачеством. Много тайн оставил нам поэт и офицер. В одном из боев с чеченцами в октябре 1840 г. был ранен командир казачьей сотни. Командование отрядом конных разведчиков было поручено поручику Лермонтову. И он «умел привязать к себе людей, совершенно входя в их образ жизни. Спал на голой земле, ел с ними из одного котла и разделял все трудности похода». Чтобы понравиться таким лихим рубакам и наездникам, как линейцы, необходимо было стать лучшим из них, обладать силой, искусством верховой езды и владения холодным оружием.Ведущий При небольшом росте Лермонтов был человеком сильного сложения. Видимо, совершенно очаровал казаков поэт и своим умением держаться в седле. «Я долго изучал горскую посадку: ничем нельзя так польстить моему самолюбию, как искусство в верховой езде на кавказский лад», - говорит Лермонтов устами Печорина.Ведущий В стихотворении «Валерик» описан бой между кавказским мюридом и казаком. «Этот род рыцарских поединков был официально запрещен. Чеченцы на запрет не обращали внимания, а из русских находились охотники принимать вызовы».
Ведущий 19 марта 1837 года поэт выехал из Санкт-Петербурга в ссылку на Кавказ. Он дружил с казаками, и они не раз спасали ему жизнь.
Ведущий Въезжая на казачью территорию, Лермонтов написал стихотворение «Прощай, немытая Россия...». Здесь была совсем иная жизнь. Его восхищало зажиточное, вольное, благополучное и добропорядочноe житье казаков.
Ведущий Лермонтов любил все, что связано с казаками: оружие, одежду, язык, традиции, песни... Носил казачью бурку. Казаки тоже уважали поручика Тенгинского пехотного полка Лермонтова, знали его творчество. Стихотворение Лермонтова «Казачья колыбельная» читает юнкор Дарья Дубовик.В народном представлении образ казака позитивен, он наделен чертами былинногогероя - лихостью, удалью, сноровкой, смекалкой. В начале XIX века в литературе преобладает изображение казаков как славных воинов-героев.
Первая мощная волна интереса (в основном впоэзии) к теме казачества прокатилась по России после войны 1812 года, когда вся Европа увидела «бравых» казаков. Таким образом, Отечественная война переменила отношение к казакам в обществе.
ГОГОЛЬ Н.В. Николай Васильевич Гоголь дал также романтическое изображение казачества хуторского и запорожского, они существуют отдельно и являются экзотикой друг для друга. В повестях «Вечер накануне Ивана Купалы», «Страшная месть», «Тарас Бульба» описывается малороссийское казачество.. Мир казачества изображен Гоголем в мифическом и мистическом ключе: в «Вечерах» преобладают песенно-легендарно-сказочные традиции. Гоголь, Толстой и Шолохов изображали драматизм судеб казачества, исходивший из самого положения казачества на границах -территориальных, сословных, этнических, исторических и т.д.
Писатели изобразили разные подвиды казачества (малороссийское - Гоголь,
донское и терское - Толстой,
донское - Шолохов) в различные исторические периоды В жизни терского казачества в повести «Казаки» Толстой показал обе ее стороны - воинский стан и бытовую повседневность.
С одной стороны, - лихость, отвага, товарищество казаков; с другой, - жестокость, стихийность, бесшабашность, мародерство. Казаки оказываются и спасителями, и жертвами, и конвоирами, и охранниками. Главное, что сближает Гоголя, Толстого и Шолохова в изображении казачества, - это нравственное мировоззрение казака: кодекс чести, братство, независимость, чувство долга и ответственность.
Вот как описывает Толстой первое свое впечатление от казачьего быта в повести «Казаки»Читают отрывки из повести «Казаки» Соня Михайленко (стр.17, 20 ПСС Л.Н.Толстого) . Писатели изобразили разное казачество (малороссийское, терское, донское) в разные исторические периоды. Гоголь - у истоков возникновения и на первых этапах существования бравого племени, но и на закате Запорожской Сечи; Толстой - в момент расцвета на службе у русского правительства; Шолохов - перед лицом гибели всего сословия.
Таким образом, перед нами проходит как предыстория возникновения, расцвет существования, так и закат казачества вплоть до середины 20 века.

Самохин Никита Михайлович родился в 1979 году, в Волгограде. Потомственный казак. Образование высшее юридическое.

Выразительно читают стихотворения «Батюшка Дон», «Мне снятся нивы наливные», «Снова шорохи лесные», «Клубится дым над зимней степью».

Состоялась презентация новой версии стихотворного перевода с древнерусского текста шедевра древнерусской литературы «Слова о полке Игореве. Игоря, сына Святославля, внука Олегова» в переводе Бориса Гехта,казачьего сотника, заместителя руководителя региональной национально-культурной автономии немцев Поволжья.
Посвящается сей литературный труд 400-летию окончания смутного времени, восстановления Российской государственности и всенародного призвания на престол Дома Романовых.
Представители национальных общественных объединений и Волгоградского округа донских казаков, принявшие участие в мероприятии, обратили внимание на то, что новый вариант перевода особенно ценен своей простотой для приобщения молодых людей к русской культуре. Исторические события, о которых повествует это произведение, происходили в донских степях. Уже тогда, в 1185 году, Придонщина была рубежом защиты русичей от набегов кочевников:

…И дождю идти стрелами с Дона, и ломаться тут копьям в усобщине,
Острым саблям о шлем половецкий тупиться на реке на Каяле в Придонщине…

В переводе Бориса Гехта тема многострадальности земли Русской связана с темой отсутствия единства между ее князьями:

Редко пахари кричали в земле Русской громко, вольно.
Часто воронье лишь спорит за дележкой трупов в поле…
Что усобица князьям - погибель, говорит,
брат брата так обидя:
«То - мое, и это - тоже». Князья молвят: «То - большое», - малое увидя.
На себя куют крамолу сами. А поганые в то время приходили
со сторон со всех с победой, землю Русскую теснили…

Только объединившись, совместными усилиями русским князьям удалось отбросить половцев обратно в степь. Следовательно, основная идея «Слова…» - призыв к единению народа:

Славной будь дружина, славны князи, что за христианство бились с честью.
С половецкими полками, бок о бок сражаясь дружно вместе!

По мнению Бориса Гехта, «Слово о полку Игореве» представляет ценность, как исторический источник. Автор этого шедевра Боян был внуком Велеса, история рода которого насчитывает несколько веков. Таким образом, история Руси началась не в 9-м веке, согласно официальной точке зрения, а, по меньшей мере, в 5-м веке, чему служат подтверждением спасенные князьями Юсуповыми хранящиеся во Франции велесовые книги из дерева.
Безусловно, презентация новой литературной версии «Слова о полку Игореве стало важным событием в культурной жизни города Волгограда.

В станице Глазуновской Кумылженского района распахнул свои двери музей известного донского писателя Федора Крюкова. 145 лет назад именно на этой земле в семье казачьего атамана родился будущий прозаик. Тут же прошло его детство и получено первое образование в станичном церковно-приходском училище. Место расположения музея тоже выбрано не случайно - исторически на этом месте располагалась усадьба Крюковых. В советское время казачий дом переоборудовали в общественную столовую - неказистое серое здание без архитектурных излишеств. Просуществовал «общепит» недолго, был разрушен, прилегающая территория превратилась в обыкновенную помойку. Без малого десять лет пришлось потратить на восстановление крюковской усадьбы - дом заново отстроили на чудом сохранившемся фундаменте, территорию убрали от мусора и благоустроили, по крупицам собрали музейные экспонаты. Поиск экспонатов, кстати, продолжается и по сей день.
Все это стало возможным благодаря усилиям общественной благотворительной организации «Донские мотивы».

познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.



коммуникативные
УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний
личностные: осознание ответственности за общее дело.

3. Заключительный

(оценочно-рефлексивный) (3-5 мин)

Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?
Показалась ли вам эта тема сложной? Какие аспекты были затронуты?

Какую информацию можно было бы добавить в наш урок?

Куда можно обратиться за недостающей информацией?

Используйте литературу

Кого заинтересовала?


Используя представленный материал, от каждой группы технический редактор будет дома работать над образом проекта. Задача каждого зайти на виртуальную доску, предложить свои рекомендации по проекту, записать их на стикер и вывесить на доске.

Оценки за урок.

Какие эмоции преобладали у вас на уроке?
Подойдите к столу, выберите один из смайликов (интересно, равнодушно, скучно) и прикрепите к доске рядом со своими ожиданиями.

Отвечают на поставленные вопросы, демонстрируют свои стикеры.









Анализируют свою работу и свое эмоциональное состояние.

Прикрепляют выбранные смайлики.

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений;
регулятивные: оценка результатов работы

познавательные:
рефлексия способов и условий действия;
личностные: самоопределение,регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;
коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.



© 2010-2022