- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8-9 классов
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8-9 классов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вдовенко И.Л. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ( 8-9кл)
«Язык мой - друг мой»
Автор: Вдовенко И.Л.,
учитель русского языка и литературы
г.Шахты
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
,
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8- 9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и рабочей Программы по русскому языку к учебнику для 8-9 кл. общеобразовательной школы авторов С.И. Львовой, В.В. Львова ( 2ч. - М: Мнемозина, 2010г).
В соответствии с современными требованиями к УУД подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 8-9 классов и рассчитан на 34часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к данному виду экзамена. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ГИА (ОГЭ).
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики, на комплексной работе с текстом.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи :
-
систематизировать УУД, проверяемые в ходе проведения экзамена по новой технологии
-
Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
-
Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
-
Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
-
совершенствование умения излагать учебный текст;
-
совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
-
Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
-
Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность.
Общая характеристика учебного курса.
Данная программа обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Ярко выражена речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
-
теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
-
практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца);
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности- описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.
Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отработаны и сгруппированы с учётом характера учебной ревой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.) Предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги), решение тестов по типу ГИА на заданное время, написание изложений и сочинений - рассуждений на лингвистическую тему.
Формы проведения занятий:
-
Лекции учителя с различными видами заданий;
-
Составление обобщающих таблиц и схем;
-
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
-
Самостоятельный отбор материала;
-
Работа в группах;
-
Проведение деловых игр и практикумов;
-
Работа с пакетами КИМов;
-
Написание изложений и сочинений.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку УУД учащихся:
-
умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
-
умение понимать основную мысль прослушанного текста;
-
умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
-
умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
-
умение интерпретировать информацию звучащего текста;
-
умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
-
умение понимать главную мысль прочитанного текста;
-
умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
-
умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
-
умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
-
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
-
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
-
умение определять средства связи предложений в тексте;
-
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота
-
умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
-
умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
-
умение применять знания по лексике, морфологии и синтаксису в практике правописания;
-
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
-
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
-
умение последовательно излагать собственные мысли;
-
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
-
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
-
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
-
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
-
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
-
выполнять различные типы тестовых заданий;
-
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
-
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
-
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
-
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
-
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
Требования к уровню подготовки.
(Планируемые результаты)
Личностные результаты:
-
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
-
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
-
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
-
владение всеми видами речевой деятельности:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
-
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
-
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
-
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форм
-
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, Недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Предметные результаты:
-
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
-
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
-
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
-
овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
-
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
-
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
-
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
-
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Примечание. При составлении программы учитывалась логика построения курса русского языка в 8 и 9 классах. Работа над 1 и 2 частями(задание №2-№11,) экзаменационной работы проводится в 8классе. Работа над 2 частью (задание №12-14 ) и 3 частью (задание 15 )экзаменационной работы отнесена в 9класс, так как к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
СОДЕРЖАНИЕ
Знакомство с содержанием курса «Язык мой- друг мой»
8класс
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы (№6)
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания. (№3)
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней . Правописание приставок (№4). Правописание суффиксов (№5)
ГИА-9. Методика обучения написанию сжатого изложения.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения .
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста (А1)
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1
Синтаксические нормы.
Словосочетание (№7)
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения (№8,11)
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении(№9,10)
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.(№9)
9класс
Повторение лексических и грамматических норм.
Синтаксические нормы.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении (№12)
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (№12,13)
Синтаксический анализ сложного предложения .
Сложные бессоюзные предложения (№14)
Сложные предложения с разными видами связи (№14)
ГИА-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения - рассуждения 15.1,15.2,15.3
Алгоритм выполнения задания 15.1
Анализ высказывания. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Два аргумента из текста Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Алгоритм выполнения задания 15.2
Рассуждение по финальному (первому) предложению текста. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Два аргумента из текста Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Алгоритм выполнения задания 15,3
Рассуждение по предложенному понятию. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Один аргумент из текста , другой- из жизни или литературного произведения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Общее количество часов: 17
9класс
№
Дата
Тема занятий
Кол-во часов
Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
18
9.09
Сжатое изложение содержания прослушанного текста)
1
Изложение
19
8.09
Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. Подчинительная, сочинительная, бессоюзная связь. Сложные предложения с разными видами связи.(№12,13,14)
1
урок-презентация на интер
активной доске (опорный материал
для составления текста со сложными
предложениями), групповая работа
объяснительный диктант с после
дующей самопроверкой по памятке
выполнения задания, групповое про
ектирование
построение схем
предложения, наблюдение за инто
нацией предложения), работа в парах
20
21
15.09
22.09
Практикум по написанию сочинения на лингвистическую тему.15.1
2
составление алго
ритма написания сочинения-описания
на лингвистическую тему, составление
памятки для определения сложноподчиненного предложения при консультативной помощи учителя, Работа с текстами
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы
22
29.09
Сочинение на лингвистическую тему15.1
Анализ сочинений в соответствии с критериями оценивания.
1
Составление текста, его редактирование при консультативной помощи учителя, фронтальная устная работа по учебнику с использованием материалов лингвистического портфолио. Комплексное повторение на основе памяток Написание сочинений.
23
24
6.10
13.10
Практикум по написанию сочинения-рассуждения по заданию 15.2
2
составление алго
ритма написания сочинения-описания
на лингвистическую тему, составление
памятки для определения сложноподчиненного предложения при консультативной помощи учителя, Работа с текстами
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы
25
20.10
Сочинение - рассуждение по заданию15.2
Анализ сочинений в соответствии с критериями оценивания.
1
Составление текста, его редактирование при консультативной помощи учителя, фронтальная устная работа по учебнику с использованием материалов лингвистического портфолио. Комплексное повторение на основе памяток. Написание сочинений.
26
27
27.10
10.11
Практикум по написанию сочинения-рассуждения по заданию 15.3
2
составление алго
ритма написания сочинения-описания
на лингвистическую тему, составление
памятки для определения сложноподчиненного предложения при консультативной помощи учителя, Работа с текстами
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы
28
17.11
Сочинение - рассуждение по заданию15.3
Анализ сочинений в соответствии с критериями оценивания.
1
29
30
31
24.11
31.11
1.12
Тренировочные тесты по типу ГИА
3
Формирование у учащихся умений
к осуществлению контрольной функ
ции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения
самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование
выполнения домашнего задания
32
8.12
Обучение правильному заполнению экзаменационных бланковГИА
1
Практикум
33
34
15.12
22.12
Контрольные тесты по типу ГИА (ОГЭ)
2
Формирование у учащихся умений
к осуществлению контрольной функ
ции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения
самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование
выполнения домашнего задания
Итого: 34ч.
Литература:
-
Русский язык. Подготовка к ГИА-2015. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год.
-
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА - 2015 9 класс. Москва, «Экзамен», 2015 год.
-
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год
-
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель 2015г.
-
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»2015г.
-
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2014: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо». 2014г.
-
Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/
11