Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8-9 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ( 8-9кл)

«Язык мой - друг мой»

Автор: Вдовенко И.Л.,

учитель русского языка и литературы

г.Шахты



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

,

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8- 9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и рабочей Программы по русскому языку к учебнику для 8-9 кл. общеобразовательной школы авторов С.И. Львовой, В.В. Львова ( 2ч. - М: Мнемозина, 2010г).

В соответствии с современными требованиями к УУД подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 8-9 классов и рассчитан на 34часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к данному виду экзамена. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ГИА (ОГЭ).

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики, на комплексной работе с текстом.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи :

  • систематизировать УУД, проверяемые в ходе проведения экзамена по новой технологии

  • Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.

  • Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.

  • Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.

  • совершенствование умения излагать учебный текст;

  • совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

  • Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.

  • Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность.

Общая характеристика учебного курса.

Данная программа обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Ярко выражена речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  • теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

  • практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца);

2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности- описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.

Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отработаны и сгруппированы с учётом характера учебной ревой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.) Предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью.

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги), решение тестов по типу ГИА на заданное время, написание изложений и сочинений - рассуждений на лингвистическую тему.

Формы проведения занятий:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;

  • Составление обобщающих таблиц и схем;

  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

  • Самостоятельный отбор материала;

  • Работа в группах;

  • Проведение деловых игр и практикумов;

  • Работа с пакетами КИМов;

  • Написание изложений и сочинений.

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку УУД учащихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;

  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

  • умение определять средства связи предложений в тексте;

  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота

  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

  • умение применять знания по лексике, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

  • умение последовательно излагать собственные мысли;

  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные типы тестовых заданий;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;

  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

Требования к уровню подготовки.

(Планируемые результаты)

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форм

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, Недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Примечание. При составлении программы учитывалась логика построения курса русского языка в 8 и 9 классах. Работа над 1 и 2 частями(задание №2-№11,) экзаменационной работы проводится в 8классе. Работа над 2 частью (задание №12-14 ) и 3 частью (задание 15 )экзаменационной работы отнесена в 9класс, так как к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».


СОДЕРЖАНИЕ

Знакомство с содержанием курса «Язык мой- друг мой»

8класс

Культура речи.

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы (№6)

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания. (№3)

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения.

Лексическая сочетаемость.

Смешение паронимов.

Жаргонизмы.

Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней . Правописание приставок (№4). Правописание суффиксов (№5)

ГИА-9. Методика обучения написанию сжатого изложения.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения .

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста (А1)

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1

Синтаксические нормы.

Словосочетание (№7)

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения (№8,11)

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении(№9,10)

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.(№9)


9класс

Повторение лексических и грамматических норм.

Синтаксические нормы.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении (№12)

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (№12,13)

Синтаксический анализ сложного предложения .

Сложные бессоюзные предложения (№14)

Сложные предложения с разными видами связи (№14)

ГИА-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения - рассуждения 15.1,15.2,15.3

Алгоритм выполнения задания 15.1

Анализ высказывания. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Два аргумента из текста Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Алгоритм выполнения задания 15.2

Рассуждение по финальному (первому) предложению текста. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Два аргумента из текста Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Алгоритм выполнения задания 15,3

Рассуждение по предложенному понятию. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Один аргумент из текста , другой- из жизни или литературного произведения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Общее количество часов: 17



9класс

Дата

Тема занятий

Кол-во часов

Виды деятельности

(элементы содержания, контроль)

18

9.09

Сжатое изложение содержания прослушанного текста)

1

Изложение

19

8.09

Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. Подчинительная, сочинительная, бессоюзная связь. Сложные предложения с разными видами связи.(№12,13,14)

1

урок-презентация на интер

активной доске (опорный материал

для составления текста со сложными

предложениями), групповая работа

объяснительный диктант с после

дующей самопроверкой по памятке

выполнения задания, групповое про

ектирование

построение схем

предложения, наблюдение за инто

нацией предложения), работа в парах

20

21

15.09

22.09

Практикум по написанию сочинения на лингвистическую тему.15.1

2

составление алго

ритма написания сочинения-описания

на лингвистическую тему, составление

памятки для определения сложноподчиненного предложения при консультативной помощи учителя, Работа с текстами

Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы

22

29.09

Сочинение на лингвистическую тему15.1

Анализ сочинений в соответствии с критериями оценивания.

1

Составление текста, его редактирование при консультативной помощи учителя, фронтальная устная работа по учебнику с использованием материалов лингвистического портфолио. Комплексное повторение на основе памяток Написание сочинений.

23

24

6.10

13.10

Практикум по написанию сочинения-рассуждения по заданию 15.2

2

составление алго

ритма написания сочинения-описания

на лингвистическую тему, составление

памятки для определения сложноподчиненного предложения при консультативной помощи учителя, Работа с текстами

Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы

25

20.10

Сочинение - рассуждение по заданию15.2

Анализ сочинений в соответствии с критериями оценивания.

1

Составление текста, его редактирование при консультативной помощи учителя, фронтальная устная работа по учебнику с использованием материалов лингвистического портфолио. Комплексное повторение на основе памяток. Написание сочинений.

26

27

27.10

10.11

Практикум по написанию сочинения-рассуждения по заданию 15.3

2

составление алго

ритма написания сочинения-описания

на лингвистическую тему, составление

памятки для определения сложноподчиненного предложения при консультативной помощи учителя, Работа с текстами

Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы

28

17.11

Сочинение - рассуждение по заданию15.3

Анализ сочинений в соответствии с критериями оценивания.

1

29

30

31

24.11

31.11

1.12

Тренировочные тесты по типу ГИА

3

Формирование у учащихся умений

к осуществлению контрольной функ

ции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения

самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование

выполнения домашнего задания

32

8.12

Обучение правильному заполнению экзаменационных бланковГИА

1

Практикум

33

34

15.12

22.12

Контрольные тесты по типу ГИА (ОГЭ)

2

Формирование у учащихся умений

к осуществлению контрольной функ

ции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения

самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование

выполнения домашнего задания

Итого: 34ч.

Литература:

  1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2015. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год.

  2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА - 2015 9 класс. Москва, «Экзамен», 2015 год.

  3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год

  4. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель 2015г.

  5. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»2015г.

  6. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2014: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо». 2014г.

  7. Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/

11


© 2010-2022