Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными

Предмет:  Русский язык Класс: 2 Тип урока: закрепление знаний Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными» Задачи: формировать УУД.Познавательные:·        формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;·        использовать знаково-символические средства;·        создавать и преобразовывать модели.Предметные:·        формировать умение видеть орфограмму;·        уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;·        развивать орфографическую зоркость; Метапредметные:·        развивать внимание, мышление, ре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правописание парных согласных на конце слова и перед согласнымиПравописание парных согласных на конце слова и перед согласнымиПравописание парных согласных на конце слова и перед согласнымиПравописание парных согласных на конце слова и перед согласными


Урок русского языка во 2 классе


по теме: «Правописание парных согласных на конце слова

и перед согласными»



УМК «Школа России»



Выполнила: Попова Ольга Александровна ,

учитель начальных классов
























2014г.





Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тип урока: закрепление знаний

Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными»

Задачи: формировать умения УУД

Познавательные:

  • формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

  • использовать знаково-символические средства;

  • создавать и преобразовывать модели.

Предметные:

  • формировать умение видеть орфограмму;

  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;

  • развивать орфографическую зоркость;

Метапредметные:

  • развивать внимание, мышление, речь;

  • уметь выдвигать гипотезы;

  • уметь контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные:

  • уметь строить работу с партнёрами;

  • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Личностные:

  • уметь оценить свою работу и работу товарища;

  • уметь находить причину успеха работы.

Перечень условий:

для учителя - мультимедийный проектор, компьютер, презентация урока, сундучок, карточки с предполагаемыми целями урока;

для учеников - в конвертах на столе вырезанные согласные, смайлики, листочки для алгоритма, учебники, тетради.

для учащихся - листочки для алгоритма, смайлики.

№ п/п


Этап урока


Деятельность обучающихся


Деятельность учителя


Методический комментарий

I.






II.










III.



IV.



V.


VI.












VII.






VIII.





IX.








X.

Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.





Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность







Выявление места и причины затруднения.



Построение проекта выхода из затруднения.



Физминутка


Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные обучающимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.









Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.




Включение в систему знаний и повторений.





Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону








Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Учащиеся показывают свою готовность к уроку.





Записывают слова - народ, город, вокруг, сугроб, тетрадь.

- Это словарные слова.

- Словарные слова проверяют по орфографическому словарю.

- Не все слова есть в словаре. Слово «сугроб» не является словарным.

Дети рисуют смайлики.

- В слове «сугроб» орфограмма - парная согласная в слове.

Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.




- Уметь находить парные согласные в слове.

- Уметь находить «опасные места» в слове.

- Знать способ проверки парных согласных.

- Уметь проверять парные согласные.

- Работать в парах.

- Работать с учебником.

- Узнать новые словарные слова.

- Отгадывать загадки.

- Мы будем учиться проверять парные согласные.


Ученики достают вырезанные из картона буквы.

В конвертах у детей буквы - П, З, Г, Д, Ф, Ш, Р, С, Ж, Б, К, В, Т, Х.

- Получились пары букв:

Б - П, Д - Т, З - С, Ж - Ш, Г - К, В - Ф.

- Без пары остались Х и Р - они не парные. Х - обозначает всегда глухой звук, Р - всегда звонкий звук.





- Не все слова пишутся так, как произносятся.

- В слове нож слышится звук «ш», а пишется буква «ж».

- В слове носорог слышится звук «к», а пишется буква «г».

- В слове лодка слышится звук «т», а пишется буква «д».




- Орфограммами являются парные согласные, которые стоят в конце слова или перед

согласной.




Ученики читают слова

Тропа

Морковный

Сказочка

Рыба

Сказка

Рыбка

Морковь

Тропка

- Чтобы проверить парную согласную, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

- Проверять нужно парную согласную в корне, на конце слова.

- Проверять нужно в корне, на конце слова.

- Подобрать проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

Работа в группах.

Детям раздаются листочки с будущим алгоритмом.

ЧТО___________

ГДЕ______________

КАК______________

К каждому пункту ученики предлагают свои варианты действий.

Работа организуется в группе по 4 человека. Устно проговаривается алгоритм, ученики записывают в тетрадях только слова с орфограммами.




Учащиеся проговаривают алгоритм действий, объясняя орфограмму. Работа организуется фронтально, с помощью веера букв.

Учащиеся записывают словосочетания: жидкая каша, легкие сапожки, крепкие орешки, близкий друг.

Ребятам предлагается на доске повесить таблички с теми целями, которых они достигли на уроке. (Таблички из сундука желаний)

Прозвенел для нас звонок Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи, старание.

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться.

Помогать учиться сегодня нам будут гномики. Они приготовили много интересных заданий.

Гномики написали вам слова

[нарот], [горат ], [вакрук], [сугроп ], [титрат']

- Прочитайте звуковой состав слова. Напишите слова, обозначая их буквами.


- Какие слова вы написали? Как их можно назвать?

- Как можно проверить их написание?

- Проверьте свою работу по орфографическому словарю в конце учебника.

- Что можете сказать о своей работе? Все ли слова вам удалось найти в словаре?

- Оцените свою работу с помощью смайлика.

- Какая орфограмма в слове «сугроб»? Правильно ли вы написали слово? Почему?

- Тема нашего урока «Правописание парных согласных в слове».

- Чему вы хотели бы научиться на уроке? Давайте составим свой сундучок желаний.

- В течение урока мы ответим на вопросы:

Что?

Где? надо

Как? проверять

Чем?

- Какие виды работ вы хотели бы выполнить на уроке?




- Итак, первый вопрос, который мы определили, ЧТО мы должны научиться проверять?

- Какие согласные мы называем парными? Какие пары они образуют?

- Чтобы ответить на эти вопросы, я вам предлагаю следующее задание.

На партах у вас в конвертах лежат вырезанные буквы. Когда все буквы будут на парте, выберите буквы, которые обозначают парные согласные и разделите их по парам.

- Назовите пары согласных, которые у вас получились. Какие буквы остались без пары? Почему?


Физминутка.

Ребята, а сейчас мы с вами проведем физминутку для глаз.

Смотрите на меня и за движением предметов наблюдайте только глазками.

- Следующий наш вопрос, который мы поставили в начале урока, ГДЕ мы должны проверять парные согласные?

- Где в слове парные согласные нужно проверять, а где проверка не нужна?

- Отгадайте загадки, которые принесли гномики.

Грибникам он очень нужен,

Без него не сваришь ужин,

На охоту не пойдешь

Что же это? Это …

Кто один имеет рог?

Угадали? ...

К лежебоке у реки,
Притащил я две руки.
По руке к бокам приладил,
И поплыл по водной глади.


- Прочитайте данные слова. Произнесите слово, соотнесите буквенную запись слова со звуковым произношением. Сделайте вывод.

- Есть ли еще парные согласные в словах? Являются ли они орфограммами?

- Сделайте вывод, где стоят парные, которые нужно проверять?

- Последний вопрос, на который мы должны сегодня ответить, КАК надо проверять парные согласные?

- На домиках гномиков записаны слова. Прочитайте слова.

- В каких словах написание слов надо проверять?

- Найдите для каждого проверяемого слова проверочное.


- Сделайте вывод, как нужно проверять парные согласные в корне.




- Ответим на все наши вопросы:

- Что надо проверять?

- Где надо проверять?

- Как надо проверять?

- Давайте составим алгоритм действий для проверки парных согласных.

После предложенных вариантов на доске получается запись

Алгоритм

  • Выделить корень

  • Определить парную согласную

  • Подобрать проверочное слово

- А сейчас мы попробуем применить алгоритм, который мы с вами создали.

- На доске записаны предложения, прочитайте, вставьте нужную букву и пользуясь алгоритмом объясните правописание.

На доске предложения:

Я гнала гусей на ___,

Поломался тонкий ___.

На грядках зеленеет ___,

Похожи грядки теперь на ___.

Прекрасный куст душистых ___

Под солнцем в нашем парке ___.

Проверка с проговариванием вслух.

- А сейчас гномики предлагают вам поиграть в игру «Будь внимателен». На доске слова с пропущенными буквами. Объясните, какую букву надо вставить.

Слова: утюг, арбуз, жираф, поход, сапог, гриб.


- Наши неутомимые гномики придумали еще одно задание для вас. На доске записаны словосочетания, спишите, вставьте буквы, подбирая проверочное слово.

- Урок подходит к концу. Подведем итог урока.

- Чему вы сегодня научились?

- Какие из поставленных целей на уроке мы выполнили?

- Какое задание для вас было трудным?

- Какое задание вам особенно понравилось?

- Как вы оцениваете свою работу, нарисуйте смайлики.

- А теперь отметьте на шкале успеха, насколько вы:

1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, уютно;

2)Разобрались с темой урока;

3)Сможете применять свои знания.

- Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке















Учитель заранее готовит листочки с написанными предполагаемыми целями. После того как ребенок определил свою цель работы на уроке - учитель дает ему этот листочек, а ребенок кладет его в сундучок. (Сундучок на столе учителя)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

восстановить выполненные операции и зафиксировать операцию, где возникло затруднение.

Работа организуется в парах.










На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

восстановить выполненные операции и зафиксировать операцию, где возникло затруднение;








Работа в группах организуется по 4 человека. Один комментирует слово, другие выслушивают, соглашаются или высказывают своё мнение.



На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (в группе) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.


При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.






По окончании работы заслушиваются все высказанные ответы.



Список литературы:

  1. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах.М.: Просвещение, 1991

  2. Канакина В.В., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2012



© 2010-2022