Конспект урока по русскому языку на тему Сложносочиненное предложение (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сложносочиненное предложение (ССП)

Цели: повторить классификацию сложных предложений; повторить постановку знаков препинания в союзных сложных предложениях; воспитание языкового чутья.

Тип урока: урок - обобщение.

Оборудование: таблица «Сложное предложение», «Знаки препинания в ССП».

Ход урока.

  1. проверка д/з: выполнение тестового задания:

1. Отметьте буквенный вариант предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Кругом стало совершенно темно - луна зашла за облака.

2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

3) Стояла невыносимая жара - улицы были пустынны.

4) Наша задача - не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

2. Укажите вариант полного и правильного объяснения пунктуации в предложении: Земля (1) кругла (2) на ней не скроешь тайны.

1) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится запятая (2). В первой части - тирс между подлежащим и сказуемым (1).

2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится двоеточие (2). В первой части запятая отделяет уточняющий член предложения (1).

3) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2), так как вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части. В первой части запятая не нужна (1).

4) Предложение простое. Тире (2) разделяет подлежащее и сказуемое. Запятая (1) не нужна.

3. Отметьте номер предложений с пунктуационной ошибкой.

1) После завтрака экскурсанты пошли к морю, которое, хотя ветра не было, гулко шумело и плескалось.
2) Так как приближалась ночь, мы остались в селении, которое находилось в пятнадцати километрах от железной дороги.
3) В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда потом не забываются, и надолго определяют его биографию.
4) Мне выслали какие-то книги, но какие именно - не знаю.

4. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Неприятель решил, что здесь нет защитников, и полез выше в гору.
2) Вечером, когда немного утихло, мы пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход.
3) Поздно вечером раздался протяжный свисток и показался сияющий огнями паровоз.
4) Река еще не замерзла и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах.

5. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Чтобы отбить, отбросить вражий вал_ такие вынес город испытания, каких еще ни разу не знавал за двести сорок лет существования.
2) У костра остался проводник, который_ пока путешественники охотились, приготовил ужин.
3) Пушкин не скрывал, что_ если бы во время восстания он находился в Петербурге, то был бы вместе с декабристами.
4) Луна светила ему прямо в лицо_ и я видел ужасные гримасы, которые появлялись то и дело на его лице.

Ответы:

1)1

2).3

3) 3

4) 4

5) 3

II. Работа по теме урока.

  1. Выход на тему:

Найдите общее между предложениями:

Зацветает степь лесами а в лесах поля цветут.

Учёные заинтересовались находкой и начались раскопки кургана.

Или я не понимаю или же ты не хочешь меня понять.

(это ССП. )

- А в чем разница в данных предложениях? (смысловые отношения)

- Скажите , чем мы будем заниматься на уроке? (ССП, повторить смысловые отношения между частями ССП).

Составление схемы. Беседа по вопросам.

- По какому принципу сложные предложения делятся на сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные (СПП)?

- На какие группы делятся ССП? От чего зависят смысловые отношения в ССП?

- В чем разница между союзами и союзными словами?

2. Знаки препинания в ССП.

- Какие знаки могут отделять части ССП? (Запятая, точка с запятой, тире, отсутствие знака при наличии общего второстепенного члена.)

(Учащиеся записывают предложения и комментируют условия выбора нужного знака препинания в сложносочиненном предложении.)

1. День безветренный, но морозец крепкий, январский.

2. Ни своего угла, ни родных не было у нее там; и служила она в Суходоле уже не у прежней хозяйки своей.

3. С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он.

4. В мозгу людей миры летят и государства гибнут.

3. Выполнение заданий.

Карточка 1. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочинённого предложения.

Пел в кустах малиновых соловей-соловушка, да шумели листьями стройны тополя.(Соф.)

Глухая ночь сгущает краски, и поневоле страшно нам. (Сол.)

Не то это было раннее утро, не то уж наступал вечер.(Фад.)

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.(Л.Т.)

В льдистом, в необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял. (Пауст.)

Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой. (Кат.)

Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды.

Карточка 2. Объясните, в чем разница между предложениями

Учёные заинтересовались находкой и начались раскопки кургана.

Учёные заинтересовались находкой и начали раскопки кургана.

Закончите предложения.

Подул ветер, и...

Подул ветер и...

- Объясните, в чем разница между получившимися предложениями. (В первом предложении союз связывает части сложносочиненного предложения (ССП), а во втором - однородные члены предложения.}

Карточка 3.

Определите сложносочинённые предложения, в которых не нужны запятые перед союзом и, так как имеется общий второстепенный член.

1.Несмотря на праздничный день, в саду было пустынно и вокруг ни души.(М.Г.)

2.В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. (Ф.)

3.Его чёрные кудри выбивались из-под шляпы и карие глаза улыбались.

4.Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился. (Ф.)

5.Пел в кустах малиновых соловей-соловушка, да шумели листьями стройны тополя.(Соф.)

Карточка 4.

Расставьте знаки препинания в сложносочинённых предложениях, осложнённых пунктограммами простого предложения.

1.Летние яблоки созревают в августе а зимние в сентябре.

2.Кувшины звуча налилися водой и гордо кивая махровой главой приветствуют пальмы нежданных гостей и щедро поит их студёный ручей. (Л.)

3.Солнце взошло и в остывающем сгустившемся свете чётко выделяющем каждый предмет посёлок больше всего походил на пасеку. (В.Р.)

4.Блеск моря и скрип причала и пляжей дневных теснота всё это внезапно пропало и сразу пришла темнота.

Карточка 5.

Определите, в каких сложносочинённых предложениях перед вторыми предложениями нужна большая пауза и поэтому можно поставить тире.

Удар короток и мяч в воротах! (Ош.)

Ещё десять шагов и я увидел толстую сухую сосну, сваленную ветром и подожжённую у корня. (Ф.)

Время дорого и терять его не станем. (Гонч.)

Упали две, три крупные капли дождя и вдруг блеснула молния. (Гонч.)

Здесь горели костры и вокруг них толпились любопытные.(Гайд.)

Щёлк и выключила свет.(Марш.)

Один прыжок и я был стиснут его (отца) крепкими, загрубелыми лапами. (Гайд.)

Ещё один день пути до нашего таёжного аэродрома и прощай кочевая жизнь, комары, тишина топких болот. (Ф.)

(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними вместо запятой перед союзом ставится тире, например: Оковы тяжкие падут, темницы рухнут - и свобода вас примет радостно у входа и братья меч вам отдадут.

Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными, например: Еще напор - и враг бежит. Еще одна минута объявления - и вражда готова была погаснуть.

Иногда предложение распадается на две части, между которыми ставится тире, например: В горах если столкнуть с высоты камень, он сорвет в своем полете другой, третий, они повлекут за собою десятки, которые обвалят сотни, - и вот целая лавина каменьев, глыб и комьев земли рушится в пропасть с нарастающим устремлением…)

  1. Закрепление материала.

Тест по теме.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

1. Задание: записать предложения, выделить грамматическую основу: построить схемы сложных предложений.

В полдень солнце уже горело изрядно, и от влажной земли ощутимой волной поднимались густые испарения. Они насыщали собой воздух, яркими искрами оседали на пушистых соцветиях верб, на крохотных, еще сморщенных листьях берез. Березняк еще не зеленел, но уже был весь в намеках на ярко-зелёный цвет, который вот-вот прорвется из клейких темно-коричневых почек и охватит всю крону деревьев.

Тест ССП

  1. Укажите сложносочинённое предложение:

А) Господин из Сан-Франциско ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения.

В) До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но всё же он возлагал все надежды на будущее.

С) Он был твёрдо уверен, что он имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное.

Д) Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя, однако был рад за жену и дочь.

Е) Китайцы, которых он выписывал себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит.

2. Сложносочинённое предложение, в котором указывается на возможность одного явления из двух:

А) Тогда царь осторожно раздвигает руками ветки, тихо пробирается между колючими кустами и выходит на открытое место.

В) Царь Соломон не достиг ещё среднего возраста- сорока пяти лет, а слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни и пышности двора распространились за пределы Палестины.

С) Всё ближе слышится голос, и вот он совсем рядом, за раскидистыми кедрами, за тёмной зеленью можжевельника.

Д) Тысячи людей вязали срубленные деревья и плоты, и сотни моряков сплавляли их морем в Иоффу.

Е) Не то утренний ветер приносит аромат цветущего винограда, не то разносится тонкий, благоухающий запах резеды и варёного вина.

3. Укажите сложносочинённое предложение, в котором не ставится запятая:

А) Течёт река к морю и идёт год за годом.

В) За тучей дыма не было видно пламени и дым прямо летел по ветру на усадьбу.

С) Ночью плыл он мимо острова Капри и печальны были его огни скрывавшиеся в тёмном море.

Д) Он оставил коня в поле и кинул поводья на лугу.

Е) Намедни ночью бессонница меня томила и в голову пришли мне два- три мысли.

4. Сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

А) Волга, Днепр, Обь именно текут, так как они несут к морям тяжёлые воды.

В) В широте движения рек была сила и настойчивость.

С) Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, а жизненный путь не прогулка по ровной дороге.

Д) По меткому замечанию Пушкина, Дон не течёт, а льётся, и в этом удивительная точность определения.

Е) То облака медленно тонули в его омутах, то воды, позванивая на перекате, серебрились от ветра.

5.В сложносочинённых предложениях с соединительными союзами:

А) указывается на чередование явлений

В) второе предложение дополняет смысл первого

С) перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

Д) противопоставляется одно явление другому

Е) указывается на возможность одного явления из двух или нескольких

Ключ:

  1. В

  2. Е

  3. Е

  4. С

  5. С



© 2010-2022