Метапредметный подход при изучении литературного произведения. Педагогическая концепция

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метапредметный подход при изучении литературного произведения. Педагогическая концепцияГосударственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Воронежской области

«Бутурлиновский механико-технологический колледж»





Педагогическая концепция



Метапредметный подход

при изучении

литературного произведения





Жерегеля Ирины Петровны,

преподавателя русского языка и литературы 1 КК











2015 г.

Содержание:

Ведение

3

Основная часть

5

Заключение

11

Источники информации

14

Приложение

15































ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день метапредметный подход в обучении является приоритетным. Это объясняется тем, что в стандарте нового поколения метопредмету отводится одна из главных ролей. В примерной программе по литературе цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. Марина Половкова, зам.директора Института инновационных стратегий развития образования считает: "Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет - о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?".

Метапредметность - это не новообразование в современной педагогике. Истоки уходят в «Метафизику» Аристотеля и метод проектов, широко распространенный в дореволюционной школе. Так что же такое метапредмет? "Мета" - "за", "через", "над", то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на универсальных знаниях. Метапредмет - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

На современном этапе метапредметный подход разрабатывают двое ученых: Ю.В.Громыко через метапредметы "Знак", "Задача", "Проблема" и "Знание" и др. и А.В.Хуторской. У них разные взгляды, разные подходы. Чтобы работать в этом направлении учитель должен не только изучать вопрос, но и быть полипредметником, метапредметником. Но это не единственная проблема, которую необходимо решить в процессе работы. Главная, на мой взгляд, проблема - это падение, а зачастую и отсутствие, у обучающихся интереса к чтению, так как этот энергозатратный процесс осложняется неумением анализировать произведение и сопоставлять его с другими произведениями и жизненными ситуациями.

Для решения задачи подготовки к экзамену в 11 классе при изучении литературного произведения больше всего подходит метапредметный подход. Поэтому ответом на вопрос: «Зачем мне это надо?» будет, во-первых, практический ответ: «Потому что это нужно для успешной сдачи экзамена». Во-вторых, решаются более глубокие задачи формирования мировоззрения, выбора собственных нравственных ориентиров и аккумулирования культурных ценностей.

Исходя из анализа педагогической ситуации в 11 классе и понимая перспективы работы над данной темой в 8 классе, определяю цель: обучение учащихся способам работы с произведением с метапредметных позиций. Задачи: развитие навыков анализа произведения, обучение способам установки метасвязей, формирование поликультурного мышления, формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.

Чтобы проследить динамику продвижения к цели, проанализируем результаты пробного и «боевого» (термин Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области) выпускного сочинения, пробного ЕГЭ по русскому языку за 2014-2015 учебный год.





ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В работе современного учителя русского языка и литературы метапредмет является неотъемлемой частью учебного процесса. Связано это, прежде всего, с формой итоговой аттестации обучающихся одиннадцатого класса, а с 2015 года и девятиклассников. Дело в том, что выпускникам предлагается на экзамене написать сочинение-рассуждение, в котором нужно проанализировать проблему, волнующую автора текста, изложить его точку зрения, а затем самому порассуждать и привести два аргумента в поддержку теперь уже своей точки зрения. Эти примеры-аргументы выпускник должен найти в литературных произведениях и в собственном опыте. Таким образом, обучающийся должен уметь анализировать представленную ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, видеть точки соприкосновения и различия в подходах интерпретации, давать нравственную оценку. При этом свои мысли нужно представить грамотно, логично, доказательно.

Экзамен по литературе также предполагает владение общелитературными понятиями, умение анализировать литературное произведение и устанавливать соответствия.

В 2014-15 учебном году к ставшему уже традиционным ЕГЭ по русскому языку прибавилось выпускное сочинение. И опять-таки одним из критериев успешного прохождения испытания становится : «Аргументация. Привлечение литературного материала». А это значит, что выпускник должен обладать умением обобщать и систематизировать знания, полученные на уроках русского языка и литературы, собственные читательские предпочтения и соотносить их с вопросами, предложенными для рассмотрения. Нелишним будет заметить, что тексты, предложенные на экзамене, затрагивают широкий круг нравственных проблем, а ведь именно на уроках литературы, разбирая художественное произведение, школьники, зачастую, впервые задают себе вопросы о смысле жизни, о счастье, о добре и зле.

Метапредметные технологии предполагают новый тип сознания и учителя, и ученика. Эти технологии прежде всего предполагают хорошее знание предмета, умение оперировать основными понятиями. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

В настоящее время как средство формирования метапредметных умений и навыков рассматриваются:

    • Проектная деятельность. Применение метода проектов способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

  • Интерактивная методика. Интерактивное обучение - это обучение через опыт. Он включает в себя переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации), осмысление полученного опыта, обобщение (рефлексия),применение на практике. Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом - соучастником обучающего процесса.


  • Личностно-ориентированные технологии обучения. Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности. Цель обучения - создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Метапредметный подход не означает замену предметного обучения метапредметным. В своей работе использую метапредметные темы ("Пространство и время", "Вечные ценности") или метапретметные связи в предметных темах. Так, например, при изучении произведений постмодернистской литературы учащимся приходится усваивать большой объем теоретико-литературных понятий. Изучать их без опоры на произведение невозможно, поэтому теория дается в тесной связи с практикой анализа рассказа Л. Петрушевской и закрепляется новым подходом к изучению романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Такая работа с метапредметом «Знание» помогает и усвоить необходимый объем теоретико-литературных понятий, и установить параллели между произведениями, и показать, как можно декодировать произведения современного искусства.

Метапредметная связь на уроке - это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

В рамках метапредмета «Знак» формируем способность схематизации. Схемы помогают систематизировать знания, облегчают процесс усвоения большого объема материала. Так, при подготовке к выпускному сочинению составили табличку понятий и возможных тем, вспомнили произведения, в которых эти темы раскрываются. По направлению 2 («Вопросы, заданные человечеству войной») получилась такая таблица:

Направление

Возможные темы

Понятия-категории

Произведения

«Вопросы, заданные человечеству войной»

Любовь на войне

Дети на войне

Женщины и война

Современное видение ВОВ

Тема предательства

Война,

героизм,

мужество,

патриотизм,

подвиг,

смелость,

страх,

горе, предательство,

трусость,

храбрость,

беда,

потеря и т.д.

Л.Н.Толстой «Война и мир»,

М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», «Донские рассказы»

Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился»

В.Л.Кондратьев «Сашка»

В.В.Быков «Сотников», «Обелиск», «Знак беды», «Дожить до рассвета», др. повести

В.П.Астафьев «Пастух и пастушка»

В.О.Богомолов «Иван»

А.А.Фадеев «Молодая гвардия»

Таким образом, каждое произведение рассматривалось нами как многоаспектное.

При изучении романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» составляем план-схему, которая помогает разобраться в особенностях произведения. (Рисунок 1)

Метапредмет «Понятие» формирует способность работать с понятиями, системами знаний. Понятие хронотоп рассматриваем при изучении романа «Мастер и Маргарита». При этом анализируем особенности организации времени и пространства в литературных произведениях вообще и в романе Булгакова в частности.

С метапредметом «Слово» работаем при написании синквейна, защите презентации, письменном ответе на творческий или проблемный вопрос.

Метапредмет «Проблема» учит обсуждать вопросы, которые носят характер открытых. Учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовать и вести диалог. У них развиваются способности проблематизации, целеполагания, рефлексии. Данный метапредмет помогает при изучении темы: «Любовные линии в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»». После обсуждения на уроке ученикам предлагается высказаться по вопросу: «Что семейная любовь дает человеку?»

Использование метапредметной технологии на уроках литературы позволит более качественно осуществлять развитие общеучебных компетенций у учащихся, выведет на новый уровень подготовку учеников к Единому государственному экзамену по русскому языку и литературе, что в свою очередь приведёт к становлению полноценной социализированной личности.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

В аспекте Госстандарта нового поколения метапредметными результатами образовательной деятельности являются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

ФГОС предъявляет следующие требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ:

  • Личностные - ценностные ориентации, отражающие индивидуально- личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

  • Предметные - усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

  • Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Здесь важно учитывать не только успехи в освоении учебных знаний, но и личный рост умений и освоения универсальных учебных действий.

О предметных и личностных достижениях говорят результаты пробных и реальных выпускных испытаний.

№ п/п

Пробное сочинение

Реальное сочинение

Пробный экзамен по русскому языку (первичный балл, максимальный - 56)

1

Зачтено

Зачтено

48

2

Незачет по двум критериям

Зачтено

38

3

Незачет по двум критериям

Зачтено

26

4

Незачет по одному критерию

Зачтено

41

5

Незачет по одному критерию

Зачтено

41

6

Зачтено

Зачтено

54

7

Зачтено

Зачтено

56

8

Зачтено

Зачтено

53

9

Зачтено

Зачтено

50

Считаю, что метапредметный подход позволил ученикам 11 класса разработать проект «Олимпийский парк» и выступить с его защитой на районном конкурсе. Тем самым это показывает эффективность технологии и во внеучебной деятельности.

Дальнейшая работа по этой теме представляется интересной и важной, метапредметный подход, на мой взгляд, позволяет сориентировать учащихся при подготовке к ЕГЭ.

Качество современного образования всё больше связывается с так называемой функциональной грамотностью, под которой понимают способность человека адаптироваться в современном обществе, способность к самореализации, умению применять полученные в разных областях знания для решения жизненно важных задач.

Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена и в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модернизации образования.

«Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения..., прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью..., способны к сотрудничеству..., обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».







ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. chea.ucoz.ru/index/fgos/0-27

  2. festival.1september.ru/articles/613599/

  3. festival.1september.ru/articles/647921/

  4. myshared.ru/slide/553076/

  5. ug.ru/article/64















ПРИЛОЖЕНИЕ













Приложение 1

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема:

Любовные линии романа.

«Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.

Цель:

анализ произведения

Учебно-воспитательные задачи:

О.:

Знать содержание романа. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; соотносить содержание романа с исторической эпохой.

Р.:

Развитие умения анализировать изучаемое произведение, развитие умения выявлять авторскую позицию. Развивать навыки сопоставительного анализа.

В.:

патриотическое, эстетическое, трудовое.

Тип учебного занятия:

Семинар-практикум

УМО:

портрет писателя, презентация, карточки

ТЛП

символический смысл имен двух любимых женщин Григория. Позднее раскаяние.

Утверждение высоких человеческих ценностей. Гуманистический смысл шолоховской эпопеи.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Любовные линии романа.

«Тихий Дон» - любовный роман нового типа: не рефлектирующие герои Тургенева и Толстого, а простые и малообразованные люди, сила чувств которых ничуть не уступает переживаниям «просвещенных» героев классической литературы.

Тема любви - одна из главных тем романа. Эта тема традиционна и для русской литературы, и для мировой. Наша задача - найти шолоховский идеал любви. Рассмотрим, какие взаимоотношения описывает Шолохов в романе, в чем особенности таких отношений.

  1. Работа в группах.

  1. В классической русской лит-ре мы видим примеры противопоставления «любви-страсти» и «любви семейной» (Татьяна Ларина, Катерина Кабанова, Наташа Ростова). Какая любовь органичней для казачьего уклада и почему? Проанализируйте любовный треугольник Григорий-Аксинья-Наталья с т. зр. двух типов любви. Как раскрывают характеры героинь их имена: Аксинья (Ксения) - «чужая», Наталья - «родная»?

  2. Что является мерилом истинности отношений между мужчиной и женщиной в казачьей среде? Какова роль семейного очага и детей? Какое значение в совместной жизни Григория и Аксиньи имело рождение дочери? Почему Пантелей Прокофьевич уже не настаивал на возвращении сына на хутор? Проанализируйте отношения между Петром и Дарьей. Дайте оценку с точки зрения человека патриархального уклада.

  3. Проследите историю развития отношений Бунчука и Анны Погудко. Какое место их линия занимает в ряду других любовных линий романа? Почему большое чувство не привело к созданию семьи? Своё мнение докажите текстом.

  4. Какую роль в романе играет дневник студента Тимофея? Проанализируйте историю и характер взаимоотношений Тимофея и Лизы Моховой: чем их «свободная» любовь отличается от любви Григория и Аксиньи? Почему семья Евгения Листницкого оказалась столь непрочной? Сопоставьте образы Ольги Горчаковой и Лизы Моховой.

  1. Беседа: Что семейная любовь дает человеку?

  2. Роман-эпопея: признаки жанра. Художественные особенности «Тихого Дона» как романа-эпопеи. «Тихий Дон» и «Война и мир» : своеобразие романа М. Шолохова.

  1. Три рода лит-ры. Специфика эпического рода. Эпические жанры и место в их ряду жанра романа-эпопеи.

  2. «Война и мир» Толстого как образец русского классического романа-эпопеи, ставший своеобразным эталоном этого жанра.

  1. Сопоставление романов Толстого и Шолохова.

  1. временные и пространственные рамки романов; приемы, использующиеся авторами для их расширения.

  2. реальные исторические лица, введенные в роман наряду с вымышленными персонажами; включение в художественную ткань романа подлинных исторических документов и бесстрастных военных сводок.

  3. Своеобразие основных героев романа (социальная принадлежность, культура, язык, жизненные проблемы и пр.)

  4. Исторические события даны не столько сами по себе, сколько в их преломлении в судьбах целых семей.

  5. Отношение к любви, браку и семье.

  6. Батальные сцены; отношение к войне героев и автора; понимание патриотизма.

  7. Образ природы, роль пейзажных зарисовок в романе.

  1. Беседа.

Что позволяет говорить о романе М. Шолохова как о романе-эпопее?

В чем художественное своеобразие романа «Тихий Дон»? Почему его автора можно считать новатором в области крупных эпических форм?

Какова концепция истории Шолохова?

В чем заключается актуальность романа для сегодняшнего времени?

  1. Подведение итогов урока.

Задание на дом. Составить тезисный план к сочинению по роману «Тихий Дон»









Приложение 2

Правила написания синквейна

1строка - одно существительное

2 строка - два прилагательных (причастия)

3 строка - три глагола

4 строка - предложение или цитата из текста

5 строка - слово любой части речи

Пример выполненной работы:

Синквейн по образу Григория Мелехова

1. Казак

2. Смелый, ищущий

3. Влюбился, воевал, вернулся

4. Григорий все время выбирает

5. Аксинья









© 2010-2022