Конспект урока Разделительные ъ и ь

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по русскому языку в 5 классе на тему: «Разделительные ь и ъ»

  1. 1. Орфографическая пятиминутка.

Вызванные для ответа ученики (двое-трое) пишут на доске («Кто грамотней»), остальные - в тетрадях: Люблю кипучую жизнь, звенящую тишину; трещат кузнечики, щебечут чижи.

Задание: подчеркнуть буквосочетания шипящих с гласными и, а, у;

объяснить написание этих слов.

2. Устное упражнение - закончи предложение:

Небольшая книжка, листы которой скреплены или сшиты, называется _____(брошюрой).

Группа специалистов, которые решают вопрос о присуждении награды на конкурсах или выставках, называется ___________(жюри).

3. «Подскажи словечко!»:

Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе ______ (зонтик).

Через несколько минут опустился ______ (парашют).

Задание: написать слова (отгадки): почему их называют исключениями.

II. Правило о написании разделительных ъ и ь изучается во 2-ом классе и закрепляется в 3-ем. Поэтому работу над ним начинаем беседой:

- Какие буквы иногда называют немыми? Почему? Почему буквы ь и ъ называют разделительными? Почему в нашем алфавите не один разделительный знак, а два? От чего зависит написание разделительного знака ъ и ь?

III. Чтение правила №6 по учебнику; запоминание его, повторение.

  1. Беседа - подготовка к выполнению тренировочных упражнений.

  • Что общего в первой части правила (о написании твердого разделительного знака) и во второй (о написании мягкого разделительного знака)? А в чем отличие? На что надо обращать особое внимание, для того чтобы соблюдать на письме правило №6? (На состав слова).

  1. Тренировочные упражнения.

  1. Выборочный диктант - заполнение схемы.

Задание: из диктуемых слов выбрать такие, в которых надо писать ъ или ь, и записать их в соответствующую колонку схемы.

Для упражнения подбираем такие слова, морфемный анализ которых не вызывает особых затруднений у обучающихся: съездил, сумел, барьер, обучил, серьезно, подъехал, вьюга, безаварийная работа, объединил, сэкономил, объяснил, разыгрался, обезьяна, сорганизовал, соловьи, подытожил.


  1. После приставок перед

е, ё, ю, я - ъ

съездил и т.д

  1. В остальных случаях перед

е, ё, ю, я, и - ь

барьер и т.д.


  1. Зрительный диктант.

Заревом заката

даль небес объята.

(А.С. Пушкин)

3. Выборочный диктант на материале загадок.

Задания: отгадать загадки; во время повторного чтения загадок выбрать из них слова на изучаемое правило.


  1. Один льет, другой пьет, третий растет (дождь, земля, растение).


  1. Вокруг носа вьется, а в руки не дается (ветер).


  1. Летит - кричит, сядет - молчит, кто его убьет, тот свою кровь прольет (комар).

  2. Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь)

  1. Объяснительный диктант с орфографическим и пунктуационным заданием.

Загадка

Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас.

Задание: объяснить правописание слов с ь; подчеркнуть главные члены в предложениях, объяснить постановку знаков препинания.

  1. Устный диктант с использованием сигнальных карточек ъ, ь: учитель называет слова на изучаемое правило, обучающиеся показывают карточки с ъ или ь.

  1. Вывод.

  2. Домашнее задание: параграф 12, упр. 58(устно), упр. 56 (письменно).

© 2010-2022