- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Разделительные ъ и ь
Конспект урока Разделительные ъ и ь
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нурова Л.Р. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект по русскому языку в 5 классе на тему: «Разделительные ь и ъ»
-
1. Орфографическая пятиминутка.
Вызванные для ответа ученики (двое-трое) пишут на доске («Кто грамотней»), остальные - в тетрадях: Люблю кипучую жизнь, звенящую тишину; трещат кузнечики, щебечут чижи.
Задание: подчеркнуть буквосочетания шипящих с гласными и, а, у;
объяснить написание этих слов.
2. Устное упражнение - закончи предложение:
Небольшая книжка, листы которой скреплены или сшиты, называется _____(брошюрой).
Группа специалистов, которые решают вопрос о присуждении награды на конкурсах или выставках, называется ___________(жюри).
3. «Подскажи словечко!»:
Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе ______ (зонтик).
Через несколько минут опустился ______ (парашют).
Задание: написать слова (отгадки): почему их называют исключениями.
II. Правило о написании разделительных ъ и ь изучается во 2-ом классе и закрепляется в 3-ем. Поэтому работу над ним начинаем беседой:
- Какие буквы иногда называют немыми? Почему? Почему буквы ь и ъ называют разделительными? Почему в нашем алфавите не один разделительный знак, а два? От чего зависит написание разделительного знака ъ и ь?
III. Чтение правила №6 по учебнику; запоминание его, повторение.
-
Беседа - подготовка к выполнению тренировочных упражнений.
-
Что общего в первой части правила (о написании твердого разделительного знака) и во второй (о написании мягкого разделительного знака)? А в чем отличие? На что надо обращать особое внимание, для того чтобы соблюдать на письме правило №6? (На состав слова).
-
Тренировочные упражнения.
-
Выборочный диктант - заполнение схемы.
Задание: из диктуемых слов выбрать такие, в которых надо писать ъ или ь, и записать их в соответствующую колонку схемы.
Для упражнения подбираем такие слова, морфемный анализ которых не вызывает особых затруднений у обучающихся: съездил, сумел, барьер, обучил, серьезно, подъехал, вьюга, безаварийная работа, объединил, сэкономил, объяснил, разыгрался, обезьяна, сорганизовал, соловьи, подытожил.
-
После приставок перед
е, ё, ю, я - ъ
съездил и т.д
-
В остальных случаях перед
е, ё, ю, я, и - ь
барьер и т.д.
-
Зрительный диктант.
Заревом заката
даль небес объята.
(А.С. Пушкин)
3. Выборочный диктант на материале загадок.
Задания: отгадать загадки; во время повторного чтения загадок выбрать из них слова на изучаемое правило.
-
Один льет, другой пьет, третий растет (дождь, земля, растение).
-
Вокруг носа вьется, а в руки не дается (ветер).
-
Летит - кричит, сядет - молчит, кто его убьет, тот свою кровь прольет (комар).
-
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь)
-
Объяснительный диктант с орфографическим и пунктуационным заданием.
Загадка
Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас.
Задание: объяснить правописание слов с ь; подчеркнуть главные члены в предложениях, объяснить постановку знаков препинания.
-
Устный диктант с использованием сигнальных карточек ъ, ь: учитель называет слова на изучаемое правило, обучающиеся показывают карточки с ъ или ь.
-
Вывод.
-
Домашнее задание: параграф 12, упр. 58(устно), упр. 56 (письменно).