- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Педагогический опыт учителя русского языка и литературы
Педагогический опыт учителя русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зуева Г.В. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Педагогические технологии,
способствующие активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности учащихся.
Педагогический опыт
учителя русского языка и литературы
Зуевой Галины Васильевны
Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить выпускников, способных реализовать себя в новых жизненных обстоятельствах. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Актуальность темы обусловлена тем, что активизация познавательной деятельности развивает творческую личность с активной жизненной позицией.
В связи с этим цель моей педагогической деятельности - развитие личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием применения педагогических технологий.
Для реализации поставленной цели выдвинула перед собой следующие
задачи:
-
Создать каждому ребёнку ситуацию успеха.
-
Предоставить возможность самовыражения, самореализации, самосовершенствования каждого обучающегося.
-
Выработать навыки самостоятельной работы путём дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
-
Применять технологии, способствующие активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности учащихся.
Как же добиться этих задач? Существуют пути решения: нестандартные уроки, метапредметная связь, исследовательская деятельность, проектная деятельность.
Каждый урок строю так, чтобы развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательный интерес к предмету, а также воспитываю уважение и толерантность к собеседнику.
При проведении учебных занятий, стараюсь использовать нетрадиционные формы обучения: уроки- путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, часы поэзии, интегрированные, практикумы, уроки-диспуты, уроки с ролевой игрой.
Все уроки ориентированы на дифференциальный подход в обучении детей. Это способствует живому общения учителя и обучающегося, создает каждому ученику возможность выражения своего «я».
На своих уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности, чтобы дети чувствовали себя комфортно и активно включались в работу.
Главным результатом обучения будет способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром.
Я считаю, главное-учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить в нём потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нём чувство человеческого достоинства. А как «получить» личность?...Вопрос очень важный, и однозначного ответа на него нет. И я, как учитель, пытаюсь на него ответить по-своему.
Важно добиться успеха. Я воспитываю в детях целеустремленность, ведь каждый из них стремится стать лидером. Но еще важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится субъектом образовательной деятельности.
Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку
В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем и использовать современные педагогические технологии, ведь «педагоги не могут кого - то учить, если в это же время усердно не учатся сами».
В условиях введения ФГОС осуществляется новый взгляд на урок. Это создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, иметь терпимость к недостаткам , обучение в сотрудничестве, сотворчестве .Учитывать тот момент, что ребенок имеет право на ошибку.
Идеи, лежащие в основе технологии критического мышления, показались мне интересными, и я стала применять ее элементы. Ценным в этой системе является то, что ребенок не приобретает готовые знания, а добывает их сам. Весь изученный материал пропускает через личное восприятие, поэтому не боится высказывать свое мнение и уважает мнение других, что очень важно, так как мы учим детей толерантности.
Базовая модель технологии состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить все известное, затем познакомиться с новой информацией и подумать, как и где применить полученные знания. Практическая реализация технологии. На уроках русского языка и литературы дети сами при помощи наводящих вопросов и своих наблюдений формулируют тему урока и ставят задачи, которые, по их мнению, надо решить.
Опыт применения технологии критического мышления у меня небольшой, но интерес детей, их желание принять участие в работе на всех этапах урока, я замечаю всегда. Меня радует готовность учащихся работать самостоятельно.
При проведении урока литературы по творчеству В. Астафьева «Васюткино озеро», дети работали в группах.
Задание 1 группе: назвать породы рыб, которые встречаются в рассказе.
Задание 2 группе: назвать птиц, которые встречаются в рассказе. По голосам и звукам, которые они издают, определить птиц.
Задание3 группе: рассказать о растительном мире заполярной тайги.
Задание 1: как Вася определил направление на север, не имея компаса?
Задание 2:как мальчик подавал сигналы на берегу реки, чтобы его заметили? «Тайга, наша кормилица, хлюпких не любит». Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете?
Задание 3:какие оплошности допустил Васютка, и к чему они привели?
Какие умения и навыки помогли ему выжить в тайге?
В конце уроке учащиеся составляют синквейн.
Одной из задач, которые были поставлены на уроке, это помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.
При изучении сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок» дети работали в группах. Они создавали проекты, составляли синквейн.
Даша цветок
Добрая, отзывчивая одинокий, терпеливый
Грустит, сочувствует, заботится . Страдает, борется, стремится.
Она помогает цветку. Он любит жизнь.
Друг Герой
Также на уроках литературы дети составляют кроссворды, сочиняют стихи и сказки.
На уроках русского языка учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания
При изучении темы «Правописание не с именами существительными» надо составить пословицу.
Ученье без уменья
(не)закрывай глаза и на его (не)достатки.
Признавая достоинства друга,
(не)праздность, а труд.
Пишут (не)пером,
(не)польза, а беда.
Мы ценим и любим
а умом.
При изучении темы «Наречие».
Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия.
1) Береги платье …, а честь смолоду.
2) Берись … - не будет … .
3) Богатому и в пекле … .
4) Бог …, а царь далеко.
5) Больному все … .
Учащиеся любят писать сочинения-миниатюры, составлять диалоги на различные темы.
В своей педагогической деятельности использую игровой метод работы.
Использовать игровую деятельность можно как самостоятельную технологию, как урок или часть его, как технологию внеклассной работы по предмету.
Игра «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.
Говорить - спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.
Петь - замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе.
Работать - по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно.
Ехать - рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоем.
Так, например, на уроках русского языка, при объяснении нового материала, ставлю проблему перед учащимися, совместно вырабатываем алгоритм решения этой проблемы, после чего дети самостоятельно осуществляют поиск верных решений и оценивают свой выбор. Проблемное изложение материала, привлечение учащихся к поиску посильных для них решений неизменно повышает активность школьников, способствует лучшему усвоению знаний и практическому их применению.
Предлагаю найти материал по заданной теме и по итогам своей работы создать презентацию или буклет, отобразив в них свою точку зрения на данную проблему.
Учащихся заинтересовывает данная работа. Они учатся работать в парах и группах, высказывать свое мнение и при этом учитывать мнение других, а самое главное - они самостоятельно решают заданную проблему.
При организации учебно-воспитательного процесса распределение деятельности между учениками и мною идет по типу сотрудничества.
Создавая на уроке проблемную ситуацию, организую обучающихся на поиск её решения.
Компьютерные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, активизируют познавательную активность учащихся, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, а в целом - повышают качество образования.
При этом использую такие методы, как проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос
Использую такие формы работы, как создание кластеров, синквейнов, написание эссе, мини-сочинений - всё это даёт возможность учащимся самореализоваться.
Изучая художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие моих учеников.
Акцентирую внимание на практическую направленность обучения русскому зыку и литературе. Для активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности обучающихся, в зависимости от темы и целей урока, стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую разные виды уроков, используя при этом разнообразные формы работы. Однако, самым актуальным для меня остается использование метода проблемного обучения. Я не даю детям знания в готовом виде, а применяю проблемно - диалогическую технологию. Ученик на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Учебная проблема формулируется самими учащимися, а не дается в готовом виде. Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю ученикам самим «открыть» новые знания. Такие знания гораздо легче и прочнее усваиваются учащимися, чем знания, преподнесенные в готовом виде.
Особое место занимает исследовательская и проектная деятельность. Начиная с 5 класса, мы ведем наблюдения за своей речью и речью своих одноклассников, друзей. Выполнили исследовательские работы на темы:«Использование фразеологизмов в речи учащихся»(Каргаполова А.),«Слова-паразиты в речи учащихся»(Караванцева А.). Интересной получилась исследовательская работа по творчеству поэтессы-землячки Т.И.Гурьевой «Образ Родины в творчестве Т.И.Гурьевой»(Маслеева Е). Содержательная работа «История таможенного поста Казанское»(Сизов Д.).
Результативность учебной деятельности осуществляется с помощью диагностики, система мониторинга позволяет мне отследить качество усвоения учебного материала, результативность сдачи выпускных экзаменов, результаты контрольных срезов. Анализируя данные диагностики, ищу пути решения выявленных проблем в обучении.
Показатель эффективности всей моей работы - уровень творческой активности детей. В копилке достижений моих учащихся- грамоты, победы в творческих конкурсах, олимпиадах, активность в различных мероприятиях.
Результатом своей работы вижу положительную динамику в развитии личности учащихся. Хочется отметить высокую активность детей в различных конкурсах, мероприятиях.
Шилова О.-1место в районном конкурсе сочинений «Профессии моего района»-2010г., Маслеева Е.-1место в районном конкурсе сочинений, посвященных творчеству И.М.Ермакова-2013г., Горащенко Н.-3место в районном конкурсе сочинений, посвященных творчеству И.М.Ермакова-2013г.,Ляпин А.-2место в районном заочном конкурсе стихов «Славлю тебя, учитель!»-2011г.,Ермишкин С.-1место в районном заочном конкурсе мультимедийных презентаций «Люби свой край и воспевай!» -2011г., Шилова О. -1место в районном конкурсе «Вредные привычки-угроза рабочему месту»-2011г.,Маслеева Е. заняла 5 место в общероссийской предметной олимпиаде по русскому языку «Олимпус»-2012г., Маслеева Е-призер областной предметной олимпиады учащихся основной школы «Юниор-2012», ., Маслеева Е-призер областной предметной олимпиады учащихся основной школы «Юниор-2013», Каргаполова А.-2место в общероссийском конкурсе Мультитест по русскому языку.-2013г, Хлебникова В.-2место в общероссийском конкурсе Мультитест по русскому языку.-2013г,Шмидт В.-2место в общероссийском конкурсе Мультитест по русскому языку.-2013г, Маслеева Е.-2место в общероссийском конкурсе Мультитест по русскому языку.-2013г, Маслеева Е-победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.-2013г., Маслеева Е-победитель районного тура 1 Международного конкурса юных чтецов «Живая классика».-2013г., Осипова Ю.- победитель районного тура 1 Международного конкурса юных чтецов «Живая классика».-2013г, Нагаевская П.- лауреат Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г., Осипова Ю..- лауреат Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г.,КаргаполоваЯ.-участница Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г, Попова А.-участница Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г, Хлебникова В.-участница Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г, Ларичева А.- .-участница Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г, Санников И.- .-участник Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г, Хлебникова В.-участница Всероссийского конкурса «Лето Господне»-2014г, Рыбкин А.-участник Всероссийского конкурса «Лето Господне»-2014г.
Я могу сделать вывод, что формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий при использовании педагогических технологий на основе активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности учащихся положительно влияет на развитие личности учащихся, успешность обучения.
В дальнейшем буду продолжать работу над поиском новых педагогических технологий, которые бы развивали творческую личность с активной жизненной позицией.
Каждый день свой исполняя миссию,
Не теряет сердце Доброты,
Ведь Учитель - это не профессия,
Это образ жизни, свет души!