Педагогический опыт учителя русского языка и литературы

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.   Актуальность темы обусловлена тем, что активизация познавательной деятельности развивает творческую личность с активной жизненной позицией.   В связи с этим цель моей педагогической деятельности – развитие личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Такого рода актив...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогические технологии,

способствующие активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности учащихся.

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы

Педагогический опыт

учителя русского языка и литературы

Зуевой Галины Васильевны

Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить выпускников, способных реализовать себя в новых жизненных обстоятельствах. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Актуальность темы обусловлена тем, что активизация познавательной деятельности развивает творческую личность с активной жизненной позицией.

В связи с этим цель моей педагогической деятельности - развитие личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием применения педагогических технологий.

Для реализации поставленной цели выдвинула перед собой следующие

задачи:

  1. Создать каждому ребёнку ситуацию успеха.

  2. Предоставить возможность самовыражения, самореализации, самосовершенствования каждого обучающегося.

  3. Выработать навыки самостоятельной работы путём дифференцированного подхода к каждому учащемуся.

  4. Применять технологии, способствующие активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности учащихся.

Как же добиться этих задач? Существуют пути решения: нестандартные уроки, метапредметная связь, исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Каждый урок строю так, чтобы развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательный интерес к предмету, а также воспитываю уважение и толерантность к собеседнику.

При проведении учебных занятий, стараюсь использовать нетрадиционные формы обучения: уроки- путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, часы поэзии, интегрированные, практикумы, уроки-диспуты, уроки с ролевой игрой.

Все уроки ориентированы на дифференциальный подход в обучении детей. Это способствует живому общения учителя и обучающегося, создает каждому ученику возможность выражения своего «я».

На своих уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности, чтобы дети чувствовали себя комфортно и активно включались в работу.

Главным результатом обучения будет способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром.

Я считаю, главное-учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить в нём потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нём чувство человеческого достоинства. А как «получить» личность?...Вопрос очень важный, и однозначного ответа на него нет. И я, как учитель, пытаюсь на него ответить по-своему.

Важно добиться успеха. Я воспитываю в детях целеустремленность, ведь каждый из них стремится стать лидером. Но еще важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится субъектом образовательной деятельности.

Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку
В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем и использовать современные педагогические технологии, ведь «педагоги не могут кого - то учить, если в это же время усердно не учатся сами».
В условиях введения ФГОС осуществляется новый взгляд на урок. Это создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, иметь терпимость к недостаткам , обучение в сотрудничестве, сотворчестве .Учитывать тот момент, что ребенок имеет право на ошибку.

Идеи, лежащие в основе технологии критического мышления, показались мне интересными, и я стала применять ее элементы. Ценным в этой системе является то, что ребенок не приобретает готовые знания, а добывает их сам. Весь изученный материал пропускает через личное восприятие, поэтому не боится высказывать свое мнение и уважает мнение других, что очень важно, так как мы учим детей толерантности.

Базовая модель технологии состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить все известное, затем познакомиться с новой информацией и подумать, как и где применить полученные знания. Практическая реализация технологии. На уроках русского языка и литературы дети сами при помощи наводящих вопросов и своих наблюдений формулируют тему урока и ставят задачи, которые, по их мнению, надо решить.

Опыт применения технологии критического мышления у меня небольшой, но интерес детей, их желание принять участие в работе на всех этапах урока, я замечаю всегда. Меня радует готовность учащихся работать самостоятельно.

При проведении урока литературы по творчеству В. Астафьева «Васюткино озеро», дети работали в группах.

Задание 1 группе: назвать породы рыб, которые встречаются в рассказе.

Задание 2 группе: назвать птиц, которые встречаются в рассказе. По голосам и звукам, которые они издают, определить птиц.

Задание3 группе: рассказать о растительном мире заполярной тайги.

Задание 1: как Вася определил направление на север, не имея компаса?

Задание 2:как мальчик подавал сигналы на берегу реки, чтобы его заметили? «Тайга, наша кормилица, хлюпких не любит». Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете?

Задание 3:какие оплошности допустил Васютка, и к чему они привели?

Какие умения и навыки помогли ему выжить в тайге?

В конце уроке учащиеся составляют синквейн.

Одной из задач, которые были поставлены на уроке, это помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.

При изучении сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок» дети работали в группах. Они создавали проекты, составляли синквейн.

Даша цветок

Добрая, отзывчивая одинокий, терпеливый

Грустит, сочувствует, заботится . Страдает, борется, стремится.

Она помогает цветку. Он любит жизнь.

Друг Герой

Также на уроках литературы дети составляют кроссворды, сочиняют стихи и сказки.

На уроках русского языка учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания

При изучении темы «Правописание не с именами существительными» надо составить пословицу.

Ученье без уменья

(не)закрывай глаза и на его (не)достатки.

Признавая достоинства друга,

(не)праздность, а труд.

Пишут (не)пером,

(не)польза, а беда.

Мы ценим и любим

а умом.

При изучении темы «Наречие».

Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия.

1) Береги платье …, а честь смолоду.

2) Берись … - не будет … .

3) Богатому и в пекле … .

4) Бог …, а царь далеко.

5) Больному все … .

Учащиеся любят писать сочинения-миниатюры, составлять диалоги на различные темы.

В своей педагогической деятельности использую игровой метод работы.

Использовать игровую деятельность можно как самостоятельную технологию, как урок или часть его, как технологию внеклассной работы по предмету.

Игра «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.

Говорить - спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.

Петь - замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе.

Работать - по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно.

Ехать - рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоем.

Так, например, на уроках русского языка, при объяснении нового материала, ставлю проблему перед учащимися, совместно вырабатываем алгоритм решения этой проблемы, после чего дети самостоятельно осуществляют поиск верных решений и оценивают свой выбор. Проблемное изложение материала, привлечение учащихся к поиску посильных для них решений неизменно повышает активность школьников, способствует лучшему усвоению знаний и практическому их применению.
Предлагаю найти материал по заданной теме и по итогам своей работы создать презентацию или буклет, отобразив в них свою точку зрения на данную проблему.

Учащихся заинтересовывает данная работа. Они учатся работать в парах и группах, высказывать свое мнение и при этом учитывать мнение других, а самое главное - они самостоятельно решают заданную проблему.

При организации учебно-воспитательного процесса распределение деятельности между учениками и мною идет по типу сотрудничества.

Создавая на уроке проблемную ситуацию, организую обучающихся на поиск её решения.

Компьютерные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, активизируют познавательную активность учащихся, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, а в целом - повышают качество образования.

При этом использую такие методы, как проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос

Использую такие формы работы, как создание кластеров, синквейнов, написание эссе, мини-сочинений - всё это даёт возможность учащимся самореализоваться.

Изучая художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие моих учеников.

Акцентирую внимание на практическую направленность обучения русскому зыку и литературе. Для активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности обучающихся, в зависимости от темы и целей урока, стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую разные виды уроков, используя при этом разнообразные формы работы. Однако, самым актуальным для меня остается использование метода проблемного обучения. Я не даю детям знания в готовом виде, а применяю проблемно - диалогическую технологию. Ученик на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Учебная проблема формулируется самими учащимися, а не дается в готовом виде. Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю ученикам самим «открыть» новые знания. Такие знания гораздо легче и прочнее усваиваются учащимися, чем знания, преподнесенные в готовом виде.

Особое место занимает исследовательская и проектная деятельность. Начиная с 5 класса, мы ведем наблюдения за своей речью и речью своих одноклассников, друзей. Выполнили исследовательские работы на темы:«Использование фразеологизмов в речи учащихся»(Каргаполова А.),«Слова-паразиты в речи учащихся»(Караванцева А.). Интересной получилась исследовательская работа по творчеству поэтессы-землячки Т.И.Гурьевой «Образ Родины в творчестве Т.И.Гурьевой»(Маслеева Е). Содержательная работа «История таможенного поста Казанское»(Сизов Д.).

Результативность учебной деятельности осуществляется с помощью диагностики, система мониторинга позволяет мне отследить качество усвоения учебного материала, результативность сдачи выпускных экзаменов, результаты контрольных срезов. Анализируя данные диагностики, ищу пути решения выявленных проблем в обучении.

Показатель эффективности всей моей работы - уровень творческой активности детей. В копилке достижений моих учащихся- грамоты, победы в творческих конкурсах, олимпиадах, активность в различных мероприятиях.

Результатом своей работы вижу положительную динамику в развитии личности учащихся. Хочется отметить высокую активность детей в различных конкурсах, мероприятиях.

Шилова О.-1место в районном конкурсе сочинений «Профессии моего района»-2010г., Маслеева Е.-1место в районном конкурсе сочинений, посвященных творчеству И.М.Ермакова-2013г., Горащенко Н.-3место в районном конкурсе сочинений, посвященных творчеству И.М.Ермакова-2013г.,Ляпин А.-2место в районном заочном конкурсе стихов «Славлю тебя, учитель!»-2011г.,Ермишкин С.-1место в районном заочном конкурсе мультимедийных презентаций «Люби свой край и воспевай!» -2011г., Шилова О. -1место в районном конкурсе «Вредные привычки-угроза рабочему месту»-2011г.,Маслеева Е. заняла 5 место в общероссийской предметной олимпиаде по русскому языку «Олимпус»-2012г., Маслеева Е-призер областной предметной олимпиады учащихся основной школы «Юниор-2012», ., Маслеева Е-призер областной предметной олимпиады учащихся основной школы «Юниор-2013», Каргаполова А.-2место в общероссийском конкурсе Мультитест по русскому языку.-2013г, Хлебникова В.-2место в общероссийском конкурсе Мультитест по русскому языку.-2013г,Шмидт В.-2место в общероссийском конкурсе Мультитест по русскому языку.-2013г, Маслеева Е.-2место в общероссийском конкурсе Мультитест по русскому языку.-2013г, Маслеева Е-победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.-2013г., Маслеева Е-победитель районного тура 1 Международного конкурса юных чтецов «Живая классика».-2013г., Осипова Ю.- победитель районного тура 1 Международного конкурса юных чтецов «Живая классика».-2013г, Нагаевская П.- лауреат Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г., Осипова Ю..- лауреат Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г.,КаргаполоваЯ.-участница Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г, Попова А.-участница Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г, Хлебникова В.-участница Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г, Ларичева А.- .-участница Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г, Санников И.- .-участник Всероссийского литературного конкурса «В слове-сила!»-2014г, Хлебникова В.-участница Всероссийского конкурса «Лето Господне»-2014г, Рыбкин А.-участник Всероссийского конкурса «Лето Господне»-2014г.

Я могу сделать вывод, что формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий при использовании педагогических технологий на основе активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности учащихся положительно влияет на развитие личности учащихся, успешность обучения.

В дальнейшем буду продолжать работу над поиском новых педагогических технологий, которые бы развивали творческую личность с активной жизненной позицией.

Каждый день свой исполняя миссию,

Не теряет сердце Доброты,

Ведь Учитель - это не профессия,

Это образ жизни, свет души!


© 2010-2022