• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Методическая разработка посвящена первому знакомству с Г. Державиным и его поэзией. В ход проведения занятия введены элементы занятий, предусматриваемыми ФГОС

Методическая разработка посвящена первому знакомству с Г. Державиным и его поэзией. В ход проведения занятия введены элементы занятий, предусматриваемыми ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ЗНАКОМСТВО С ПОЭЗИЕЙ Г. ДЕРЖАВИНА, ЕЁ СВОЕБРАЗИЕМ».

Слог у него так крупен,

как ни у кого из наших поэтов.

Н.В. Гоголь

Ум и сердце человечье

Были гением моим

Г.Державин

Задачи: сформировать умение анализировать поэтические произведения,

воспитывать желание понимать связь произведений с исторической эпохой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слово учителя.

Великий поэт считал содержанием искусства - служение не обществу , как служил ему Ломоносов, а истине. Истина, в понимании Державина, - это естественный закон существования. Образцом такого существования для Державина была природа, потому что создана она Богом. «Следуйте природе», - говорил он , имея в виду общие законы жизни природы и человека - естественность ( правду и свободу ). Но люди не всегда соблюдают законы природы.

*1. ЧТЕНИЕ СТИХОВ И ИХ АНАЛИЗ,

Чтение стихотворения «На птичку» (читает заранее подготовленный ученик)

Работа по выяснению смысла стихотворения ( ученики работают в парах)

Вопросы для обдумывания и обсуждения.

Объясните, видите ли вы иносказательный смысл стихотворения.

Чем отличается содержание и поэтическая речь стихотворения Державина от од

Ломоносова?

Чтение учителем стихотворения «Признание».

Задания (для коллективного обсуждения)

  1. К внешней или внутренней жизни человека относится слово «признание», служащее названием стихотворения.

( Перед учениками на парте Словарь русского языка С.Ожегова

или другой толковый словарь)

Прочитали значение слова (признаться - «открыто объявить, признать что-нибудь,

касающееся себя).

2.Найти в тексте и другие слова, касающиеся внутренней жизни человека.

Учащиеся выстраивают лексический ряд из таких слов: притворяться, любил, думал,

гений, Бог и т.д.

3.Найдите слова, выражающие нравственные ценности лирического героя.

(«Чистосердечье», «сердце человечье», «Бог» и др.)

4.Кого хотел бы видеть образцом нравственности?

(Добродетельми казались

Мне они равны богам)

(Работа по словарям-выяснение значения слова «добродетель»)

(Добродетель - «всякое похвальное качество души, деятельное стремление кдобру»)

5.Пояснение учителя.

Автор хотел бы оставить в памяти потомков великие победы и имена достойныхлюдей:

Думал перелить в потомки

Души их…

6.Как вы понимаете строки:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им:

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Падал я, вставал в мой век ?

7.В чем же признается поэт?

(Заслушать мнение учащихся).

В жизни нет мудрецов, идеальных царей и поэтов. Есть люди заблуждающиеся, но

находящие силы преодолеть заблуждения, чтобы снова искать истину.

Чтение стихотворения «Река времен в своем стремленьи…»

Над чем заставляет задуматься это стихотворение?

Вывод. Предмет его поэзии - внутренний мир личности.

Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие - к разговорным, какие к просторечным? Что достигается их сочетанием?

* 2. ПРОТИВ ЧЕГО БОРОЛСЯ ДЕРЖАВИН В ЖИЗНИ И В ПОЭЗИИ ?

*3. СОСТАВЛЯЕМ карту памяти к стихотворению «На птичку».

(см. приложение к разработке)

Учащиеся знакомы с составлением карты памяти.

*4. Домашнее задание ( 1 на выбор)

1.Составьте карту памяти к стихотворению «Признание» .

2.Написать «Похвальное слово Державину - поэту и гражданину».

3. Выучить наизусть любое стихотворение.

*5.ИТОГ УРОКА

Ответьте для себя на вопрос: «Мое участие в уроке».





© 2010-2022