Конспект урока по литературе «Русская литература последних десятилетий»

"Описание материала: Урок предназначен для студентов колледжей, обучающихся на базе основного общего образования и основывается на краеведческом материале. Наряду со всемирно известными представителями русской культуры ( М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский, А.И. Куприн и др.) Пензенская земля славится авторами-песенниками. чьи строки широко известны миллионам русских людей. В их числе особо притягательным является творчество М.Смирновой. Данная разработка может быть использована не только на урока...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Пензенской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

Торгово-экономическое отделение




Методическая разработка

урока по дисциплине

«Литература»

(для специальности 030912

«Право и организация социального обеспечения»)



Автор-составитель:

Е.П. Сухарева





Пенза, 2014 г.

Конспект урока по литературе


Предмет: литература

Возраст учащихся: 16 лет, специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»

Тема занятия: Русская литература последних десятилетий (на основе краеведческого материала «Поэзия родного края»)

Цели занятия:

Образовательные: познакомить с творчеством Д.Злобиной, М.Смирновой; повторить информацию о творчестве писателей, связанных с Пензенским краем; учить выразительному чтению поэтических текстов; на примере высокохудожественных образцов повторить образные средства языка (эпитеты, метафоры, и т.д.) и функции языка (экспрессивные, эстетические и т.д.); учить использовать изобразительно - выразительные средства языка в собственном творчестве

Развивающие: развитие устной монологической речи; развитие абстрактного мышления, памяти, внимания, творческого воображения; обогащение словарного запаса

Воспитательные: повышать интерес к истории России, учебного заведения, предмету, русскому языку, книге; воспитывать патриотизм, гуманизм; воспитывать культуру речи и публичного выступления; расширять кругозор; учить коллективным и индивидуальным формам работы

Тип урока: сообщение новых знаний

Форма урока: литературно-музыкальная композиция

Формат: литературное кафе

Формы работы: групповая, фронтальная и индивидуальная, художественное творчество и элементы научно-исследовательской деятельности студентов

Междисциплинарные связи:

Основы этики: «Основные категории этики»,

«Нравственные черты личности государственного служащего»

Социальная психология: «Публичные выступления», «Профессиограмма государственного служащего»

Русский язык: «Особенности публицистического стиля», «Своеобразие художественного стиля»

История: «История государства Российского»

Логика: «Речевая и логическая культура»

Внутрипредметные связи: «Очерк жизни и творчества М.Ю.Лермонтова», «Очерк жизни и творчества А.И.Куприна»

Оборудование: 1. Технические средства обучения: ПК, экран, проектор.

2. Мультимедийные средства обучения: аудиозапись «Классика в современной обработке», песни на стихи М.Лермонтова и М.Смирновой, компьютерные презентации «Поэты земли Пензенской», «Виды Пензы», компьютерная презентация научно-исследовательских работ.

3. Наглядно-иллюстративные средства обучения: выставка художественной литературы пензенских писателей; картинная галерея деятелей - земляков; поэтический сборник студентов; плакат с эпиграфом, литературные альбомы.

4. Дидактический, раздаточный материал: буклеты со стихами студентов о Пензе, научно - исследовательские и творческие работы студентов;

5. Художественно-наглядные средства обучения и средства декорирования: костюмы для инсценировки, свечи и другие предмета антуража.


План открытого урока

п/п

Этапы урока и его цели

Формы и методы работы

Объем времени

I

Организационная часть урока.

Цель преподавателя: проверить готовность группы к уроку, переключить внимание студентов на учебную деятельность, настроить учащихся на решение образовательных и воспитательных задач.

Цель учащихся: организовать свое внимание и быстро включиться в деловой ритм, настроиться на решение учебных задач и нравственное развитие личности.

Монологическая деятельность преподавателя.

Техника психологического внушения.

3

минуты

II

Мотивация и целеполагание.

Цель преподавателя: подготовить студентов к восприятию нового материала, определить цель и тему занятия, привлечь внимание учащихся к словесному творчеству в рамках предметного кружка; пропагандировать работу творческих коллективов учебного заведения; провести краткий экскурс по истории Пензы.

Цель учащихся: познакомиться с целью и задачами предстоящей работы по изучению нового материала, включиться в работу по изучению русской литературы (краеведческого материала) на уроке и во внеурочной деятельности; вспомнить основные этапы истории Пензы.

Монологическая деятельность (художественное слово учителя). Художественное творчество студентов. Интеграция искусства: слово, музыка, живопись

5

минуты

III

Повторение изученного материала.

Цель преподавателя: организовать деятельность, направленную на актуализацию знаний, необходимых для изучения нового материала; проверить навыки выразительного чтения художественного текста; выявлять творческие способности студентов при разыгрывании драматических инсценировок; повышать интерес к научной деятельности; воспитывать уважение к культуре родного края.

Цель учащихся: продемонстрировать усвоение пройденного материала курса; корректировать пробелы в знаниях; расширять кругозор; учиться коллективным и индивидуальным формам работы; проявить умение выразительного чтения художественного текста; овладевать навыками научно - исследовательской деятельности.


Инсценировка из поэмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад».

Презентация научно-исследовательской работы «Героическое наследие современников Отечественной войны 1812 года и его отражение в творчестве (М.Ю.Лермонтов, Д.В.Давыдов)».

Коллективная мыслительная деятельность в творческих группах. Самостоятельный, информационный поиск. Работа с книгой.

Публичные выступления.

26 минут

IV

Сообщение новых знаний по плану:

1.Наши истоки (повторение творчества известных писателей, связанных с Пензенским краем)

2.Знакомство с творчеством писателей - земляков последних десятилетий

3.Презентация «Поэтического вестника»

Цель преподавателя: дать учащимся новые сведения о писателях - земляках; организовать групповую работу с целью решения проблемной ситуации; развивать навыки критического мышления; проверить знание литературоведческих терминов (эпитеты, метафора и др.); учить анализу художественного текста; совершенствовать навыки публичного выступления и самостоятельной работы с информационными источниками; создавать ситуацию для самостоятельного словесного творчества; привлекать студентов к кружковой работе; учить говорить грамотно.

Цель учащихся: познакомиться с жизнью и творчеством писателей - земляков; организовать взаимодействие в группе; учиться научно-исследовательской деятельности; представить результаты групповой работы в виде публичного выступления; совершенствовать навыки публичного выступления и самостоятельной работы с книгами; учиться искусству спора; учиться словесному творчеству.

Коллективная деятельность в творческих группах (КМД). Решение проблемной задачи. Художественное творчество студентов. Интеграция искусства: слово, музыка, фотография. Самостоятельный информационный поиск. Работа с книгой.

Публичные выступления (выразительное чтение и доклады).

Анализ художественного текста.

Дискуссия.

40

минут

V

Домашнее задание. Инструктаж.

Цель преподавателя: сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику его выполнения.

Цель учащихся: понять содержание домашней работы; прояснить непонятные моменты, зафиксировать домашнее задание.

Диалогическая деятельность. Самостоятельная работа информационными источниками. Составление библиографической таблицы. Дифференцированное задание по группам. Анализ художественного текста. Научно-исследовательская работа.

6

минут

VI

Подведение итогов. Рефлексия.

Цель преподавателя: определить степень усвоения новой темы, создать ситуацию рефлексии для студентов.

Цель учащихся: осмыслить проведенную на занятии работу.

Диалогическая деятельность. Интеграция искусства: слово, музыка. Музыкальное творчество студентов. Выставка книг, альбомов, исследовательских и творческих работ студентов.

10

минут



Ход урока

1. Организационный момент. (Звучит музыка)

Я приветствую участников и гостей литературного кафе. (Преподаватель фиксирует отсутствующих, проверяет внешнее состояние аудитории, подготовленность учащихся к уроку, формирует рабочий настрой студентов).

2.Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Сообщение темы, цели.

В 2013 году Пенза отметила свой 350- летний юбилей. Круглой дате посвящается открытый урок по литературе на тему «Русская литература последних десятилетий («Поэзия родного края»). Сегодня мы вспомним творчество известных людей, связанное с Пензенским краем и познакомимся с малоизвестными, но талантливыми земляками: М.Смирновой, Д.Злобиной, О.Савиным и др.

В нашей картинной галерее представлены портреты деятелей, принесших славу нашему городу: А.Н.Радищев, М.Ю.Лермонтов, В.О.Ключевский, В.Э.Мейерхльд и др.

А на открытом уроке присутствует ансамбль «Сударушка», который является гордостью нашего учебного заведения. Студенты торгово-экономического отделения в процессе изучения русского языка и литературы создают творческие объединения и участвуют в конкурсе авторского слова. Результаты этого труда будут представлены на презентации «Поэтического вестника».

План урока (на слайде):

1.Наши истоки (повторение творчества известных писателей, связанных с Пензенским краем)

2.Знакомство с творчеством писателей - земляков последних десятилетий

3.Презентация «Поэтического вестника»

Вступительное слово учителя (сопровождается показом слайдов о Пензе)

Есть в глубине России удивительные места. Белоствольные березки, бегущие вдоль дорог. Тенистые дубравы и сосновые боры. Поля - летом золотые, осенью с дымком «спаленной нивы».

Стальные натянутые струны железных дорог, магистрали автострад и вьющиеся среди лесов и долин проселки. Кажется, в чудесное ожерелье из драгоценных камней нарядили люди уголок среднерусской полосы.

Это - пензенская земля. Она имеет свою историю, свою славу, свое настоящее и будущее. 350 лет назад на крутой берег Суры поднялись посланные сюда люди по «цареву» указу конные и пешие казаки. Заговорили топоры, в нетронутую землю «дикого поля» вонзились заступы и лопаты.

Так, на южно - восточной границе Московского государства в 709 верстах в 1663 году вырос город - крепость. Город на Суре видел многое. Через его крепостные ворота проходили бунтарские отряды Степана Разина. Недалеко от Пензы в небольшой деревеньке Ухтинке раскинул свой лагерь Емельян Пугачев.

С Соборной (Советской) площади уходили в поход против Наполеона ратники народного ополчения. Пензенцы вписали свои имена в Книгу героев Великой Отечественной войны. «Настоящее прошлым дополняется», - говорил когда-то Н.М.Карамзин. Мы вспомним крупнейших писателей, связанных с нашим краем.

3.Повторение изученного материала.

Ведущий: На пензенской земле - истоки гневного и мощного таланта гениального сына России - М.Ю.Лермонтова (показ слайдов о Тарханах). Кто не знает священные места Тарханы? Куда бы ни забрасывала Лермонтова нелегкая судьба, в его сердце всегда был этот родимый край «с четой белеющих берез на холме средь желтой нивы, с обозом, ночующим в степи, с дрожащими огнями печальных деревень». В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого поэта. Вашему вниманию представляется отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова. Узнайте, что это за поэма и назовите главных героев произведения?

(Звучит вальс А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»; горят свечи перед портретом поэта; костюмированную инсценировку показывают заранее подготовленные студенты)

Ведущий: Имя Дениса Давыдова тесно связано с пензенским краем. В 1831 году поэт приехал навестить сослуживца в Пензу и без памяти влюбился в его племянницу 23-летнию Евгению Золотарёву. Он был на 27 лет старше её. Романтическое увлечение вызвало творческий всплеск, недаром поэт называл Пензу «своим Парнасом» и говорил о нашем городе: «Пенза - моя вдохновительница». В Пензе он создал лирический цикл стихов, посвященных пензенской красавице. Этот страстный роман продолжался три года, и мы по праву можем говорить о родственной связи Дениса Давыдова с нашим краем.

В рамках предметного кружка наши студенты ведут научно-исследовательскую работу. История Пензы неотъемлема от истории России. В 2012г. мы отметили 200-летие со дня Бородинской битвы. В связи с этим событием мы приняли участие в Международной, всероссийской и региональной конференциях. Работы, представленные на выставке, получили призы и дипломы. Презентацию одной из работ предлагает вашему вниманию. Подготовьте, пожалуйста, свои вопросы.

(Проводится презентация с дальнейшим обсуждением научно- исследовательской работы «Героическое наследие современников Отечественной войны 1812 года и его отражение в творчестве» (М.Ю.Лермонтов, Д.В.Давыдов).

Ведущий: «Кругом родные все места», - к этим словам М.Ю.Лермонтова могли присоединиться многие известные наши земляки. В городе Наровчате Пензенской области родился А.И.Куприн, автор поэтических повестей о любви: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь». Послушайте художественное исполнение отрывка из произведения А.И.Куприна и ответьте на вопросы:

1.Как называется это произведение?

2.Кто написал эти строки и кому?

3.Назовите автора музыкального сопровождения слов о любви.

(Звучит выразительное чтение отрывка из рассказа «Гранатовый браслет» в сопровождении музыки Бетховена - выступает заранее подготовленный студент).

Пензенская земля - земля талантливых, трудолюбивых и открытых людей. В рамках одного урока мы не можем вспомнить всех писателей и поэтов прошлых столетий. Но на литературной выставке представлены альбомы о писателях-земляках: В.Г.Белинском, А.Н.Радищеве, А.Г.Малышкине, М.Н.Загоскине, В.Э.Мейерхольде, - выполненные студентами.

4.Сообщение новых знаний.

Литературные традиции великих писателей продолжают пензенские писатели и поэты - наши современники. На выставке художественной литературы вы могли полистать книги Д.Злобиной, М.Смирновой, О.Гришина, А.Сазонова, Г.Горланова, В.Агапова, О.Савина и др.

Ранее студенты были разбиты на группы. Они провели небольшой научный поиск, собирая материал по тому или иному автору. Учащиеся подготовили литературно-музыкальную композицию по изученной теме, которую и представят вашему вниманию.

1 группа: «Очерк жизни и творчества М.П.Смирновой».

(Звучит песня «Милая роща» - сл. М.Смирновой, муз. О.Гришина в исполнении студенческого ансамбля «Сударушка»; студенты рассказывают о жизни и творчестве поэтессы, используя компьютерную презентацию, читают стих «Пройдись по Пензенскому краю»; аудитория конспектирует основные сведения).

Сама природа среднерусской полосы, ее живописный колорит способствует расцвету народного творчества. Стихи М.Смирновой стали народным гимном Пензы. Поистине удивительно, что эта малограмотная крестьянская женщина обладала такой лирической проникновенностью и так хорошо владела литературным языком. В 2013 году исполнилось 100 лет со дня рождения пензенской поэтессы, и мы изучили ее творчество и представили научно-исследовательскую работу «Есенинские мотивы в лирике М.П. Смирновой» на областной конференции.

2группа: «Очерк жизни и творчества Д.Д.Злобиной».

(Студенты рассказывают о жизни и творчестве поэтессы, используя компьютерную презентацию, читают стих «Я пришла от леших и русалок»; аудитория конспектирует основные сведения; преподаватель задает вопросы по анализу стихотворения).

3группа: «Очерк жизни и творчества А.А.Сазонова».

(Студенты рассказывают о жизни и творчестве поэта, используя компьютерную презентацию, читают стих «Юноше, которому семнадцать»; аудитория конспектирует основные сведения; преподаватель задает вопросы по анализу стихотворения).

4группа: «Очерк жизни и творчества О.М.Савина».

(Студенты рассказывают о жизни и творчестве писателя, публициста, используя компьютерную презентацию, читают стих «Был закат ветрами исцелован»; аудитория конспектирует основные сведения; преподаватель задает вопросы по анализу стихотворения).

Не занимать талантов пензенской земле. Далеко за пределами области славится хор имени О.Гришина. Где только не поют песню «Восемнадцать лет». Эти строки родились здесь, в самодеятельном коллективе.

(Звучит песня «Восемнадцать лет» - сл. В.Застрожного, муз. О.Гришина в исполнении студенческого ансамбля «Сударушка»)

Презентация «Поэтического вестника».

Наши студенты не только читают стихотворения любимых авторов, но и сами пробуют перо. Да и кто не делал это в восемнадцать лет!

Вашему вниманию представляются стихи собственного сочинения о Родине, природе и, конечно же, о любви. Наверняка стихотворения покажутся профессиональному поэту незрелыми. Да и профессии, выбранные студентами далеки от поэзии и художественного творчества. Возможно, они и не станут поэтами, но главное, чтобы они стали достойными гражданами нашего города, оставались художниками своей жизни, и огонь их души никогда не погас. На ваш суд мы представляем труд не одного урока. Уважаемые студенты и гости, после выступления начинающих поэтов у вас будет возможность задать им вопросы на пресс- конференции.

(Студенты читают стихи собственного сочинения)

Гостям раздаются буклеты о Пензе, сделанные студентами).

Студенты вынесли на ваш суд свое творчество и с волнением ждут вопросов.

(Идет обсуждение поэтического сборника).

Начинающие поэты, оставьте автографы на страницах сборника. Гости могут написать отзыв об услышанных стихах - мы с радостью предоставим такую возможность. (Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина?»)

5. Информирование о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Может быть, Родина начинается с первых поэтических строк или с дела, выполненного на совесть. Думаю, этот урок обогатил ваши знания о малой родине, и вы продолжите начатое дело. Домашнее задание будет следующим:

1.Знать очерк жизни и творчества М.Смирновой, Д.Злобиной, О.Савина, А.Сазонова;

2.Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение одного из авторов и сделать художественный анализ текста по плану (тема, идея, изобразительно-выразительные средства);

3.Дифференцированное задание по группам:

- 1группа - составить литературный кроссворд по изученному материалу в формате мультимедиа;

- 2группа - подготовить ауди-и видеовикторину (8-10 вопросов) по творчеству писателей, связанных с нашим краем;

- 3группа - заполнить литературоведческую таблицу о писателях-пензенцах 20-21 века, не рассмотренных на уроке, по плану:

Писатель

Годы жизни

Краткие биографические сведения

Основные сведения о творчестве(сборники, произведения, темы)


6. Подведение итогов.

Пенза - литературный город. Наш урок это еще раз подтвердил. Мы перекинули литературный мостик из прошлого в настоящее.

- Какие новые литературные имена вы для себя открыли на уроке?

- Назовите как можно больше писателей-земляков прошлого и настоящего.

- Что запомнилось вам при подготовке и проведении урока «Поэзия родного края»?

В подготовке и проведении этого урока приняло большое количество студентов нескольких групп. Вы писали стихи, составляли альбомы, проводили научные изыскания, ставили театральные миниатюры. Все вы получаете отличные оценки. Надеюсь, наш урок, ваши знания, стихи и буклеты стали хорошим подарком ко дню рождения родного города.

Недаром М.Горький сказал: «Человек по натуре своей - художник». Какую бы вы не выбрали профессию, пусть на вас чаще снисходит божественное озарение, творите, дерзайте, продолжайте литературные традиции, овладевайте «великим, могучим и свободным русским языком»!

Всем участникам нашего поэтического собрания моя благодарность. Гостям спасибо за внимание.

(Звучит песня «Край наш Пензенский» - сл. и муз. хора им. О.Гришина; девушки из ансамбля «Сударушка» угощают гостей чаем с пирогами).

Литература


  1. Кривошеев Ю.И. Пензенский народный хор. - Пенза, 1963. - 168с.

  2. Мясников Г.В. Город - крепость Пенза. - Саратов: Приволж. Кн. изд-во, 1984. - 176с.

  3. Полубояров М.С. На реке Сердобе и в иных урочищах. - Саратов: Саратовская академия права, 1999.-114с.

  4. Савин О. М.«Сама мне жизнь стихи дала…»// Сура,1992. №1.

  5. Савин О.М. Пенза литературная.-Саратов: Приволж. Кн.изд-во,1984.-352с.

  6. Савин О.М. Времен связующая нить: Ист.-лит. докум. очерки.-Саранск: Приволж. Кн. изд-во, 1991.-416с.

  7. Савин О.М. Что дорого сердцу.//«Пензенская правда», 19 ноября 1983г.

  8. Смирнова М.П. //Пензенская энциклопедия. М., Научное издательство «Большая российская энциклопедия»,-2001.- 756с.

  9. Смирнова М.П. У нас в селе.- Пенза: Кн. изд-во,1952.-48с.

  10. Смирнова М.П. Орловы: Поэма.-Пенза: Кн. изд-во,1957.-35с

  11. Смирнова М.П. Деревенские вечера: Стихи, Песни. Припевки. - Пенза: Кн. изд-во,1960.-47с.

  12. Смирнова М.П. Таня-неумелочка: Сихи для дошкольного возраста. .- Пенза: Кн. изд-во,1959.-19с.

  13. Смирнова М.П. Калина: Стихи. Песни. Поэмы. - Пенза: Кн. изд-во, 1963.-99с.

  14. Пензенская поэтесса Матрена Смирнова [Электронный ресурс]. Режим доступа: penzanews.ru/content/view/9962/

  15. Пензенская поэтесса Матрена Смирнова [Электронный ресурс]. Режим доступа: inpenza.ru/



© 2010-2022