Урок по русскому языку на тему Прилагательные полные и краткие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Прилагательные полные и краткие.

Цели:

  1. Узнать о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли в предложении.

  2. Развивать умение различать полные и краткие прилагательные, образовывать краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

  3. Воспитать бережное отношение к природе, эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности.

Задачи:

  1. повторить ранее известные морфологические признаки прилагательных;

  2. путём сопоставления полных и кратких прилагательных отработать умение определять и употреблять их форму;

  3. уметь образовывать краткую форму прилагательных.

Тип урока: изучение нового материала

I. Орг. момент (слайд1)

- Здравствуйте, ребята!

Начнём урок с загадок о временах года:

Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна) (слайд 2)

Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето) (слайд 3)

Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень) (слайд 4)

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных -
Ветки как рога. (Зима) (слайд 5)

- А сейчас какое время года? (слайд 6)

- Что происходит весной с природой?

- Какой бывает весна?

- Слова какой части речи помогли нам охарактеризовать весну?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

- Для чего нужны имена прилагательные в русском языке?

-Послушайте стихотворение о прилагательном (ученик читает наизусть стихотворение):

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет -

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

- Стихотворение подтвердило ваши слова?

- Посмотрим на экран, прочитайте слова, найдите лишнее (слайд 7)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Чем отличается это прилагательное от остальных? (краткой формой окончания)

- Сформулируйте тему урока.

- О каких прилагательных сегодня пойдёт речь?

- Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться?

- Попробуйте сформулировать задачи урока (узнать о полных и кратких прилагательных, научиться различать их, узнать о грамматической особенности кр. прил-х, узнать о синтаксической роли в предложении) (слайд 9)

II. Объяснение нового материала.

Запишите число и тему урока "Прилагательные полные и краткие"

1.Посмотрите на сочетания слов на карточках (слайд 10)

Чистый воздух, небо ясно, удивительная погода, день прекрасен, цветы чудесны, голубое небо, вода прозрачна, яркое солнце.

-На сколько групп можно разделить эти сочетания слов? (на 2). Почему?

- Работаем следующим образом:

Работа по вариантам.1вариант - выписывает сочетания слов с полными прилагательными. 2 вариант - сочетания слов с краткими прилагательными. Выделите окончания прилагательных, определите род, число. 1 ученик составляет предложения с краткими прилагательными. 2 ученика выходят к доске из 1варианта и 2 варианта (пишут с левой и правой стороны обратной доски)

- Проверяем задание у ребят, выполнивших работу на доске.

- Как изменяются полные прилагательные? Как изменяются краткие прилагательные?

- В чём разница между полными и краткими прилагательными? (полные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Кр. прилагательные отвечают на вопрос каков? Не склоняются, изменяются по числам, родам в ед. числе.) Оценки…

- Для чего мы проделали эту работу? (чтобы узнать, чем отличаются полные прилагательные от кратких)

2.Синтаксическая роль кратких прилагательных (слайд 11)

-Проверяем работу у 1-го ученика (ученик читает предложения, одно из предложений записываем на доске)

- Выполним синтаксический разбор.

Оценки…

- Чем выражены в предложении сказуемые?

- С какой целью мы проделали эту работу? (чтобы узнать, что краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми)

- Воспользуемся алгоритмом ответа (карточки у каждого на парте), расскажем о полных и кратких прилагательных.

Алгоритм ответа:

1)Отвечают на вопросы…

2)Изменяются ….

3)В предложении являются… (Повторяют несколько учеников)

III Закрепление изученного материала.

  1. У вас на партах лежат карточки с заданием. В словах нет ни корней, ни приставок, ни суффиксов - одни окончания. Найдите, где спрятались краткие прилагательные и запишите номера правильных ответов в тетради.

1 ученик с места называет правильные ответы.

Правильный ответ: 2, 3, 5, 9. (слайд 12)

- Как вы это определили? - по короткому окончанию.

- Приведите примеры прилагательных с данными окончаниями (красная, красна, красен, синий, радостны, радостные, зеленое, синее, зелено) Оценки…

- Для чего мы проделали эту работу? (чтобы запомнить окончания кратких прилагательных)

(слайд 13 пустой)

  1. Графический диктант, работа в парах.

- Я читаю выражение, если оно верно, ставите +, если неверно - ставите -.

1)Краткие имена прилагательные не склоняются +

2)Полные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам +

3)Краткие прилагательные не изменяются по числам -

4)Полные и краткие прилагательные сочетаются с именами существительными +

5)Краткие прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какие? -

Взаимопроверка, меняются тетрадями, проверяют, ставят оценки (слайд 14)

(5 правильных ответов- 5, 4 правильных ответов- 4, 3 правильных ответа - 3, 2 правильных ответа- 2)

-Я потом соберу тетради и проверю.

-С какой целью мы провели графический диктант? (закрепить знания о кратких и полных прилагательных)

3. Физминутка (слайд 15)

- Встали, руки на поясе - это исходное положение. Я называю полное прилагательное, вы поднимаете руки вверх, краткое прилагательное - руки опускаете (Высокий, трудный, чист, мягкий, высока, осторожна, искренний, счастливый, внимательны)

-Молодцы! Сели.

3.Упр.589 (по цепочке; Алёша, Саша, Эмиль работают по карточкам)

- Прочитаем задание.

- Запишем краткие формы имён прилагательных, поставим ударение.

- Образец проговариваем вместе (Далее ученики выходят к доске по одному, называют орфограммы в словах)

- Посмотрите на ударение в кратких прилагательных ж. р., куда оно падает?

- Какие гласные появляются в кратких прилагательных мужского рода? (о, е)

Вывод: В кратких прилагательных ж. р. ударение падает на последний слог, в кратких прилагательных мужского рода появляются беглые гласные.

6. А сейчас вспомним басни И.А. Крылова (слайд 16)

- Какие басни Крылова вы знаете? (слайд 17)

- Назовите героев его басен. Это лисица, ворона, волк и др.

- Определите по прилагательным, о ком идёт речь. Отгадайте героев басен.

(слайд 18)

1.Глупый, тщеславный, высокомерный. (Ворона)

2. Хитрый, ловкий, льстивый. ( Лисица)

3. Жадный, злой, несправедливый. (Волк)

- Что значит тщеславный? (славолюбивый) Высокомерный? (гордый) Льстивый? (сладкоречивый, хитрый)

- Охарактеризуйте героев - с помощью кратких прилагательных, данных на экране.1-ому ряду слово ворона, 2-ому ряду - слово лисица, 3-ему ряду - волк.

- К какому роду относятся краткие прилагательные?

- С какой целью мы проделали эту работу? (чтобы закрепить умение образовывать краткие прилагательные от полных)

( слайд 19)

IV. Подведение итогов (Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - размышление,
самонаблюдение, самопознание)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Узнали, что прилагательные употребляются в краткой форме, что краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми, изменяются по родам и числам, не изменяются по падежам).

- Чему вы сегодня научились? (Отличать краткие прилагательные от полных прилагательных, правильно ставить ударение в кратких прилагательных….)

- С помощью каких прилагательных можно охарактеризовать наш урок?

(интересный, необычный, занимательный, современный, познавательный, увлекательный, занятный, забавный, замечательный, завлекательный, прекрасный)

- Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я …

Теперь я знаю, как…

Своей работой на уроке я ….

V.Домашнее задание (разноуровневое) (слайд 20):

1. Упр.593 (задание на «4»)

2. Сочинение-миниатюра "Весна" (с использованием полных и кратких прилагательных).

(сочинение небольшого объёма на узкую тему) (задание на «5»)

- Оценки…

- На этом наш урок закончен, спасибо за работу! (слайд 21)









© 2010-2022