Конспект урока Стили речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие 4.

СТИЛИ РЕЧИ.

Цель: 1. Образовательные: закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи.

2. Развивающие: сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

3. Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Оборудование: учебные текты, таблица «Стили русского литературного языка».

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Приветствие.

- Добрый день, ребята. Я рада видеть вас на нашем занятии.

  1. Актуализация знаний.

- Перед тем как мы вами перейдем к новой теме, вспомним, о чем шла речь на прошлом занятии.

- Что является средством общения людей?

- Какие единицы языка мы с вами знаем?

- Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово речь.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Русский язык очень богат. В нем бесчисленное количество слов. Словарный запас постоянно пополняется. Русский язык является мировым языком.

- Сегодня мы с вами поговорим о стилях русского языка.

  1. Словарно-орфографическая работа.

- Для начала давайте с вами выясним, что такое грамота.

Грамота - grammota - «чтение и письмо» (греч.).

- В каком значении употреблено слово грамота?

Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин).

После окончания школы сестре вручили грамоту.

Я во всю жизнь свою не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов).

Царский манифест…оказался филькиной грамотой (А. Степанов).

  1. Сообщение педагога.

Стилистика - это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; средства массовой информации (СМИ), художественное творчество.

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Сферы общения

Стиль

Общение людей в быту

Разговорный

Общение граждан в учреждении

Официально-деловой

Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др. )

Публицистический

Научная деятельность (научные статьи, работы)

Научный

Словесно - художественное творчество стиль художественной литературы)

Художественный

Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

  1. Распознавание стилей речи.

  1. Вышел я на поляну…и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)

  2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря - научный.)

  3. Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива,

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить? (Художественный).

VII. Творческое задание.

Петя Ошибкин решил записаться на секцию по волейболу. Вот заявление которое он написал.

ЗАЯВЛЕНИЕ.

Очень прошу принять меня на секцию по волейболу. Обещаю, клянусь ходить на каждое занятие, не пропускать во что бы то ни стало. Мне очень сильно нравится играть в волейбол. Возьмите меня к вам, уважаемый Михаил Степанович, пожалуйста.

- К какому стилю можно отнести данное заявление? (К разговорному).

Как нужно исправить этот текст, чтобы он стал заявлением.

  1. Итог. Рефлексия.

- О чем мы с вами сегодня говорили?

- Назовите стили русского языка.

- Какие стили считаются книжными?

3


© 2010-2022