Методические материалы в помощь к самостоятельной работе по литературе Учимся учиться

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические материалы в помощь к самостоятельной работе по литературе Учимся учитьсяМетодические материалы в помощь к самостоятельной работе по литературе Учимся учитьсяУважаемые студенты! Учитесь учиться!

Вам в помощь к самостоятельной работе по учебной дисциплине «Литература» предлагаются методические рекомендации по выполнению разных видов устных и письменных работ, предусмотренных ФГОС и учебной программой по литературе. Вы сможете успешно анализировать собственный процесс обучения, развивать рефлексивные навыки, ставить новые задачи по саморазвитию.

Методические материалы и рекомендации помогут вам комплексно сформировать как общеучебные, так и филологические следующие знания, умения, практические навыки по литературе:

  • Умение характеризовать особенности историко-литературного процесса эпохи.

  • Знание истории создания, сюжета, композиции, проблематики, особенностей жанра, системы образов художественного произведения.

  • Знание литературоведческих терминов, связанных с изучаемой эпохой, личностью и творчеством писателя.

  • Умение анализировать художественное произведение: выявлять проблематику, определять роль элементов сюжета, композиции, системы образов, средств языка, характеризовать героя произведения.

  • Умение выразительно читать.

  • Умение самостоятельно отбирать и систематизировать материал для выступления (сообщения).

  • Умение подготавливать доклады, рефераты.

  • Умение писать сочинения, рецензии.

  • Умение систематически самостоятельно работать в течение года: читать и анализировать художественные произведения, участвовать в семинарах и внеаудиторной работе, составлять тесты; работать с учебником, делать презентации новых книг и творческих проектов и т. д.

Правила работы с учебником при подготовке к дисциплине «Литература»



  1. Прочтите весь текст статьи учебника, вдумываясь в его содержание.

  2. Разделите текст на части и найдите смысл каждой части. Разделению текста на части помогут подзаголовки и абзацы.

  3. Составьте устный или письменный план прочитанного.

Учитесь не только составлять план, но и записывать тезисы, то есть основные положения статьи учебника.

  1. Приучайте себя к самоконтролю: пересказывайте вслух отдельные части текста или весь текст целиком. Проверьте, как запомнили основные пункты плана.

  2. Обращайте внимание на новые слова и понятия, уточняя по словарю их смысл.

  3. Всегда старайтесь ответить на все вопросы, помещенные в конце темы.

  4. Приучайтесь выполнять домашнее задание каждый день; при работе с учебником избегайте зубрёжки.

  5. Запомните: подлинное усвоение материала учебника по литературе возможно только при условии своевременного, то есть предварительного прочтения и осмысления текстов художественных произведений, предусмотренных программой.

Учитесь конспектировать материалы

занятий и книг

Конспект − надежный помощник в учебе.

Главная задача студента на лекции − учиться мыслить, понимать научно-литературные, историко-литературные идеи, положения, концепции, излагаемые преподавателями или лекторами, при этом огромную, незаменимую помощь оказывает конспект урока, лекции доклада.

Если вести запись урока не дословно, а своими словами, то учащийся не только успевает понять, но и гораздо прочнее усвоить услышанное, так как он одновременно при этом проводит активную самостоятельную познавательную работу.

Ведение конспекта особенно способствует усвоению, запоминанию услышанного, так как при этом в совместный процесс одновременного слушания и запоминания включены слух, зрение и механические движения руки.

Передача слов преподавателя своими словами способствует сосредоточению внимания, не дает учащемуся рассеиваться и переходить на механическую запись. Механическое записывание материала весьма неэффективно, нерационально. Между тем, нередко проходит мимо внимания учащихся главная и основная информация, и принципиальные мысли и положения не находят отражения в записях.

Некоторые учащиеся считают, что, имея учебники, нет надобности вести конспект, во всяком случае, регулярно эти учащиеся совершают большую ошибку: не используя конспект как важное средство активизации своей работы на занятиях, позднее придется уделить намного больше времени для усвоения материала и успешной сдачи зачета / экзамена.

Часть учащихся впадает в другую крайность, считая, что конспекты занятий заменяют учебники, монографии и др. При этом они стремятся к дословной записи лекций, не задумываясь над содержанием. Следует помнить, что дословная, стенографическая запись, не может заменить учебника и работы над ним. Бездумно записывая содержание занятия, учащийся тратит много времени впустую, так как разбор учебного материала по механической записи требует намного больше затрат труда и времени, чем при понимании материала и одновременном его конспектировании.

При конспектировании соблюдайте ряд следующих правил:

  1. Ведите конспект в тетради отдельно для каждого предмета, оставляя широкие поля (а лучше на одной стороне листа) для того, чтобы можно было дополнить конспект выписками из учебников, периодики и др. Поля начертите заранее. Не пишите на отдельных листах, которые могут потом потеряться.

  2. Разделяйте текст подзаголовками на самостоятельные смысловые части.

  3. Перенесите всю информацию, которую приводит на доске преподаватель (рисунки, схемы), в конспект.

  4. Пользуйтесь при передаче рисунков, схем цветными карандашами.

  5. Пишите крупно, разборчиво, по возможности более четко, чтобы позднее не затрачивать времени и сил на разбор непонятной записи.

  6. Изучите недостатки своего почерка, постарайтесь устранить их.

  7. Учитесь писать не только четко, но и быстро.

Проверьте себя: скорость вашей записи должна быть как минимум 120 букв в минуту. При небольшой тренировке вы вполне можете записывать 150 букв в минуту.

  1. Учитесь пользоваться условными сокращениями слов и условными значками, что значительно сокращает время записи.

Например:

лит-ра - литература;

лит-ист. - литературно-исторический;

худ. - художественный;

кр. р. - критический реализм;

м. б. - может быть;

д. б. - должно быть;

т. к. - так как;

т. п. - тому подобное;

т. е. - то есть;

ст. - стихотворение;

+ - положительно;

- - отрицательно;

- падает;

- растет;

гос-во - государство.

  1. Придумайте собственную, наиболее удобную и понятную для вас систему сокращений с учетом специфики и особенностей каждой изучаемой дисциплины.

  2. Научитесь быстро и четко переносить графическую запись с доски в тетрадь.

  3. Выделяйте главы и разделы, подразделы и пункты, подчеркивайте основные мысли, положения, доказательства, термины, определения.

  4. Добейтесь таким образом, чтобы ведение конспекта стало для вас интересной творческой работой, а внешний вид конспекта доставлял удовлетворение и удовольствие.

  5. Перед каждым занятием необходимо 2-3 раза прочитать конспект предыдущего занятия.

  6. После того, как преподаватель закончит читать какой-либо крупный раздел курса, учащимся следует проработать его по конспекту и учебнику, а также систематизировать в виде блоков, схем и т. д.

  7. Перед каждым предстоящим занятием просматривайте определенные темы для улучшения освоения материала (в том случае, если дисциплина для вас очень важна, сложна и наиболее интересна).

  8. Следует помнить, что ни одна дисциплина не может быть изучена в необходимом объеме только по конспектам. Прочное усвоение может достигаться только на основе систематической регулярной работы с литературой. Конспект лишь облегчает понимание и усвоение материала учебника. Конспект указывает, что именно в учебнике особенно важно, и часто дает дополнительные, новые сведения по ключевым вопросам.

При выполнении указанных советов учебный предмет усваивается настолько хорошо, что перед экзаменом остается сделать немногое для закрепления знаний, лишь освежив их.

Правила составления реферата

Реферат (лат. − докладывать, сообщать) − это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания какой-либо публикации, монографии, результатов изучения научной или другой проблемы, итогов курсовой или дипломной работ.

Наиболее рациональный объем реферата - 10-12 страниц машинописного текста.

Стадии работы над рефератом:

  1. Сбор материала, конспектирование литературных источников по избранной теме, подбор интересных примеров.

  2. Написание реферата. После того, как собранный материал еще раз перечитан, составляется план для обнаружения необходимости дополнить материал.

  3. Подготовка устного выступления.

Реферат написан, но неверно думать, что теперь осталось только зачитать его. Следует помнить, что фраза или предложение, написанные четко и убедительно, на слух воспринимаются иначе, поэтому реферат необходимо рассказывать. Чтобы рассказ был «гладким» и интересным, рекомендуется составить развернутый план выступления по реферату, включив в него наиболее важные положения и самые яркие.

Обычно такой план-конспект занимает 2-4 страницы. Содержание реферата, как правило, включает 3 части: введение, основная часть, заключение.

Во введении необходимо показать актуальность избранной темы, новизну постановки избранной темы; кратко рассмотреть литературу, написанную по данной теме.

В основной части излагается основное содержание реферата. Работая над данной частью, материал следует излагать так, чтобы каждая часть текста была ответом на определимый вопрос (подразумеваемый или сформулированный в работе).

В заключении кратко излагаются основные результаты проделанной работы, приводятся выводы и предложения.

От умения обобщать изложенное в значительной мере зависит, что после выступления останется в памяти слушателей.

Как оформить реферат

Текст следует располагать на одной стороне листа, оставляя поля с правой стороны для записи замечаний и дополнений.

Иллюстративный материал располагать лучше отдельно для удобства его демонстрации во время выступления.

При этом необходимо помнить следующие требования к рефератам:

  1. Не приводить доказательств и обсуждений, встречающихся в первоисточнике.

  2. Начинать реферат лучше всего с новой проблемы, затрагиваемой первоисточником.

  3. Избегать в первой фразе слов заглавия, при этом передавая по возможности идею первичного документа.

  4. Избегать сложноподчиненных предложений.

  5. Наиболее употребляемые слова и выражения:

проанализированы

рассмотрены

исследовано

разработано

дан анализ

раскрыто значение

показано

определены /критерии/

вскрыта /специфика/

выявлено

изложен

приведены

установлено

затронуты вопросы

подчеркнуто

обоснована необходимость

освещены

подготовлены

выяснено

указано

описаны

сделаны

изучены

прослежены

высказано

учтено

особое внимание


  1. Объем реферата - около 1/8 реферируемого материала.

Схема анализа лирического стихотворения

(вариант №1)



  1. Выходные данные:

  1. автор, название, время появления, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т. д.;

  2. сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, какие существовали в поэзии течения и направления, к кому был близок автор.

  1. Структура образов и развитие конфликта:

  1. Тема и идея произведения.

  2. Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть).

  3. Система художественных образов стихотворения. Прямая или опосредованная соотнесенность образов с жизнью человека и его чувствами.

  1. Основные особенности поэтического языка.

  1. Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, повторение, инверсия и др.).

  2. Языковой поуровневый анализ:

  1. поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация, звукопись),

  2. поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы и т. п.),

  3. использование явлений морфологии и синтаксиса.

  1. Ритм. Стихотворный размер (ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль). Рифма (мужская, женская, дактилическая).

  2. Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия, послание).

  3. Черты лирического героя.

  4. Ваше восприятие произведения.

Схема анализа лирического стихотворения с комментариями

(вариант №2)

1 этап анализа

Начинать сочинение-анализ лучше всего с общих сообщений о теме, настроении, основной мысли (идее) стихотворения; его родстве с другими произведениями данного поэта или с произведениями других поэтов на эту же тему.

Вступление может быть нейтрально-взвешенным или субъективным, эмоциональным; категоричным или содержащим предложение; лаконичным, в 1-2 предложения, или развернутым, уже включающим первые наблюдения под словом.

II этап анализа

Следует высказать свои мысли о заключенных в стихотворении идеях, чувствах, образах, а также отметить то, какими средствами они создаются. Иными словами, необходимо:

  • рассмотреть название стихотворения (если оно есть);

  • проанализировать композицию1;

  • описать художественный мир данного произведения (есть ли в нем сюжет; что на первом плане: события или переживания лирического героя; как в нем представлены время и пространство);

  • отметить особенности словоупотребления (прежде всего эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения; глаголы движения, цветовая лексика), обратить внимание на связь с народным творчеством;

  • обратить внимание на особенности синтаксиса;

  • обратить внимание на особенности звучания (ритм, рифма, строфа, ассонанс, аллитерация).

III этап анализа

Делается вывод, не повторяющий, но развивающий мысли вступления

Схема анализа прозаического произведения



  1. Выходные данные:

  1. автор, название, время появления, история создания, место в творчестве автора, прототипы, «протособытия» и т. п.;

  2. место произведения в литературном контексте эпохи: направления, метод, отношение литературной общественности и критиков к произведению и т. д.

  1. Идейно-тематическая основа произведения: а) структура содержания,

  1. тема, основная мысль произведения,

  2. идея как авторское отношение к изображаемому.

  1. Основные герои, их портреты и характеры.

  2. Специфика сюжета (количество сюжетных линий, степень напряжённости, завязка, кульминация, развязка).

  3. Особенности моделирования реального мира:

  1. Время и пространство (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер),

  2. Характер изображения истории и современности.

  1. Авторская позиция в произведении.

  2. Жанрово-родовая принадлежность, художественный метод и стиль.

Простой план анализа художественного произведения



  1. Тема.

  2. Основная мысль (идея).

  3. Особенности сюжета и композиции.

  4. Характеристика главных и второстепенных героев.

  5. Художественно-эстетическое и нравственно-этическое воздействие на читателя.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Авторская позиция.

  8. Личностная оценка.

Характеристика литературного героя



  1. Внешний вид (портрет, фигура, манеры, одежда и проч.).

  2. Речевая характеристика (речь героя).

  3. Роль художественных деталей в раскрытии характера героя (интерьер комнаты, описание усадьбы, окружающая его обстановка, любимые предметы и т. д.).

  4. Черты характера.

  5. Поступки героя, взаимоотношения с окружающими его людьми.

  6. Orношение к нему окружающих, их мнения о нем.

  7. Взгляды, переживания, размышления, образ жизни.

  8. Самооценка героя.

  9. Чем привлекает (отталкивает) читателей герой.

Памятка по работе над заучиванием стихотворения



  1. Тихо прочитай стихотворение вслух. Помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить. Выясни все непонятные слова и обороты.

  2. Громко прочитай стихотворение. При прочтении попытайся уловить мелодию, ритм стихотворения.

  3. Прочитай стихотворение 3-й раз громко и выразительно.

  4. Через 2 минуты повтори произведение по памяти 2-3 раза, при необходимости заглядывая в текст. Попытайся представить себе описываемые в стихотворении события или его настроения.

  5. Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в текст.

  6. Перед сном еще раз повтори стихотворение.

  7. Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.

Если стихотворение нужно подготовить не к следующему дню, а через 2-3 дня, можно при подготовке уроков чередовать способы работы со стихотворным текстом.

Памятка по работе над совершенствованием рукописи



  1. Читая рукопись в l-й раз, основное внимание обратите на содержание написанного.

Определите:

  1. соответствует ли сочинение теме,

  2. высказана ли основная мысль,

  3. соответствует ли сочинение составленному плану,

  4. соразмерны ли части сочинения,

  5. не нарушена ли связь между частями сочинения,

  6. удачно ли подобраны цитаты.

Заметив погрешности в содержании и композиции сочинения, сделайте на полях соответствующие заметки.

  1. При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или попутно исправляя стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

  2. В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучия и т. д.

  3. Перепишите рукопись с внесенными исправлениями. Отложите ее на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней), затем прочитайте написанное снова и снова исправьте.

  4. Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.

Рецензирование


Рецензия (от лат. «receпsio» − разбор, оценка) − это анализ и оценка отдельного произведения, научного реферата, учебника, диссертации, художественного произведения, кинокартины, театрального спектакля, ученического сочинения и т. д.

Как правило, рецензия предполагает живой, непосредственный отклик на только что появившееся произведение. Рецензия − прежде всего особый вид информации о новинках, предназначенный воздействовать на читателя, создавать у него определенное отношение к произведению. Следовательно, рецензия − это оценочная информация. Рецензент стремится убедить читателя. Он аргументирует свою оценку в процессе анализа произведения.

Рецензирование новинок литературы предполагает возможность различных оценок одного и того же произведения разными рецензентами. Каждый из них выражает свои взгляды и вкусы, соотносит с собственными представлениями о жизни и искусстве.

Объем рецензии может быть различным: от миниатюрной, в несколько печатных страниц, до обширной, занимающей 2-3 печатных листа.

Композиция рецензии традиционна: вступление, основная часть, заключение.

Во вступлении могут быть сообщены сведения о произведении, месте и времени его публикации, биографии автора; названа тема; определены проблемы, поставленные автором; упомянуты другие его произведения. Может быть дана краткая характеристика временного отрезка, в которое создано конкретное произведение, литературного направления, к которому принадлежит автор.

Рецензия не предполагает всестороннего анализа художественного произведения, поэтому в сжатой форме могут быть выделены те аспекты произведения, которые далее будут рассматриваться подробно, а также определены нравственно-эстетические позиции рецензента.

Приведем примеры вступлений из современных рецензий, опубликованных в литературно-художественных журналах «Знамя», «Звезда», «Новый мир», «Октябрь» и др.

Фрагмент из рецензии И. Ефимова на книгу А. Гениса «Довлатов и окрестности»:

«Писательский талант Гениса несомненен. Яркость стиля, непредсказуемость сюжетных ходов, парадоксальность взгляда на описываемый предмет − все это делает чтение его книг занятием увлекательным. Но Генис обладает еще одним качеством в наше время почти забытым. Он писатель глубоко идейный».

В основной части рецензии реализуются ее главные функции: критический анализ произведения, его оценка, воздействие на читателя.

Рецензент истолковывает произведение. Определяет его нравственно-философское содержание, анализируя события, компоненты формы. Затрагиваются лишь те аспекты содержания и формы, которые кажутся рецензенту наиболее существенными.

Особое место занимает в рецензии трансформированный пересказ, нужный далее для погружения читателя в мир художественного произведения. Это трудное искусство. Вялое, растянутое изложение сюжета в рецензиях убивает интерес читателя к статье и произведению, о котором она написана. Необходимо пересказать рецензируемое произведение интересно, живо, ярко. Вот как воспроизводит сюжет романа Н. Кононова «Внутренности кузнечика» Майя Кучерская:

«Бабушку разбил паралич, дни ее сочтены. Повзрослевший герой вместе с мамой ухаживает за ней. Тут-то и выясняется, что прежде такую любимую, родную, ту самую бабушку < ... > теперь, когда она превратилась в «Дышащий труп», любить почти невозможно, любить немыслимо. Потому что и любить приходится не совсем бабушку, не ее бессмертную душу, улыбку, голос, а ее бренное тело, поскольку душа не реагирует на внешние сигналы, бабушка уже не отвечает на обращенные к ней жесты, крики, слова. Все, что осталось от нее, − это именно тело, почти безжизненное, дурно пахнущее, вызывающее отторжение, чужое. И потому, когда бабушка умрет и нужно будет отдать ей «последнее целование», герой не в состоянии будет этого сделать».

Передавая сюжет произведения, можно цитировать или пересказывать отдельные эпизоды, сопровождая все это комментариями, которые раскрывают позицию писателя и отношения к ней рецензента.

В основной части обычно более основательно, чем во вступлении, определяется место произведения в творчестве конкретного писателя и в общем литературном процессе. Называются, например, культурные традиции, которым следует автор. Обратите внимание на фрагмент из рецензии на роман О. Постникова «Страх»:

«Несложно распознать, из каких источников Олег Постников черпал свое вдохновение, обдумывая замысел «Страха» и отбирая нужные художественные ходы. Борхес упомянут у него только один раз и как бы между делом, но с подчеркнутой почтительностью к «великому аргентинцу». Мимоходом упомянут и Набоков, чтение которого помогло герою осознать, что его биография легко укладывается в контекст метафизической гнусности существования − увы, тоже сверх меры знакомый и сугубо литературный. Как будто бы описывается настоящая драма, а выходит просто вариация мотивов, обладающих почтенной литературной историей, но не доказывающих своей творческой действенности. И в итоге такое чувство, что все поддельно,- пользуясь определением самого автора, «вроде того, как, зайдя в антракте за кулисы, можно потрепать по щеке короля Лира или чмокнуть Джульетту в плечо...».

Любая статья о произведении строится на аргументации выводов рецензента путем:

  • развития тезиса, определенного вначале, на протяжении всей статьи;

  • развития мысли, прибегая к сравнению, сопоставлению разных произведений, явлений общественной жизни;

    • полемики с представителями иной точки зрения на явления, проблемы, затронутыми в рецензии.

Характер же аргументации во многом определяется направленностью рецензии. Один автор рецензии может рассматривать новое эстетическое направление и подтверждать его появление примерами из конкретного произведения. В центре внимания другого же окажется нравственно-социальная проблема. В любом случае рассуждения рецензента должны соответствовать реальному художественному содержанию произведения, иначе его публицистический «запал» повиснет в воздухе.

Оценка, выражающая точку зрения рецензента на все произведение или какой-то его аспект, может быть как рациональной, так и эмоциональной. Эти виды оценки обычно сочетаются, так как автор рецензии одновременно хочет выразить свою точку зрения и заинтересовать читателя.

В рецензии возможно использование образных выражений, которые непременно должны быть понятны многим читателям. Приведем в пример фрагмент с «понятными» образными выражениями из рецензии Г. Балла на произведение Д. Давыдова «Опыты бессердечия»:

«По-моему, главное достоинство книги прозы Данилы Давыдова ... в ее хорошо продуманной импульсивности. Описание не успевает за событием − и так сделано специально. Персонаж отворачивается, жизнь перепрыгивает через ступеньку. Она перебегает из текста в текст и возвращается обратно».

Привлекая внимание читателя, убеждая его, рецензент может прямо обратиться к нему: читатель, любитель, знаток, ценитель, поклонник, сопровождая эти слова эпитетами: вдумчивый, внимательный, неравнодушный и т. п.

В заключении формулируется вывод, делается обобщение, подтверждается главная мысль. В нем может быть указан круг читателей, для которых данное произведение представляет интерес. Так, заключение рецензии Майи Кучерской на роман Н. Кононова «Внутренности кузнечика» выглядит следующим образом:

«Иными словами, эта проза нравственна − и, по-моему, это главное и основное ее достоинство. Эта проза нравственна, но она еще не родилась. Есть тема, есть сострадание, есть боль − нет языка, нет подходящей формы, в которую можно отлить это вполне состоявшееся содержание. Перед нами зародыш с признаками будущего гения, кузнечик, пока что раздавленный косноязычием и грудой лишних слов. Проснется он или дело снова закончится похоронами − покажет время».

Рецензирование сочинения



  1. Правильно ли определен подход к теме сочинения. Связано ли вступление с темой сочинения и его главной частью, не превышает ли допустимый объем (1/6 часть сочинения).

  2. Удачно ли выбран эпиграф.

  3. Раскрывает ли основные вопросы темы план (план в сочинении не обязателен).

  4. Соответствует ли изложение материала теме сочинения. Не нарушена ли последовательность отдельных частей сочинения, имеются ли между ними логические переходы, без которых работа теряет свои целеустремленность и целостность.

  5. Удачно ли использован фактический материал: нет ли в сочинении лишнего, не соответствующего теме материала (можно ли отметить хорошее знание литературного материала, умение им пользоваться, слабое знание материала).

  6. Живо ли написана работа, самостоятельна ли она; умеет ли учащийся выразить эмоционально-образное впечатление от текста произведения, дать оценку произведению, творчеству писателя в контексте нашей современности.

  7. Избегает ли автор трафаретных фраз, излишней высокопарности.

  8. Свидетельствует ли работа о хорошем знании учеником критических статей на данное произведение.

  9. Правильно ли выбран жанр сочинения, владеет ли им учащийся.

  10. Выдержана ли работа в одном стиле (речевое оформление работы).

  11. Удачна ли концовка (умеет ли учащийся делать выводы, обобщения).

  12. Свидетельствует ли работа о широте кругозора учащегося, его начитанности, грамотности.

Схема анализа изложений и сочинений



  1. Содержательность, информативность текста:

  1. Полнота раскрытия темы.

  2. Наличие идеи, своей трактовки темы (в изложении − выполнение творческого задания).

  3. Количество аргументируемых положений (тезисов).

  4. Количество содержательно значимых элементов текста − микротем (воспроизводящих исходный текст и своих).

  5. Количество выраженных причинно-следственных связей (по тексту и своих).

  6. Количество фактических ошибок.

    1. Логическая структура текста:

  1. Наличие (отсутствие) основных логических элементов

рассуждения (тезис, аргументы, вывод).

  1. Количество логических ошибок (нарушение последовательности

изложения и логической связи мыслей).

  1. Логико-композиционное осмысление целого текста с помощью

чтения «на абзацы» (количество выделенных, ошибочно выделенных, невыделенных абзацев).

      1. Владение функционально-смысловыми типами речи:

  1. Элементы описания в тексте рассуждения.

  2. Элементы описания в тексте повествования; и т. д.

      1. Речевое оформление работ:

  1. Грамматические ошибки:

  1. ошибки в структуре слова (ошибочное образование слова, его формы);

  2. ошибки в структуре словосочетания (неверное согласование, управление);

  3. ошибки в структуре предложения (простого, сложного).

  1. Речевые недочеты:

  1. непонимание, искажение значения слова;

  2. неоправданное повторение одного слова;

  3. неоправданное повторение однокоренных слов (тавтология);

  4. нарушение лексической сочетаемости слов;

  5. нарушение стилистического единства;

  1. Использование выразительно-изобразительных средств:

  1. антитез; б) повторов; в) метафор; г) сравнений; д) риторических вопросов; е) восклицательных предложений и т. д.

Выполнение исследовательской работы


Исследовательская деятельность обучающихся возможна во многих учебных ситуациях, так как предполагает работу по самостоятельному добыванию знаний в отличие от традиционной учебной деятельности, направленной лишь на понимание и усвоение знаний, передаваемых преподавателям.

Самостоятельное исследование - это способ систематического анализа различных аспектов поставленной проблемы и сбора значимой информации для ответа на собственные вопросы. Классическое научное исследование предполагает выдвижение проверяемой и воспроизводимой гипотезы, которая представляет собой обобщение, приложимое к частным случаям. Работа основана на сборе данных и их статистическом анализе. Видимо, выдвижение гипотезы дляобучающегося - задача вряд ли посильная, поэтому его исследовательская работа должна представлять собой деятельность по сбору и анализу данных, которые помогут ответить на поставленный проблемный вопрос. Любое исследование предполагает видение проблемы, заключенной в теме учебного занятия, самостоятельной работы и т. д. Следовательно, обучающиеся должны уметь из традиционной темы вывести проблему, сформулировать проблемные вопросы. Например, тема «Женские образы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»» позволяет сформулировать проблемные вопросы: «Зачем нужны образы женщин в социально-психологическом романе «Отцы и дети»?»; «Почему в романе представлены такие разные женские типы?»; «Как женские образы помогают раскрыть основную мысль автора?» и т. д. Тема «Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»» может быть представлена вопросами: «Почему в философском романе присутствует тема любви?»; «Какую роль играет эта тема в программе?» и т. д. Обучающиеся должны понимать, что тема исследования всегда заключает в себе проблему, требующую разрешения.

Следующим шагом обучающегося-исследователя становится формулировка цели его исследовательской работы.

Исходя из темы работы, формулируются ее задачи, а затем способы решения каждой из них.

Как готовиться к устному высказыванию


    1. Подумайте:

    1. С какой целью будете говорить

  1. поделиться мыслями, чувствами;

  2. сообщить что-то новое;

  3. воздействовать на слушателей.

В зависимости от этого определите стиль высказывания.

    1. О чем именно будете говорить. Какова тема высказывания. Какова его идея, основная мысль.

    2. Какие примеры, факты приведете в своем высказывании, чтобы лучше раскрыть его тему и основную мысль.

    3. Какой тип речи будете создавать: повествование, описание, рассуждение или сочетание их.

    4. Где и как будете использовать выразительные средства устной речи: основной тон высказывания, логическое ударение, паузы, темп речи, громкость голоса, мимику, жесты.

    1. Проговорите свое высказывание сначала во внутренней речи, затем вслух. Попросите кого-либо из близких послушать вас: учтите их замечания. Если есть возможность, используйте магнитофон: прослушивание записи поможет вам усовершенствовать свое высказывание.

    2. Следите за своими жестами и мимикой. Готовясь к высказыванию, полезно проговаривать его перед зеркалом.

Критерии оценки речевой деятельности на занятии


Речь − очень широкая сфера деятельности человека. Существует три направления развития речи: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.

Все направления развиваются параллельно, в то же время подчиняясь друг другу: работа над лексикой дает материал для предложений, работа над лексикой и предложением − для связной речи.

Упражнения для совершенствования связной речи: рассказы, пересказы, сочинения − представляются наиболее сложными в системе речевых упражнений. Для их качественного выполнения необходимо знать нормы словообразования и словоупотребления, образования простого и сложного предложений, организации логики текста, построения его композиции и правила графики, орфографии и пунктуации.

Важнейшие требования, предъявляемые к речевым упражнениям, − систематичность, определенная последовательность, перспективность, взаимосвязь друг с другом. Каждое новое упражнение, будучи связанным с предыдущим, одновременно должно вносить что-то новое, быть по-своему полезным.

Требования к содержанию и структуре речи


Первое требование − это требование содержательности речи.

Содержательность означает глубокий внутренний смысл речи, богатство содержания. Это требование к речи выдвигается в числе главнейших условий красноречия. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ будет хорош, интересен, полезен и автору, и читателям (слушателям), когда он будет построен на знании фактов, наблюдениях, обдуманных мыслях и искренних переживаниях.

Материал для бесед, рассказов, сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, наблюдения, собственные размышления, переживания вся окружающая жизнь.

Второе требование − требование логичности, последовательности, четкости построения речи. При построении своей речи важно не пропустить чего-либо существенного, логично перейти от одной части к другой, не повторяться. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить сказанное.


Требования к речевому оформлению


Точность речи − это умение выбрать такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.

Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова-синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Выразительность речи − это умение ярко, убедительно сжать, передать мысль; способность воздействовать на людей интонациями, подбором фактов, построения фразы, выбора слов, настроением рассказа. Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна.

Ясность речи − это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы адресата. Речи вредит излишняя сложность, перегруженность терминами, цитатами, «красивостями».

И выразительность, и ясность речи предполагают ее чистоту, то есть отсутствие лишних слов (так называемых слов-паразитов ну, значит, понимаешь, собственно говоря, видите ли, так сказать и др.) грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.

Несколько советов тем, для кого чтение -

путь к самообразованию



    1. Огромное значение имеет выбор книг. Выбирайте самые лучшие, нужные книги, по возможности книги выдающихся по уму и учёности людей, произведения классиков литературы и лучших писателей современности.

  1. Читайте основательно, отдавая себе отчёт в прочитанном, на каждом шагу ставьте вопрос: так или не так? Непонятные вопросы не оставляйте неразрешёнными, ищите ответы на них в словарях, справочниках.

  2. Вы с самого начала имеете право сомневаться, находить в книге противоречия или ошибки, быть несогласными.

  3. Не бойтесь критиковать, только знайте цену этой критики, помните, что иногда критика показывает достоинства или недостатки книги, но иногда − легкомыслие или невежество автора критической статьи.

  4. Настоящая критика требует не только смелости, но и знания, и труда.

  5. Критиковать − это не значит находить только неудачи и ошибки, но и видеть достоинства, вообще оценивать. Научиться же отличать великое от среднего и даже малого ещё труднее, чем находить ошибки.

  6. Важно после прочтения и самостоятельного осмысления книги прочесть основательную критику на неё какого-нибудь крупного специалиста и сравнить его оценку с собственной.

  7. При чтении художественной литературы, учитесь наслаждаться искусством слова, обращая внимание не только на то, что написано, но и на то, как написано, вырабатывайте свой эстетический вкус.

1Лучшее впечатление производят работы, где обсуждается сначала композиция стихотворения в целом, основные его части и образы, связь между ними, а затем каждая из частей со всем комплексом её особенностей.

© 2010-2022