Рефлексивный отчёт по использованию одного модуля Программы

Обучаясь на уровневых курсах, я убедилась в необходимости внедрения семи модулей Программы курсов, которые нацелены на формирование у учащихся навыков самомотивации, самоконтроля, критического мышления, компетентности в цифровых технологиях. В свою практику постаралась внедрить все 7 модулей и доказать на практике их взаимосвязь и взаимообусловленность. Но меня, как, наверное, многих моих коллег, давно беспокоит проблема, с которой сталкиваюсь в своей практике - несовершенство существующей сист...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексивный отчёт по использованию одного модуля Программы

Обучаясь на уровневых курсах, я убедилась в необходимости внедрения семи модулей Программы курсов, которые нацелены на формирование у учащихся навыков самомотивации, самоконтроля, критического мышления, компетентности в цифровых технологиях. В свою практику постаралась внедрить все 7 модулей и доказать на практике их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Но меня, как, наверное, многих моих коллег, давно беспокоит проблема, с которой сталкиваюсь в своей практике - несовершенство существующей системы оценивания знаний учащихся. Как часто на уроках не получает оценки какой-либо вид деятельности учащихся и с досадой дети говорят о том, что их работа осталась незамеченной. Думаю, что для совершенствования преподавания и обучения необходим иной подход к оценке знаний и умений учащихся, именно поэтому наиболее интересным и значимым для меня лично показался модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения».

Элементы модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» я начала применять на каждом из проведенных в школе уроков. Оценивание учащихся, включающее оценку «внешнюю» и «внутреннюю», давало возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык.

Понятно, я думаю всем педагогам да и детям, что 5-балльная система оценивания, которая уже давно существует в школе, изжила себя, поэтому предложенная в Программе форма оценивания, более продуктивна, актуальна и интересна сейчас.

Мне стало понятно, что реализация системы оценивания должна дать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс. Система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности: в усвоении информации, в обработке информации, творческом представлении своих мыслей и образов.

Я использовала на уроке такие методы, как: самооценка, взаимооценка, групповая оценка, оценивание письменно и устно по разработанным совместно с учениками критериям, оценивание в диалоге по речевым образцам: «Мне понравилось», «Была интересная идея», тестирование бумажное и компьютерное, оценивание тестов (вопросы разной сложности с различной разбалловкой).

Такая работа развивает критическое мышление, повышает мотивацию (формативное, поэтапное оценивание снимает страх; вызывает интерес, весело; смена деятельности), способствует развитию саморегуляции (эмоциональная - ученик принимает оценку; когнитивная - нацеливает на работу, развивает метапознание; социальная-повышает ответственность).

Цель оценивания - определение уровня знаний учащихся и степени понимания ими материала, корректировка планирования с учетом возникших трудностей. Для оценки групповой работы я применяла и критериальное оценивание, позволившее вовлечь учащихся, подвести их к необходимости продуманных действий, критического мышления и анализа. Но есть и проблемы: необъективность учащихся при оценивании. Для этого после взаимопроверки письменных работ я предложила писать ниже работы фамилию проверяющего, то есть несущего ответственность за качество проверки. Надо заметить, что качество проверки улучшилось. Но все же по разным причинам дети то завышают, то занижают оценку. Значит, надо развивать у детей навыки оценивания.

Положительным итогом могу считать более ответственное отношение учащихся к подготовке, заинтересованность в оценке и снятие вопросов о причинах выставления той или иной отметки по итогам урока. Формативное оценивание - это не конечный результат, а длительный процесс, поэтому невозможно сразу научиться всем тонкостям этого оценивания.

Одной из ключевых концепций данного модуля, я считаю, обеспечение обратной связи, свидетельствующий о достижениях (для учеников, учителей и родителей). Ученик имеет право получить обратную связь от учителя на каждом этапе его деятельности и дать оценку деятельности учителя. Для того чтобы провести формативное оценивание, необходимо наблюдение за повседневной деятельностью в классе, с какими сложностями сталкиваются ученики. Здесь уместны различные листы наблюдений за работой в группе или отдельными учащимися. Такие листы оценивания я начала применять уже со второго урока.

На первом уроке применила взаимооценивание групп при составлении кластера. Учащиеся представляли свой кластер, другие группы оценивали по разработанным ранее критериям оценивания кластера. Этот этап урока мне очень понравился тем, что критериальное оценивание прошло четко, ясно, объективно. Оценивание проводилось сигнальными карточками. Причина успеха в том, что я предложила детям оценить работу по следующим параметрам: если материал изложен полно, то группа получает желтую карточку; если есть вопросы после его объяснения, то задав вопросы, вручаете жёлтую карточку; если группа не справилась с заданием, он получает синюю карточку. Данный вид оценивания способствовал более глубокому осмыслению изученного материала, у учащихся развивался навык формулировки вопросов, развивалась устная речь.

На втором уроке (из четырёх последовательных) в групповой работе учащиеся составляли концептуальную схему по оформлению прямой речи и защищали ее. В конце урока сделали вывод о том, что получилось, что каждому необходимо доработать, где нужна помощь, каковы причины успеха (или неуспеха). Критерии оценивания на этот раз составлялись совместно с учащимися. Оценивание прошло увереннее и интереснее, чем на предыдущих уроках. Наверное, проявился интерес, мотивация у учащихся.

На третьем уроке я решила использовать взаимооценивание при работе в парах. Учащиеся работали с параграфом. По методу «Инсерт» Заданием было определить основную идею и ключевые моменты. Затем дети обменивались тетрадями и давали формативный отзыв друг другу. Не скажу, что все прошло идеально. Ребятам было сложно давать отзыв не группе, а уже конкретному человеку тем более. Далее учащиеся выявляли степень успешности работы на уроке, заполняя листы самооценивания. Посредством применения стратегий данного модуля я сумела наладить лучший контакт со своими учениками.

Использовала на своих уроках групповую работу, где группа учеников, работающая над заданием самостоятельно, ставит цель, оценивает и контролирует качество конечного результата. Я, являясь координатором, отслеживаю такой результат. Ставить цели, четко определять критерии оценивания получилось не у всех. Этому надо учиться.

На четвертом уроке учащиеся оценивали работу группы (защита «Алгоритма»») по разработанным критериям. Ребята справились с заданием на достаточном уровне, смогли дать адекватную оценку деятельности групп. При вручении звёзд (приём «2 звезды, одно желание») отметили положительные стороны, обратили внимание на удачные находки групп, с «желанием» справились пока не все, эта работа вызвала затруднения. Особенно хотелось бы отметить ученика А. (слабомотивированный), который на предыдущих уроках не проявлял интереса к работе в группе и к оцениванию, а на этом уроке вызвался защищать «Алгоритм».

В результате стало ясно, что оценивание по критериям делает процесс оценивания понятным для всех. А совместная разработка критериев позволяет сформировать позитивное отношение к оцениванию. Правильно выработанные критерии оценивания позволяют всесторонне измерить глубину понимания учебного материала, ясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него ожидается.

Для того чтобы ученики могли научиться самооценке, понимать цель своего учения и как достигать успеха, мы вместе с учащимися 8 класса разработали на последнем уроке дневник по самооцениванию на с каждый урок. В структурированный дневник включили такие вопросы, как: обстановка на уроке мне помогла учиться, я сотрудничал и предлагал идеи или на вопросы учителя я отвечал по своей инициативе и другие. Анализируя дневник самооценивания ученика, я смогу проследить динамику его развития, делать выводы и прогнозы.

Этот модуль полностью перевернул мое понимание о педагогике. Ребята писали: "Было интересно, когда меня оценивал не учитель, а одноклассники".

Суммативное оценивание, или оценивание обучения, использовалось на уроках как средство обобщения знаний учеников по изученной теме в форме контрольных вопросов двух уровней сложности, тестирования открытого и закрытого типа, письменной работы, экспресс - контроля.

Суммативное оценивание уместно на завершающем этапе изучения темы. Его я провела на заключительном уроке, оценка выставлялась за знание теоретического материала, умение оформлять чужую речь на письме, составлять предложения, переоформлять прямую речь в косвенную. Само- и взаимооценка за каждый этап комментировалась группой.

Теперь я стала понимать, что есть возможность заинтересовать учеников, повысить их мотивацию через использование различных форм оценивания.

Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание даёт учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг у друга.

Формативное и суммативное оценивание позволило мне и моим ученикам определять этап, на котором находятся дети в процессе своего обучения, направление, в котором следует развиваться, и понимание, как лучше достигнуть необходимого уровня. При этом каждый ученик должен быть максимально активным в процессе собственного обучения, заинтересованным в оценке своих достижений.

Считаю, что необходимо фиксировать не только итоговые достижения, но и отслеживать динамику и индивидуальный прогресс каждого школьника. Хотя это емкая работа, но, я думаю, она принесет хорошие результаты.

В своей деятельности буду руководствоваться следующими принципами оценивания, как : значимость, адекватность, объективность и справедливость, открытость, доступность, систематичность, доброжелательность,- и этого же требовать от учащихся. При этом не стоит забывать о личностных целях школьника, которые являются важным средством управления его познавательной деятельностью. Отчуждение ученика от процесса оценивания, конечно же, приведет к снижению мотивации. Поэтому стану выбирать формы и методы организации учебного процесса, обеспечивающие сближение целей учителя и ученика, что приведет к поиску новых стратегий обучения и, в частности, оценивания.

В предмете «Русский язык» в качестве основных (традиционных) методов проверки знаний я использовала суммативное оценивание: это устный опрос на знание теории, письменные контрольные работы по итогам группы тем, тестовые работы, тематический контроль.

При оценивании работы школьников с помощью таких стратегии, как: «Горячий стул» или «Аквариум», все учащиеся класса становятся наблюдателями и оценщиками работы. Такая форма оценивания помогает ученикам увидеть и оценить результаты своей работы.

Понимание и озвучивание критериев оценивания учеником означает вступление в действие компонента формативного оценивания, который П.Блек и Д.Уильям обозначили как «Активное участие учеников в собственном обучении». [1]

Для того чтобы ученики могли научиться самооценке, понимать цель своего учения и как достигать успеха, мы вместе с учащимися 8 класса разработали на последнем уроке дневник по самооцениванию на с каждый урок. В структурированный дневник включили такие вопросы, как: обстановка на уроке мне помогла учиться, я сотрудничал и предлагал идеи или на вопросы учителя я отвечал по своей инициативе и другие. Анализируя дневник самооценивания ученика, я смогу проследить динамику его развития, делать выводы и прогнозы.

Формативное, или оценивание для обучения включает такие виды, как: одобрение, поддержка, поощрение, похвала, кроме этого возможно использование невербальных способов оценивания: похлопать, показать жестом, выразить, используя мимику, подарить смайлик и т.д. Я также опробовала стратегию позитивного оценивания. Стратегия позитивного оценивания позволяет сформировать адекватную самооценку, умение анализировать, умение контролировать свои действия и поступки:

- Положительная оценка («Я знаю, ты очень старался…»).

- Указания на ошибки («Но сегодня …. у тебя не получилось»).
- Анализ причин («Посмотри, ты подумал, что…, но это не так»).
- Выражение уверенности («Но в следующий раз я уверена, ты поступишь…»).

Такие виды оценивания я применяла на своих уроках, потому что они повышают самооценку ребёнка, благоприятно влияют на эмоциональный настрой, что немаловажно для формирования самомотивации.

Что касается этапа рефлексии, то я предлагала учащимся различные виды оценки урока: « Смайлики», « Светофор», « Дерево успеха». Пока эта работа для учащихся новая и не все справляются с ней. Но, думаю, со временем это позволит учащимся научиться оценивать, контролировать свою деятельность.

Я пришла к выводу, для того чтобы планировать свои действия по обеспечению эффективного оценивания необходимо знать о цели оценивания вообще, и о целях, содержании и процедуре каждого вида оценивания в отдельности. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой - это ученик способный к саморегуляции, самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенстванию, способный быть субъектом учебной деятельности.

Оценивание собственной деятельности позволяет ученику провести глубокую рефлексию, повышает мотивацию, позволяет критически оценивать события, ситуации, явления, учащиеся учатся давать объективную оценку.

Во время прохождения практики, наряду с положительными моментами были трудности, которые мне в дальнейшей работе нужно преодолеть. Это развитие речи детей, коммуникативных навыков, создание коллаборативной среды, отработка навыков объективного самооценивания, взаимооценивания, отработка навыков презентации, умение выражать чувства и мысли. Подводя итоги работы над модулем оценивание, хочется отметить, что не всё шло гладко, встречались трудности: это необъективная оценка учащихся; это неумение аргументировать выставленную оценку товарищу, это и неразвёрнутое доказательство при односложном ответе, это и трудности в разработке критериев оценивания, неумение с моей стороны давать время на обдумывание ответа.

Конечно, четырьмя уроками эти проблемы решить мне не удалось, но, на мой взгляд, то, что достигнуто за это время, вселяет уверенность в том, что Программа работает, и дальнейшее её применение поможет мне справиться со многими трудностями и проблемами, с которыми я сталкиваюсь ежедневно в своей работе. Также для меня этот период стал стимулом для дальнейшей работы, многое из того, что для меня в прошлом казалось неразрешимой проблемой, сейчас кажется преодолимым.

В период практики я попыталась использовать, апробировать как можно больше стратегий, хотя теперь понимаю, что каждую из них надо отрабатывать, и тогда будет осмысленный результат. В дальнейшем я буду использовать более тщательный подбор стратегий и форм оценивания для различных этапов урока, а для этого пополнять копилку стратегий для оценивания разного вида работ; соотносить результаты оценивания с целями, поставленными на урок, и выходить на задачи для последующих уроков; выявленные пробелы в знаниях планировать как перспективу для дальнейшей работы.

.

Использованная литература:

  1. Руководство для учителя, 2012 г.

  2. Ресурсы занятий неделя 3



© 2010-2022