Конспект урока по русскому языку Правописание суффиксов -чик-, -щик-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Правописание суффиксов -чик-, -щик-.

Цель: Л.Формируют учебную мотивацию. П. Развивают орфографическую зоркость, умения использовать алгоритм орфографического правила. К. Учатся отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Учитель: Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Мне надо правильно написать словозаказчик. Так какую же выбрать букву: Ч или Щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию.)

Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача - это научиться грамотно писать, и сегодня мы познакомимся с правописанием суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-.

III. Изучение нового материала

Учитель называет лексическое значение, а ученики - слова с суффиксом -чик/-щик-.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)

  2. Рабочий, обслуживающий кран. (Крановщик.)

  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь. (Смазчик.)

  4. Рабочий, укладывающий что-то. (Укладчик.)

  5. Работник, который занимается приемом чего-нибудь. (Приемщик.)

  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание. (Подписчик.)

7. Человек, который управляет самолетом. (Летчик.)
Учитель: Вот какие слова мы образовали с буквой Ч и с буквой Щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Давайте подумаем. (Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.) Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных - ЧИК - и - ЩИК - пишется буква ч, когда -щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов.) Давайте проверим, правильно ли вы ответили. Таблица № 1

В суффиксе существительных -чик (-щик)

Ч

Щ

После букв: д, т, з, с, ж переписчик

В остальных случаях: мойщик

Опознавательный признак орфограммы - стечение согласных

Учитель: Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы - стечение согласных. А теперь обратимся кначалу урока: какой суффикс нужно написать в слове «заказчик»? (Ответы учащихся.)

IV. Физкультурная минутка

- А сейчас мы немного поиграем. Встаньте все. Я буду произносить слово с суффиксом -ЧИК- или -ЩИК-. Вы будете присаживаться, если это слово с суффиксом -ЧИК- и вставать, если это слово с суффиксом -ЩИК-. (дети стоят между партами, слова произносить, затем высвечивать на экране; в процессе игры можно указать детям, как выяснить на слух правописание суффикса - обращать внимание на согласные перед самим суффиксом) Стекольщик, раздатчик, носильщик, перебежчик, фонарщик, страховщик, буфетчик, паромщик, доносчик, советчик, болельщик.

V.Закрепление изученного

Работа с учебником у доски (учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).

Учитель: Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, грузчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, разметчик - и объясняют правописание суффиксов.)

Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: стульчик - летчик, магазинчик- переплетчик, сарафанчик - объездчик, карманчик - грузчик.) Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное. (Используется таблица № 2.) Таблица № 2

-чик-

Значение лица

Уменьшительное значение

грузчик

фонтанчик

Следующие задания - выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками - еще раз проверяет, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

VI. Выборочный диктант

-щик: комплектовщик, мойщик, сварщик -чик: (со значением лица) заказчик, переписчик, переплетчик -чик: (с уменьшительным значением) диванчик, колокольчик, огурчик

VII. Работа с индивидуальными карточками. (ребята работают группами или самостоятельно.)

Карточка № 1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Бакен..., навод..., сплав..., фрезеров..., сбор..., газет..., рассказ..., стеколь..., бетон..., гардероб...

Карточка № 2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Арматур..., выдум..., проход..., портфель..., пулемет..., уголь..., набор..., компьютер..., смаз..., прокат...

VIII. Итоги урока

Учитель: Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

IX. Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение (5-8 предложений) «Репортаж с новостройки», используя слова с суффиксами -ЧИК- // - ЩИК-.


© 2010-2022