Практическое занятие по дисциплине Русский язык на тему «СПОСОБЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Методическая разработка практического занятия

по дисциплине «Русский язык» на тему

«Способы подчинительной связи в словосочетании»


для студентов СПО специальности 030912«Право и организация социального обеспечения»












Автор: преподаватель русского языка

и литературы Бартенева Н.С.



Тема: Способы подчинительной связи в словосочетании



Цель: создать условия для формирования умений определять виды синтаксической связи и типы отношений в словосочетаниях.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • выделять главное и зависимое слова в словосочетаниях;

  • определять, какой частью речи выражены главное и зависимое слова в словосочетаниях;

  • определять виды синтаксической связи и типы отношений в словосочетаниях.

знать:

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • виды синтаксической связи и типы отношений в словосочетаниях.

Критерии оценки:

Оценка «5» выставляется, если студент умеет определять способы связи и типы отношений в словосочетании;

Оценка «4» выставляется, если студент при определении способов связи и типов отношений в словосочетании допускает негрубые ошибки.

Оценка «3» выставляется, если студент при определении способов связи и типов отношений в словосочетании допускает грубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если студент не умеет определять способы связи и типы отношений в словосочетании.

Предварительная подготовка. Теоретическая справка

Словосочетание, подчинительная синтаксическая связь: согласование, примыкание, управление; типы словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Содержание работы

Задание 1

Инструкция: Выделите: словосочетание, предложение, слово. Аргументируйте свой ответ.

Светило солнце, около дома, учебный год, русский язык, лист бумаги, идущий человек, дом на берегу, дом стоит, лес, ночь, ласточки улетели.

Задание 2

Инструкция: Запишите словосочетания в соответствии с типом (по столбикам) именное, глагольное, наречное.

Правка текста, косо висела, зеленая трава, бежать быстро, алмазная грань, грамотный человек, ищу человека, читать внимательно, достигнуть цели, веселый ребенок, жить честно.

Задание 3

Инструкция: Укажите тип связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).

Интересная книга; написать изложение; встречаться изредка; уехать на юг; уединенное место; каждый ученик; войдя в комнату; советы родителей; писать быстрее; писать карандашом; любовь к родине; предложить сесть; заниматься по плану; проснуться рано; последние известия; подплыть к берегу; готовый услужить; достойный похвалы; стремление к знаниям; желание учиться; вытереть насухо; говорить по-английски.

Задание 4

Инструкция: (Работа в микрогруппах). Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом-помощником.

I. Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление.

1. жалостно посмотрел -

2. смело спрыгнул -

3. устало шагал -

4. осторожно слез -

II. Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание

1. говорил с тревогой -

2. ждал с напряжением -

3. охранял с заботой -

4. глядел со смущением -

III. Заменить данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управлении

1. бессонная ночь -

2. подземный переход -

3. алгебраическая задача -

4. школьный портфель -

ЛИСТ-ПОМОЩНИК

I. Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово - бассейн

2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?

3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания.

ИЛИ: стеклянная крыша - крыша (из чего?) из стекла

II. Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово - (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово - гнездо;

2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? Гнездо (чье? какое?) глухариное

ИЛИ: топот коня - топот (чей?) конский

III.Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:

1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово - слушать (как?) внимательно: главное слово - слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи - инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием

ИЛИ: поехать работать - поехать на работу

Выводы (студент формулирует выводы по всему занятию)

Контрольные вопросы:

  1. Что такое словосочетание?

  2. Каким образом связаны слова в словосочетании?

  3. Перечислите типы подчинительной связи. На чём они основаны?

© 2010-2022