Урок по литературе в 6 классе на тему «…подлинный поэт, рассказы и пьесы его – поэзия» (А. П. Чехов. Рассказ Толстый и тонкий)

Урок  литературы в 6 классе по теме «…подлинный поэт, рассказы и пьесы его – поэзия»  (Го Мо-жо) посвящён творчеству А.П.Чехова и является первым в системе уроков, предусмотренных  по программе «Литература 5 - 11 классы; под редакцией В.Я.Коровиной». На уроке звучит художественное (инсценированное) исполнение рассказа «Толстый и тонкий», что особенно важно для восприятия.  Фрагменты из видеофильма «Мой живой журнал» продолжают знакомить обучающихся с биографией писателя.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«…подлинный поэт, рассказы и пьесы его - поэзия». (Го Мо-жо)

Цель урока - 1) повторение и закрепление материала по биографии и творчеству писателя;

углубление понятий о юморе, сатире, псевдониме, о жанре рассказа; определение

способов и средств создания комического в рассказах А.П.Чехова,

2)совершенствование навыка анализа текста; определение идейного содержания рассказа

А.П.Чехова, рассмотрение особенностей чеховского стиля в создании характера героя.



Чехов - несравненный художник… Художник жизни.

И достоинство его творчества в том, что оно понятно и

сродно не только всякому русскому, но и всякому

человеку вообще.

Л.Н.Толстой


Оборудование - 1)Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.

Часть 1. Под редакцией В.Я.Коровиной;

2)презентация;

3)инсценирование рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» - старое радио

staroeradio.ru/collection

4) видеофильм о писателе radostmoya.ru/project/moi_zhivoi_zhurnal/

I.Актуализация знаний. Слово учителя о Чехове.

Ребята, прочитайте внимательно тему нашего урока. «…подлинный поэт, рассказы и пьесы его поэзия». (Го Мо-жо). Так сказал об этом писателе Го Мо-жо, китайский писатель, поэт, историк, чей портрет вы видите на презентации.

- Скажите, творчество какого поэта или писателя мы будем сегодня изучать? (ответы)

- Почему вы так думаете?

- Посмотрите на портрет. Кто изображён на этом портрете? Узнали? (А.П.Чехов)

- Запишите тему сегодняшнего урока, годы жизни (1860 - 1904). А еще Л.Н.Толстой, великий русский писатель, автор многих произведений, в том числе и рассказа «Кавказский пленник», сказал: «Чехов - несравненный художник… Художник жизни». Эти слова будут эпиграфом к уроку. Тоже запишите (напомнить, как пишется эпиграф)

- Вы согласны с мнением Толстого? Почему?

- Что вы знаете о жизни и творчестве этогоА.П.Чехова? (ответы)

- Задача нашего урока: повторить сведения о жизни писателя, его творчестве, прочитаем его рассказ «Толстый и тонкий», попытаемся проанализировать, то есть понять, что хотел сказать своим рассказом Чехов. Действительно ли, «Чехов - подлинный поэт, рассказы и пьесы его - поэзия»?

II.Работа над новым материалом.

1.Биография А.П.Чехова (кадры из «Живого журнала») Задача: смотреть и слушать внимательно.

(включить: 1.45 - 2.50; 3.15 - 6.05; 9.07 - до конца)

- Что нового узнали о Чехове? (ответы)

2.Словарная работа

Ребята, в рассказе вам встретятся незнакомые слова. С некоторыми из них мы сейчас и познакомимся (флёрдоранж, херес, портсигар, лютеранка - см. Приложение), с остальными - чуть позже, при анализе рассказа.

3.Прослушивание инсценированного рассказа - «Старое радио» - 5.42 (дети следят по учебникам)

4.Беседа по рассказу. (по ходу беседы обучающиеся заполняют таблицу)

- Понравился вам рассказ? Что особенного понравилось вам?

-Что необычное можно отметить в названии рассказа? (толстый и тонкий - слова-антонимы; противопоставление)

- Кто встретился на железнодорожном вокзале? (Два школьных друга)

- Как же зовут друзей детства? (Толстый - Миша, тонкий - Порфирий)

- Сколько раз звучат в рассказе их имена? (один раз)

- Как вы думаете, почему? (Чехову важно было показать поведение героев по ходу рассказа)

- Как выглядит толстый? (губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни)

- Чем от него пахнет? (херес - сорт крепкого виноградного вина; флёрдоранжем - вид дорогого одеколона с запахом цветов)

- Как выглядит тонкий? (навьючен чемоданами, узлами и картонками)

- Как вы думаете, почему тонкий навьючен чемоданами? (не может позволить нанять себе носильщика, нет лишних денег в семье)

- Чем от него пахнет? (ветчиной - еда простонародья; и кофейной гущей - низкий сорт сваренного кофе)

-Как выглядят остальные члены семьи тонкого? (Жена с длинным худым подбородком. Сын - гимназист с прищуренным глазом)

- Кто первым обратил внимание на друга детства? (Толстый)

- Какова первая реакция друзей? (Троекратно облобызались; глаза, полные слёз; приятно ошеломлены)

- О чем они ведут беседу? (вспоминают о школьной жизни; тонкий знакомит со своей семьёй)

- Сколько раз знакомит тонкий со своей семьёй? Почему? О чём это говорит? (первый и второй раз - гордится; ему хочется поделиться, что чего-то и он в жизни добился; третий - от неожиданности, от волнения)

- Как дразнили их в детстве? (Герострат - толстый - за то, что казенную книжку папироской прожег, Эфиальт - тонкий - очень уж любил ябедничать)

КОММЕНТАРИЙ: Герострáт - грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света - храм Артемиды Эфесской - только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.

Эфиáльт - вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага - оплота аристократии.

Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории.

- Чем же занимаются теперь два друга? (тонкий - 2-ой год как коллежский асессор; Станислава имеет; портсигары делает; переведён столоначальником; а толстый - тайный советник, 2 звезды имеет, т.е. два ордена)

- Почему тонкий делает портсигары, а его жена даёт уроки музыки? (Они таким образом получают дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде)

- Какова реакция на это сообщение? (Побледнел, окаменел, лицо искривилось; сам съёжился, сгорбился, сузился, стал заикаться, хихихать; подбородок жены стал длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт, застегнул все пуговки своего мундира).

- А толстый как отреагировал? (друзья с детства, а потом его чуть «не стошнило») - Какая проблема раскрывается А.П.Чеховым в этом произведении? (Чинопочитание)

- На сколько частей можно разделить этот рассказ? (две части: 1-ая - до сообщения о роде занятий;

2-ая - остальная часть)

- Можно ли сказать, что эти две части противопоставлены друг другу? (да, противопоставлены слова в названии и эти две части; такой приём называется антитеза)

ВЫВОД: В основе сюжетом многих чеховских рассказов лежит короткая занимательная история. Значительную часть рассказа «Толстый и тонкий» занимает диалог, описание сокращено до минимума. На первый план Чехов выдвигает психологическое состояние людей. Смешное, комическое в сюжете заключается именно в этом резком изменении.

РЕФЛЕКСИЯ.

- Действительно ли, « Чехов - подлинный поэт, рассказы и пьесы его - поэзия»? (Да, действительно, стихотворение - это небольшое по объёму произведение, при помощи стихов можно сказать о многом: нарисовать картину природы, нарисовать состояние души человека, состояние природы. Чехов несколькими штрихами рисует яркую картину.)

- В каком веке жил писатель?

- Почему мы в 21 веке продолжаем читать его произведения?

(Прошло уже 154 года со дня рождения А.П.Чехова и 110 лет со дня его смерти, а его произведения по-прежнему доставляют радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. Пьесы Чехова не сходят со сцен театров России, да и многих других стран, его книги издаются почти на всех языках мира).

Домашнее задание: 1) стр. 296 - 299 (выписать псевдонимы Чехова);

2) попробуйте представить, может ли что-то подобное произойти с вами лет через

20 (написать мини-сочинение);

3) подготовить чтение по ролям.

Приложение № 1 - таблица

Герои рассказа «Толстый и тонкий»


Толстый

Тонкий

Сопровождающие

Имя


Прозвище


1-я реакция


служба


награды


2-ая реакция






Приложение № 2 - таблица готовая

Герои рассказа «Толстый и тонкий»


Толстый

Тонкий

Сопровождающие

Имя

Миша

Порфирий

Жена - Луиза, лютеранка, урождённая Ванценбах, сын - Нафанаил, ученик 3-го класса

Прозвище

Герострат (казённую книжку прожёг)

Эфиальт (ябедничать любил)

1-я реакция

Троекратно облобызались; глаза, полные слёз; приятно ошеломлены

служба

До тайного дослужился

Коллежский асессор, 2-ой год; портсигары делает; переведён столоначальником

Жена уроки музыки даёт

награды

Две звезды имею

Станислава имею

2-ая реакция

стошнило

Побледнел, окаменел, лицо искривилось; сам съёжился, сгорбился, сузился,; захихихал, как китаец

Подбородок жены стал длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт, застегнул все пуговки своего мундира; шаркнул ногой, уронил фуражку



© 2010-2022