РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЭКРАНИЗАЦИЯ РУССКОЙ КЛАССИКИ (8 КЛАСС)

Элективный курс «Экранизация русской классики» выстраивается на уровне межпредметных связей (литература - кино) и позволяет учащимся увидеть новое произведение, произведение другого искусства - кино на материале художественной литературы. В круг их словарного запаса активно войдут слова и понятия - сценарий, сценарист, режиссер, актер, сериал, экранизация и т.д.Важная роль отводится общему и литературному развитию детей. Они должны увидеть различие между произведением литературы и экранизацией, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Российские общество предъявляет сегодня школе новые требования. Важ­нейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модерни­зации российского образования на период до 2010 года, в других стратегических документах является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний. Первоочередной задачей сегодня должно стать развитие личности молодых граждан России, формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

1. Рабочая программа составлена в соответствии с Программой элективного курса для учащихся 8 классов «Экранизация русской классики» Г.А. Обернихиной Она составлена из расчета 0,5 часа в неделю (17 часов в год). Введение предпрофильной подготовки в восьмом классе основной шко­лы призвано стать важным средством для выбора профиля обучения в старших классах. Элективный курс "Экранизация русской классики" призван помочь школьнику реализовать свой интерес к предмету, уточнить свою готовность и способность к изучению предмета на повышенном уровне. Кроме того, ориентирует учащегося в мире современных профессий. Данный курс призван познакомить школьников с комплексными проблемами, выходящими за рамки традиционных учебных предметов.

Элективный курс «Экранизация русской классики» выстраивается на уровне межпредметных связей (литература - кино) и позволяет учащимся увидеть новое произведение, произведение другого искусства - кино на материале художественной литературы. В круг их словарного запаса активно войдут слова и понятия - сценарий, сценарист, режиссер, актер, сериал, экранизация и т.д.

Важная роль отводится общему и литературному развитию детей. Они должны увидеть различие между произведением литературы и экранизацией, т.е. восприятием художественного текста сценаристом, режиссером, актерами. Такое сопоставление окажет влияние на их собственное, творческое восприя­тие литературы и других видов искусства, будет способствовать общему и лите­ратурному развитию школьников, самоопределению их в выборе гуманитар­ного профиля образования.

Много внимания уделяется самостоятельной, практической деятельности учащихся. Результатом их самостоятельной работы могут стать сценарии для экранизации художественных произведений (по выбору детей), создания мультимедийных программ.

Цели курса: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. Программа способствует формированию читательских интересов, творческому освоению родной культуры, потребности в читательской активности, которая дает ученику чувство соучастия в историко-культурном процессе, помогает свободному и яркому владению собственным словом.

2 Содержание курса литературы определяется следующими факторами: предметом обучения и целями обучения.

2.1. Предметом обучения курсу «Экранизация русской классики» являются просмотр и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики.

2.2. Изучение данного курса в 8 классе направлено на достижение следующих целей федерального компонента:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций учащихся.

3. Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования и развития коммуникативной и социокультурной компетентностей.

Коммуникативная компетентность обеспечивает совершенствование умений и навыков общения в социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой сферах общении; овладение формами речевого общения в учебно-научной сферах деятельности; развитие умений и навыков работы с учебно-научным текстом, с различными источниками научно-технической информации.

Культуроведческая компетентность обеспечивает осознание роли русской литературы в общемировом литературном процессе.

4. Требования к уровню образованности

Предметно-информационная компетентность

Ученик должен знать и понимать:

  • Искусство кино и его виды. Язык кино. Художественное кино. Кто и как "делает" художественное кино: сценарист, режиссер, оператор, актеры, композитор, художник, продюсер.

Деятельностно-коммуникативная компетентность

Ученик должен уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • работать со справочной литературой;

  • определять вид сценария, роль сценариста;

  • анализировать фрагменты фильмов и сопоставлять их с художественными текстами,

  • составлять понятийные словари;

  • овладеть умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • выявлять в произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержания;

  • грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.

  • сравнивать, сопоставлять, классифицировать,

  • самостоятельно выполнять различные творческие работы (реценции на фильм, рефераты);

  • устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

  • осознанное беглое чтение, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

  • владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

  • составлять план, тезисы, конспект,

  • подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

  • самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферу своих интересов и возможностей.

Ценностно-ориентационная компетентность.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

  1. Краткая характеристика организационно-содержательной модели.

Форма организации учебных занятий - классно-урочная.

Классические типы уроков:

1. урок просмотра видеофильма,

Нетрадиционные типы уроков:

  1. Интегрированный урок

  2. Урок-зачет

  3. Урок-путешествие

  4. Урок-семинар

  5. Урок взаимного обучения

  6. урок-анализ,

  7. урок-исследование,

  8. урок-представление

Принципы обучения имеют разноуровневую природу в зависимости от сферы их употребления. В практической работе выделяются дидактические принципы: научности; наглядности; активности и сознательности учащихся в процессе обучения, доступности, систематичности и последовательности обучения, индивидуальности, связи теории с практикой, обучения с жизнью.

Методы обучения: познавательные и практические.

- Познавательные методы обеспечивают получение знаний как в готовом виде (сообщение учителя; просмотр видеофильма), так и добывание знаний на основе наблюдения за языковым материалом (беседа, определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру, самостоятельный анализ языкового материала).

- Практические методы обучения организуют процесс закрепления знаний и совершенствование умений (метод монологического высказывания, метод постановки вопросов; фронтальный взаимоопрос, экспресс-опрос, поисковый метод, осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение, различные виды пересказа,; анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента, подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений).

Система контроля и оценивания.

В соответствии с требованиями к уровню образованности предусмотрены проверочные работы (тест, сочинение по прочитанному и просмотренному произведению, сочинение-миниатюра, написание рецензии, реферата, создание мультимедийной программы). Оценивание производится по пятибалльной системе.

  1. Распределение часов по темам:

Из истории киноискусства -2 ч.

Сценарий и требования к его разработке - 1 ч

Экранизация произведений А.С. Пушкина - 4 ч

Экранизация произведений Н.В. Гоголя - 4 ч

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и его экранизация - 3 ч

Конкурс на лучший сценарий по произведениям А.С. Пушкина - 3 ч

  1. Программно-методическое обеспечение учебного процесса:

  • Экранизация русской классики. Программа элективного курса для учащихся 8 классов. Авт.: Г.А. Обернихина // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации. - М., Академия, 2004.

  • Программа по литературе. 5-11 классы. Авторы: Т.Ф. Курдюмова, В.П. Полухина и др. Научный редактор: Т.Ф. Курдюмова // Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Литература. Средняя школа. - М., 2007.

  • Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2001. - 320 с.

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. - М.: ВАКО, 2007. - 512с.

  • Мещерякова М.И.Литература в таблицах и схемах. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 224с.

  • Литература: 8 кл.: Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений / Авт.-сост. Г.И. Беленький. - 7-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2000. - 463 с.

  • DVD-диски, видеокассеты с художественными фильмами и театральными постановками;

  • Тексты художественных произведений.

4

© 2010-2022