- Преподавателю
- Русский язык и литература
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЭКРАНИЗАЦИЯ РУССКОЙ КЛАССИКИ (8 КЛАСС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЭКРАНИЗАЦИЯ РУССКОЙ КЛАССИКИ (8 КЛАСС)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бронских Л.В. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Российские общество предъявляет сегодня школе новые требования. Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в других стратегических документах является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний. Первоочередной задачей сегодня должно стать развитие личности молодых граждан России, формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
1. Рабочая программа составлена в соответствии с Программой элективного курса для учащихся 8 классов «Экранизация русской классики» Г.А. Обернихиной Она составлена из расчета 0,5 часа в неделю (17 часов в год). Введение предпрофильной подготовки в восьмом классе основной школы призвано стать важным средством для выбора профиля обучения в старших классах. Элективный курс "Экранизация русской классики" призван помочь школьнику реализовать свой интерес к предмету, уточнить свою готовность и способность к изучению предмета на повышенном уровне. Кроме того, ориентирует учащегося в мире современных профессий. Данный курс призван познакомить школьников с комплексными проблемами, выходящими за рамки традиционных учебных предметов.
Элективный курс «Экранизация русской классики» выстраивается на уровне межпредметных связей (литература - кино) и позволяет учащимся увидеть новое произведение, произведение другого искусства - кино на материале художественной литературы. В круг их словарного запаса активно войдут слова и понятия - сценарий, сценарист, режиссер, актер, сериал, экранизация и т.д.
Важная роль отводится общему и литературному развитию детей. Они должны увидеть различие между произведением литературы и экранизацией, т.е. восприятием художественного текста сценаристом, режиссером, актерами. Такое сопоставление окажет влияние на их собственное, творческое восприятие литературы и других видов искусства, будет способствовать общему и литературному развитию школьников, самоопределению их в выборе гуманитарного профиля образования.
Много внимания уделяется самостоятельной, практической деятельности учащихся. Результатом их самостоятельной работы могут стать сценарии для экранизации художественных произведений (по выбору детей), создания мультимедийных программ.
Цели курса: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. Программа способствует формированию читательских интересов, творческому освоению родной культуры, потребности в читательской активности, которая дает ученику чувство соучастия в историко-культурном процессе, помогает свободному и яркому владению собственным словом.
2 Содержание курса литературы определяется следующими факторами: предметом обучения и целями обучения.
2.1. Предметом обучения курсу «Экранизация русской классики» являются просмотр и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики.
2.2. Изучение данного курса в 8 классе направлено на достижение следующих целей федерального компонента:
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций учащихся.
3. Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования и развития коммуникативной и социокультурной компетентностей.
Коммуникативная компетентность обеспечивает совершенствование умений и навыков общения в социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой сферах общении; овладение формами речевого общения в учебно-научной сферах деятельности; развитие умений и навыков работы с учебно-научным текстом, с различными источниками научно-технической информации.
Культуроведческая компетентность обеспечивает осознание роли русской литературы в общемировом литературном процессе.
4. Требования к уровню образованности
Предметно-информационная компетентность
Ученик должен знать и понимать:
-
Искусство кино и его виды. Язык кино. Художественное кино. Кто и как "делает" художественное кино: сценарист, режиссер, оператор, актеры, композитор, художник, продюсер.
Деятельностно-коммуникативная компетентность
Ученик должен уметь (владеть способами познавательной деятельности):
-
работать со справочной литературой;
-
определять вид сценария, роль сценариста;
-
анализировать фрагменты фильмов и сопоставлять их с художественными текстами,
-
составлять понятийные словари;
-
овладеть умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
-
выявлять в произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержания;
-
грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.
-
сравнивать, сопоставлять, классифицировать,
-
самостоятельно выполнять различные творческие работы (реценции на фильм, рефераты);
-
устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
-
осознанное беглое чтение, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
-
владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
-
составлять план, тезисы, конспект,
-
подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
-
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
-
самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферу своих интересов и возможностей.
Ценностно-ориентационная компетентность.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
-
Краткая характеристика организационно-содержательной модели.
Форма организации учебных занятий - классно-урочная.
Классические типы уроков:
1. урок просмотра видеофильма,
Нетрадиционные типы уроков:
-
Интегрированный урок
-
Урок-зачет
-
Урок-путешествие
-
Урок-семинар
-
Урок взаимного обучения
-
урок-анализ,
-
урок-исследование,
-
урок-представление
Принципы обучения имеют разноуровневую природу в зависимости от сферы их употребления. В практической работе выделяются дидактические принципы: научности; наглядности; активности и сознательности учащихся в процессе обучения, доступности, систематичности и последовательности обучения, индивидуальности, связи теории с практикой, обучения с жизнью.
Методы обучения: познавательные и практические.
- Познавательные методы обеспечивают получение знаний как в готовом виде (сообщение учителя; просмотр видеофильма), так и добывание знаний на основе наблюдения за языковым материалом (беседа, определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру, самостоятельный анализ языкового материала).
- Практические методы обучения организуют процесс закрепления знаний и совершенствование умений (метод монологического высказывания, метод постановки вопросов; фронтальный взаимоопрос, экспресс-опрос, поисковый метод, осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение, различные виды пересказа,; анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента, подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений).
Система контроля и оценивания.
В соответствии с требованиями к уровню образованности предусмотрены проверочные работы (тест, сочинение по прочитанному и просмотренному произведению, сочинение-миниатюра, написание рецензии, реферата, создание мультимедийной программы). Оценивание производится по пятибалльной системе.
-
Распределение часов по темам:
Из истории киноискусства -2 ч.
Сценарий и требования к его разработке - 1 ч
Экранизация произведений А.С. Пушкина - 4 ч
Экранизация произведений Н.В. Гоголя - 4 ч
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и его экранизация - 3 ч
Конкурс на лучший сценарий по произведениям А.С. Пушкина - 3 ч
-
Программно-методическое обеспечение учебного процесса:
-
Экранизация русской классики. Программа элективного курса для учащихся 8 классов. Авт.: Г.А. Обернихина // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации. - М., Академия, 2004.
-
Программа по литературе. 5-11 классы. Авторы: Т.Ф. Курдюмова, В.П. Полухина и др. Научный редактор: Т.Ф. Курдюмова // Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Литература. Средняя школа. - М., 2007.
-
Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2001. - 320 с.
-
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. - М.: ВАКО, 2007. - 512с.
-
Мещерякова М.И.Литература в таблицах и схемах. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 224с.
-
Литература: 8 кл.: Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений / Авт.-сост. Г.И. Беленький. - 7-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2000. - 463 с.
-
DVD-диски, видеокассеты с художественными фильмами и театральными постановками;
-
Тексты художественных произведений.
4