Открытый урок на тему: рассказ А. Дорохова

Урок на тему: А.Дороховм"Тёплый снег." Цели урока:формирование навыков осознанного, беглого,          выразительного чтения через анализ произведения; коррекция и развитие зрительного восприятия через упражнения на концентрацию внимания; воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней; формирование мотивации к учению.  Оборудование:ТСО (магнитофон), музыка П.И.Чайковского "Времена года. Зима.Январь"; музыкальная заставка к телепередаче "Прогноз погоды"; макет телевизора, иллюстрации...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения в 6 классе по теме: «А. Дорохов. Рассказ «Тёплый снег».

Ход урока:

I.Оргмомент:

Прозвенел сейчас урок,

Начинается урок.

Потихонечку все сели

И на парты посмотрели:

Всё ли здесь у нас в порядке?

Есть ли ручки и тетрадки?

Про учебник не забыли?

Дневники все положили?

Всё в порядке! А теперь

Открываем к знаниям дверь.

Я, ребята, верю в вас,

Всем желаю: «В добрый час!»

Мы продолжаем наше путешествие по страницам учебника чтения.

II. Коррекционные упражнения:

1.Зарядка для глаз: «Восьмёрка» (дети следят за полётом снежинки, прикреплённой к указке);

2. Отработка чёткости артикуляции (скороговорка): «В семеро саней по семеро в сани уселись сами»;

3. Уселись в сани удобнее и поехали! Следующее задание: «Зарядка для ума». Отгадайте загадки:

- Не снег и не лёд, а серебром уберёт (иней);

-Покружилась звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке (снежинка);

- Без рук, без ног, по свету рыщет, поёт да свищет (ветер);

- У избы побывал - всё окно разрисовал, у реки погостил - во всю реку мост мостил (мороз);

- Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, верчу, знать ничего не хочу (вьюга, метель);

- Без досок, без топоров через реку мост готов. Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (лёд);

- Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга до весны легли снега. Только месяц тот пройдёт, мы встречаем Новый год! (декабрь).

- В какое время года бывают все эти явления? (зимой)

4. Зимушка-зима приготовила для вас задание на внимание. Каких животных спрятала зима в лесу? (на иллюстрации изображены элементы животных, дети узнают, кому они принадлежат; находят лишнее животное - бабочку).

III. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение и пересказ текста В.Бианки «Декабрь» (стр.81)

Перед чтением текста детям предлагается выполнить следующие коррекционные задания:

Хочешь, верь или не верь,

Налетела вдруг метель.

В книжке всё перевернула

И начала слов смахнула!

- Чтобы прочитать текст, надо всё поставить на свои места:

  1. «Восстанови слова!»:

…ивотные, …тудень, …нежным, …ьдом, …еверная, …озродится, …астения, …деяло ;

  1. «Найди ошибку в предложениях!»:

Декабрь год начинает, а зиму кончает.

В декабре день растёт, а ночь становится короче и короче.

Близится день рождения солнца - 31 декабря.

  1. О погоде в декабре прочитает нам диктор телевидения (выразительное чтение текста учащимся перед макетом телевизора) и расскажет (учащийся пересказывает текст у доски, опираясь на иллюстрации; чтение сопровождается музыкальной заставкой «Погода»).

VI. Тема урока.

  1. Вступительная беседа:

- Ребята, как вы думаете, без чего не бывает зимы? (без снега).

-А вы помните, когда в этом году выпал снег? Какие чувства он у вас вызвал? (чувство радости).

- А какой бывает снег зимой? Подберите слова-определения к слову снег (холодный, белый, мягкий, пушистый, лёгкий и т.д.)

- Перед вами лежат цветные полоски, выберите цвет снега и объясните свой выбор (работа с цветными полосками).

(Учитель достаёт ведёрко со снегом) - Я предлагаю вам взять снег в руки и поделиться своими ощущениями. (Снег холодный)

- А вот автор рассказа, который мы будем сегодня читать, считает, что снег бывает тёплым, даже горячим.

2. Чтение рассказа учителем (стр. 84, рассказ Алексея Дорохова «Тёплый снег»)

3. Вопросы на восприятие текста:

- Где происходит действие рассказа? Почему вы так считаете? (в деревне)

- Назовите главных героев рассказа (мальчик и его отец)

- Как звали мальчика? (Алёшка)

- От чьего имени ведётся рассказ? (от имени мальчика)

4. Дыхательная гимнастика с пёрышком - снежинкой: упражнение «Ветерок» (дети делают глубокий вдох и медленно выдыхают, стараясь, чтобы пёрышко дольше задержалось в воздухе).

5. Чтение учащимися текста про себя.

6. Выборочное чтение - ответы на вопросы учителя выдержками из текста:

-Что произошло ночью? ( «Ночью я проснулся. Случайно взглянул в окно и замер: вся земля сделалась белой…»)

-Что предложил отец Алёшке утром?

- Что увидел Алёшка, выйдя во двор?

- Что видел мальчик по дороге в лес?

- Прочитайте описание леса. Каким увидел Алёшка зимний лес?

- Кого увидел Алёшка в зимнем лесу?

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

V.Физкультминутка.

Упражнения на релаксацию с использованием аромотерапии (перед учащимися лежат свежие сосновые веточки): « Закройте глаза. Давайте вместе с героями рассказа войдём в зимний заснеженный лес. Тишина. Свежо. Морозно. Вокруг нас деревья. Снег свисает с веток. Погладим гладкий ствол белой берёзы, смахнём снег с колючей лапы ели, поднимем со снега сосновую веточку, поднесём её к лицу, вдохнём живительный сосновый аромат, почувствуем запах родной природы, запах русского леса. Почувствуем себя отдохнувшими.

VI. Тема урока. Определение основной мысли рассказа.

  1. Беседа:

- Ребята, таким мы представили лес в своём воображении. А каким его увидел автор?

- Какие образные выражения он использует для описания заснеженного леса?

На доске даны слова: тихий, озябший, голый, насквозь просвечивается, заснеженный.

- С кем сравнивает автор зимний лес? (с живым существом)

- Люди по-разному воспринимают приход зимы, но первый снег никого не может оставить равнодушным. Какие чувства вызвал у мальчика выпавший снег и заснеженный лес? (мальчик замер, удивление, сердце заколотилось от радости)

- Почему? Каким он увидел лес? (красивым, необычным, удивительным)

- Почему он раньше не замечал этой красоты, ведь он и раньше бывал в этом лесу? (раньше он не обращал внимания, не всматривался, не наблюдал)

Вывод: Природа - это живое существо, способное влиять на наши чувства, настроение, нужно только суметь всмотреться, вслушаться в неё, и тогда она откроет нам удивительный мир красоты.

  1. Работа с иллюстрациями на тему «Зима»:

- Если бы вы выбирали иллюстрации к данному рассказу, какие бы вы выбрали? Какой эпизод изображён на них?

3. Почему рассказ назван «Тёплый снег»? Прямое или переносное значение имеет слово тёплый? (снег открыл мальчику красоту леса, сумел подарить ему хорошее настроение)

- Чему учит рассказ? (любить родную природу)

4. Заключительное слово учителя по теме урока: - Учись видеть красоту вокруг, в обычных, привычных явлениях. Тогда мир вокруг тебя станет богаче и радостней, а сам ты счастливее; и глаза твои зорче, и сердце добрей. И тогда даже снег, холодный на ощупь, сможет согреть твоё сердце (читаются стихи Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке…»)

VII. Итоги урока. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: стр. 84, чтение и пересказ текста.





© 2010-2022