Конспект урока по литературе в 7 классе «Трудное детство»

Тема: Трудное детство в произведениях русской литературы. (Л.Андреев «Петька на даче»)Цели: - развивать навыки работы с текстом: определять тему, идею, проблематику;-  развивать умения мыследеятельности: выделять главное, логическое мышление, память, внимание, воображение; - способствовать воспитанию нравственных качеств личности: чуткость, доброту, сострадание. Задачи: -дать понятие литературоведческих терминов: прототип, кольцевая композиция;- уметь давать характеристику персонажу с опорой на ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Л.Андреев «Петька на даче»

Цели: - развивать навыки работы с текстом: определять тему, идею, проблематику;

- развивать умения мыследеятельности: выделять главное, логическое мышление, память, внимание, воображение;

- способствовать воспитанию нравственных качеств личности: чуткость, доброту, сострадание.

Задачи:

-дать понятие литературоведческих терминов: прототип, кольцевая композиция;

- уметь давать характеристику персонажу с опорой на текст;

- уметь составлять собственное речевое высказывание;

- уметь излагать собственную точку зрения, выражать отношение к прочитанному.

Методы: диалогический, монологический, исследовательский.

Формы: групповая, парная, индивидуальная

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 7 класс, презентация, карточки, ресурсы.

ХОД УРОКА:

Этапы

урока, их содержание.

Время

45 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

I. Вызов.

3 мин.

Приветствие, пожелание творческих успехов.

- Назовите ваши ассоциации, связанные со словом «детство».

Настраиваются на урок. Всего 4 группы. Выбирают модератора, распределяют обязанности внутри группы.(на перемене, до урока)

Называют по одному слову или словосоч-ю:

- родители

-семья

-любимые игрушки

-беззаботное время

-счастливая пора

-подарки, сюрпризы

II. Осмысление содержания.

1. Актуализация знаний и умений.

2.Выход на проблему.

3. Решение проблемы через анализ текста.

Физминутка.

4. Презентация.

5. Возвращение к ключевым словам.

6. Творческое задание.

30 мин

3 мин

15 мин

2 мин.

3 мин.

2мин.

5 мин

-Дома вы прочитали рассказ Л.Андреева «Петька на даче». Поднимите руки, кому рассказ понравился?

- У кого возникли вопросы, всё ли было в нём понятно вам?

-Поделитесь своими впечатлениями в группе и сформулируйте один вопрос от группы, на который вы бы хотели получить ответ на уроке.

-На доске записываются по одному вопросу от группы.

- Работа в группах: выполняют задания по карточкам и готовят постеры с изображением символических предметов своей части.

- Этот рассказ был написан в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих своих произведений Андреев не выдумывал, у героев были прототипы. Прочитайте определение этого термина на экране: Прототип- личность, черты которой легли в основу литературного образа.
Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя- парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе этих воспоминаний и был написан рассказ «Петька на даче».

-Тема «трудного» детства нашла своё отражение и в живописи. Не только писатели, но и художники сочувствовали детям бедняков. Давайте посмотрим презентацию, которую нам подготовили наши ребята.(два ученика представляют презентацию с небольшими комментариями к каждой картине)

-Обратите внимание на то, что части рассказа расположены в такой последовательности: парикмахерская - дорога- дача- парикмахерская. Построение произведения называется композицией. Здесь построение представляет круг, такая композиция называется кольцевой. Т.е. получился замкнутый круг. Это ответ на ваш последний вопрос.

Композиция - это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.

Кольцевая композиция - повторение в конце произведения образов, слов, ситуации из начала произведения.

-Вернёмся к тем словам, которые мы записали на доске в начале урока. Какие из них вы теперь подчеркнете, как самые важные для вас? Почему?

- Творческое задание: эссе «О чем заставил нас задуматься рассказ Л. Андреева?»

Делятся своими впечатлениями, совместно решают, какой вопрос их волнует больше всего.



Модераторы озвучивают вопрос от группы.

(Приложение 1)

Каждая группа получает карточку с определенным кругом вопросов и заданий, которые учащиеся распределяют между собой. (Приложение 2).

Части рассказа по группам:

I группа- Мальчик в парикмахерской.

II группа- В пути на дачу.

III группа- Петька на даче.

IV группа- Возвращение героя в город.

Выступление групп.



Смотрят презентацию «Тема «трудного» детства в изобразительном искусстве». Слушают комментарии одноклассников к картинам. 1 уч-к: -На картине «Свидание» мать приехала к сыну, работающему у купца. Его хозяин богат, но своего работника он одевает в поношенные вещи и плохо кормит.

2 уч-к: На картине «Тройка» трое детей везут огромную бочку воды. Какой-то человек хочет им помочь, толкая бочку сзади.

1 уч-к: На картине «Дети-нищие» дети просят милостыню. Но чёрствые люди не хотят им помогать, они избегают их.

2 уч-к: На картине «Спящие дети» голодные дети спят на земле в сарае. Никакие неудобства им не мешают.

Все эти картины похожи друг на друга: нарисованы в тёмных тонах, дети в разорванных, старых одеждах.

1 уч-к: Тема трудного детства очень волновала русских художников. Эти картины - крик боли и протеста старой России эта проблема была одной из главных

-Называют по 1слову для подчеркивания, комментируя свой выбор.

-Пишут эссе, читают друг другу в группе, лучшее зачитывают от группы вслух.

III. Итог урока.

Оценивание.

6 мин

- Вы все сегодня работали на уроке, оцените свою деятельность по критериям на оценочных листах.

- Модераторы, озвучьте результаты вашей работы на уроке.

1-2 балла

2-3 балла

3-4 балла

1. Участие в работе группы

2.Выступление от группы

3. Творческое задание-эссе.

Шкала перевода: 9б -«5»

5-8б -«4», 3-4б -«3»

IV. Рефлексия.

3 мин

-Выразите свое отношение к уроку на рефлексивном окне.

(с помощью цветных стикеров)

-красный - урок мне понравился

- зелёный - у меня остались вопросы

-синий - урок мне неинтересен

V. Домашнее задание.

2 мин

-Перед вами выставка книг с произведениями русских писателей, которые тоже раскрывают тему трудного детства.

Эти книги есть в нашей школьной библиотеке.

- Выберите на группу один из цветных листочков с названием произведения, прочитайте и подготовьте краткий пересказ затронувших вас эпизодов, проведите сравнение с рассказом Л.Андреева.

Записывают домашнее задание:

А.П. Чехова «Спать хочется», В.Г.Короленко «Дети подземелья»,
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»,

А.И. Куприн «Белый пудель».






Приложение 1.

1 группа: В учебнике перед рассказом мы прочитали, что Леонид Андреев написал свое произведение под большим впечатлением от воспоминаний знакомого парикмахера о своём детстве. Значит ли это, что Петька существовал на самом деле?

2 группа: В произведении больше говорится о жизни мальчика в парикмахерской, почему рассказ называется «Петька на даче»?

3 группа: В учебнике написано, что рассказ напечатан в 1899 году, в конце 19 века. Такая судьба, как у Петьки, в то время была у многих детей или это один случай?

4 группа: Судьба героя рассказа была нелёгкой, нас волнует вопрос: можно ли было помочь Петьке в то время?

Приложение 2.

Вопросы и задания:

I группа.

  1. Что мы узнали о главном герое из I части рассказа? Составьте его портрет.

(Петьке 10 лет. Он был самым маленьким из служащих парикмахерской. Его мать работала кухаркой у богатых господ, отца не было. Портретное описание: худенький, веснушчатый мальчик, у которого глаза всегда сонные и грязные- прегрязные руки и шея).

  1. Как обычно проходили у Петьки дни? Найдите в тексте и зачитайте строки, в которых автор это описывает.

  2. Как окружающие относились к Петьке? (Хозяин на него постоянно кричал, мог ударить, посетители ему не сочувствовали…)

  3. Что чувствовал Петька, находясь в городе? Найдите и зачитайте строки, в которых автор говорит об этом.(Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать…)
    II группа.

1.Как ведёт себя Петька во время поездки? (Он смотрит в окно, вскакивает со своего места, перебегает к другому окну)
2. Какие чувства он испытывает во время поездки? ( Чувства восторга, радости переполняют мальчика. Он начинает интересоваться тем, что происходит вокруг).
3. Как изменился мальчик внешне? Докажите это строками текста. («Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»).

III группа.

  1. Что происходило с Петькой в первые дни пребывания на даче? (В первые два дня Петька чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы…стр.129)

  2. Чем занимался Петька на даче? (Он любовался, постигал тайны природы. Ему даже поесть некогда было. «Дел по горло: нужно 5 раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей»)

  3. Какое чувство было главным в жизни Петьки на даче? (Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует О.А. и парикмахерская…)

  4. Какой вывод мы можем сделать из этой части?

IVгруппа.

1.Чем обрывается эта счастливая жизнь? Каково было состояние мальчика, когда ему сообщили о возвращении в город?

2.Найдите описание Петьки при возвращении. Почему он так изменился?

3. Как вы думаете, после поездки на дачу Петьке стало лучше или хуже в парикмахерской?


© 2010-2022