Тематическое планирование спецкурса Современная русская проза рубежа веков

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рапенкова И.В.






Изучение современной русской прозы рубежа веков

(спецкурс в старших классах)


Тематическое планирование


Цели и задачи спецкурса

Целью настоящего спецкурса является расширение представлений о новейшей русской прозе, ее проблемах, художественных особенностях и последующая читательская ориентация старшеклассников, выпускников.

В соответствии с целью определяются следующие задачи: 1) вызвать интерес учащихся к современной литературе как духовному началу отечественной культуры; 2) продолжить формирование у школьников гуманистического мировоззрения; 3) развить навыки анализа художественного текста; 4) воспитать потребность в коммуникационной культуре и опыте сотрудничества в процессе решения совместных задач посредством интерактивных методов обучения.


Тематическое планирование спецкурса Современная русская проза рубежа веков


Тематическое планирование занятий (34 часа)








1.

Личность и власть

2+1 р/р

В.Маканин. «Стол, покрытый сукном и с графином посередине»

тип героя

конфликт

рефлексия

психологизм

ирония

сатира

гротеск

метафора

рецензия

редактирование в парах

«двойной дневник»

аннотация

сотворчество

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

2

Герой нашего времени

2



2

1

Б. Екимов «Пиночет»



В. Залотуха

В. Пьецух Рассказы («Я и сны», «Туда и обратно»)

герой времени

«маленький человек»

«лишний человек»

портрет

пейзаж

лейтмотив

роман-фарс

реминисценция

пародия

постмодернизм

анекдот

фантастика

словарная работа

сравнительная характеристика героев

анализ эпизода

монолог

диалог

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И.А. Гончаров «Обломов»

3

Проблема женского счастья

4+1 р/р

В. Токарева «Инфузория-туфелька»

Л.Улицкая «Сонечка»

Л.Петрушевская «Время ночь»

нравственная проблема

«жесткий реализм»

композиция

сюжет

гипербола

авторезензия

работа с критической статьей

сравнительный анализ текстов

А.Н. Островский «Гроза»

И.А. Бунин «Темные аллеи», «Чистый понедельник»

А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»

4

Антиутопия как литературный жанр

2+2 р/р

В. Войнович «Мы лучше всех»

Л. Петрушевская «Гигиена», «Новые Робинзоны»

В. Маканин «Нешумные»

антиутопия

система художественных образов

«сцепление эпизодов»

идея

чтение информационного текста с маркировкой

идейно-художественный анализ текста

устное сочинение-размышление

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

Е.И. Замятин «Мы»

А.П. Платонов «Котлован»

5

Преступление и наказание

1+1 р/р

В. Тучков «Смертельный поединок»

негатив положительного героя

авторский курсив как средство выражения авторского отношения

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В. Распутин «Живи и помни»

Ю. Трифонов «Обмен»

6

Человек на войне

6+1 р/р

В.Астафьев «Прокляты и убиты»

В. Маканин «Кавказский пленник»

О. Ермаков Афганские рассказы («Весенняя прогулка», «Благополучное возвращение»)

новое осмысление военной темы

обмен мнениями

дискуссия

прогнозирование сюжета

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В.Быков «Сотников»

К. Воробьев «Убиты под Москвой»

7

В поисках правды

2

Л. Бородин «Третья правда»

авторская позиция в осмыслении «правды жизни» (правда «красных», правда «белых»)

М. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»

А. Фадеев «Разгром»

8

Объекты современной сатиры

1

С. Довлатов «Номенклатурные полуботинки»

сатира

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Рассказы А. Аверченко, М. Зощенко, Теффи

9

Духовный мир человека, связанного с землей

2+1 р/р

Б. Екимов «Пастушья звезда»

«деревенская проза»

В. Шукшин Рассказы

10

В поисках утраченной человечности

1

Г. Владимов «Верный Руслан»

литература русского зарубежья

В. Шаламов «Колымские рассказы»

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Заключение

Реализация предлагаемого спецкурса - это попытка учителя-практика упрочить в современных школьниках интерес к отечественной литературе. Произведения, которые рассматриваются на занятиях, конечно, не отражают в полной мере современный литературный процесс, но они по-настоящему принадлежат к большой и серьезной прозе. Например, творчество В. Маканина, Л. Петрушевской давно признано современной классикой. «На напряжении жизни души» держатся художественные тексты, которые изучаются в рамках современного спецкурса, - в этом убеждает нас опыт проведения уроков.

В учебном процессе мы используем разнообразные формы совместной деятельности: 1) работу в парах; 2) работу в группах; 3) самостоятельную индивидуальную работу.

Результативность занятия, мыслительную и речевую стабильность учащихся повышают различные формы уроков: 1) урок-письмо; 2) урок-семинар; 3) урок-практикум; 4) урок-беседа; 5) урок-рекомендация; 6) урок-сравнение; 7) урок-исследование; 8) урок-введение; 9) урок-чтение с остановками (прогнозирование сюжета).

Такие интерактивные учебные методы, как «мозговой штурм», диалог в паре, полилог в группе, «перекрестная» дискуссия, дискуссия «совместный поиск» развивают интеллект, критическое мышление, формируют дискуссионную культуру учащихся, способствуют приобретению старшеклассниками опыта совместной деятельности, созданию атмосферы сотрудничества на уроке.

Наш прогнозируемый результат: будущие выпускники средней школы имеют представление о современной литературной ситуации; ознакомлены с творчеством писателей современной литературы; испытывают потребность в расширении своего читательского кругозора, в постоянном совершенствовании читательской культуры; умеют самостоятельно, связно, логично высказываться о прочитанном; подготовлены к написанию экзаменационного сочинения-рассуждения, рецензии по современной литературе последнего десятилетия; старшеклассникам дана читательская ориентация на будущие годы.

Предложенный для спецкурса материал в процессе работы постоянно корректируется, обновляется, идет поиск новых идей, методических решений и «проживание» новых произведений современных писателей.


© 2010-2022