- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса Говорим и пишем правильно 11 класс
Рабочая программа элективного курса Говорим и пишем правильно 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Агешина Л.Н. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе «Говорим и пишем правильно» (35 часов)
Авторы С.А.Войтас, Н.Г.Акопова
Пояснительная записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочний курс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 35 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
-овладение основными нормами русского литературного языка;
-создание прочной, надёжной базы орфографических навыков;
-совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
-обучение анализу текста, его интерпретации;
-формирование языковой и лингвистической компетенций;
- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
-развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
2.Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепление знаний орфографических и пунктуационных правил, приобретение устойчивых навыков).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приёмы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Примерное тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Виды деятельности
1
Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке.
Трудности фонетического анализа
3
Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов
Фонетический анализ слов
2
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.
3
Знакомство с современными орфоэпическими нормами. Работа с орфоэпическим словарём. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов.
3
Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов в переносном значении, в художественном тексте (тропов).
Трудности лексического анализа
3
Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности
4
Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки художественной речи.
2
Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательными словарями.
5
Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи.
Трудные случаи разграничения языковых явлений.
5
Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи.
6
Орфография. Система правил правописания.
1
Повторение основных орфографических правил.
7
Правописание приставок. Трудности правописания приставок.
2
Словарные диктанты, различные виды разбора слов.
8
Виды орфограмм в корне слова
2
Работа с текстами по орфографии.
9
Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний
2
Исправления искажённого текста.
10
Трудные случаи правописания суффиксов.
2
11
Правописание служебных частей речи.
3
12
Трудные случаи правописания НЕ и НИ.
3
13
Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов.
2
14
Зачётная работа. Тесты.
1
15
Подведение итогов.
1
Оценка знаний, умений, навыков.
Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачёты.
Возможны различные виды контроля.
При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определённая сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.
Ожидаемые результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале - в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Литература
-Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М., 2005г
-Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).
-Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006г.
-Кабанова Н.М. Русский язык: интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. М., 2005г
-Коновалова Л.Ф. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: Теория. Упражнения. Тесты.