Рабочая программа элективного курса Говорим и пишем правильно 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного курса Говорим и пишем правильно 11 класс

Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе «Говорим и пишем правильно» (35 часов)

Авторы С.А.Войтас, Н.Г.Акопова

Пояснительная записка

Предлагаемый подготовительно-тренировочний курс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 35 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи:

-овладение основными нормами русского литературного языка;

-создание прочной, надёжной базы орфографических навыков;

-совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

-обучение анализу текста, его интерпретации;

-формирование языковой и лингвистической компетенций;

- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

-развитие ассоциативного мышления учащихся.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

2.Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепление знаний орфографических и пунктуационных правил, приобретение устойчивых навыков).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приёмы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

Примерное тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во

часов

Виды деятельности

1

Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке.

Трудности фонетического анализа

3

Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов

Фонетический анализ слов

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

3

Знакомство с современными орфоэпическими нормами. Работа с орфоэпическим словарём. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов.

3

Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов в переносном значении, в художественном тексте (тропов).

Трудности лексического анализа

3

Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности

4

Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки художественной речи.

2

Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательными словарями.

5

Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи.

Трудные случаи разграничения языковых явлений.

5

Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи.

6

Орфография. Система правил правописания.

1

Повторение основных орфографических правил.

7

Правописание приставок. Трудности правописания приставок.

2

Словарные диктанты, различные виды разбора слов.

8

Виды орфограмм в корне слова

2

Работа с текстами по орфографии.

9

Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний

2

Исправления искажённого текста.

10

Трудные случаи правописания суффиксов.

2

11

Правописание служебных частей речи.

3

12

Трудные случаи правописания НЕ и НИ.

3

13

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов.

2

14

Зачётная работа. Тесты.

1

15

Подведение итогов.

1

Оценка знаний, умений, навыков.

Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачёты.

Возможны различные виды контроля.

При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определённая сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.

Ожидаемые результаты

Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с разви​тием общества в целом (в идеале - в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языко​вые ситуации); практические умения и навыки по самостоя​тельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых на​учных исследований в области предполагаемой профессиональ​ной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор бу​дущей профессии.

Литература

-Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М., 2005г

-Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).

-Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006г.

-Кабанова Н.М. Русский язык: интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. М., 2005г

-Коновалова Л.Ф. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: Теория. Упражнения. Тесты.

© 2010-2022