Урок на тему «Ахматова и Маяковский», 11 класс

Урок в 11 классе на тему «Ахматова и Маяковский» представляет собой опыт аналитической работы с текстом- критической статьёй Корнея Ивановича Чуковского, ранее не прочитанной обучающимися. Использована технология критического мышления, метод групповой работы. На уроке использованы метод составления ассоциограмм, аналитическая работы с текстом критической статьи, презентации учащимися своих работ, чтение стихотворений поэтов. На уроке затронута актуальная проблема, поднятая Чуковским, о современн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ахматова и Маяковский

Урок в 11 классе

(опыт аналитической работы с текстом)

Цель: учить самостоятельно мыслить, уметь сопоставлять свою точку зрения с мнением критика, учителя, учащихся, готовиться к сочинению и ЕГЭ.

Урок-поиск

Технология критического мышления

На доске два портрета и цитаты:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

А Ахматова

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот- я,

весь

боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

моей великой души.

В.Маяковский

Оборудование: выставка: портрет Чуковского, книги, рефераты, портреты поэтов, цитаты по стенам

О, есть неповторимые слова.

Кто их сказал- истратил слишком много.

Неистощима только синева

Небесная, и милосердье Бога.

А Ахматова

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

А Ахматова

Размноженный текст статьи Чуковского «Ахматова и Маяковский».

Учащиеся поделены на 3 группы.

1.Вступительное слово учителя.

Мы заканчиваем изучать изумительные страницы блистательного серебряного века

и сегодня тема урока «Ахматова. Маяковский». Мы будем работать с текстом статьи замечательного писателя Корнея Чуковского. Основная цель урока- подготовка к ЕГЭ.

Прежде чем мы начнём работать с критической статьёй, хотелось бы узнать ваше отношение к этим поэтам, знание их творчества. Задание: составьте ассоциограммы .(Раздать ватман)

1 группа- ваше имя -Ахматова, 2 гр.-Маяковский 3 группа должна соединить эти два имени сочинительным союзом(соедин., разделит. противит.)

Работаем. Результаты на ватмане выносите на доску.

Каждая группа объясняет свою работу, подтверждая цитатами, рассказывает о любимых стихах.

Слушаем 1 группу.

Я раздаю текст статьи Чуковского.

В тексте между фамилиями поэтов- союз «и» (по мысли Чуковского). (Вписываю

этот союз между фамилиями).

.Задание: выписать по 3 примера: 1 группа + - согласен

2 группа- - категорически не согласен

3 гр- постарается найти авторскую позицию.

Это очень важная работа для подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом- одно из заданий теста.

Слушаем ваши примеры.

(Например. Я согласна с автором статьи, что «Ахматова - уединенная молчальница:

"Как хорошо в моем затворе тесном". Она обращается к возлюбленному, и еще-

к Богу. Именно поэтому она пишет: Я научилась просто, мудро жить...)

Вывод: Ахматова и Маяковский враждебны

Настало время синтеза.

- Какая проблема и почему оказалась не решённой автором?(только обозначена?)

(Например:

-враждебны друг другу, сосуществование 2-х культур невозможно

-Автор сопоставил поэтов, считая, что если не сольются- погибнут.

-Чуковский противопоставляет 2 различные эпохи

Учитель:

-Маяковский хотел, чтобы его поняли. Не случайно цитата- на доске.

Маяковский выдержал проверку временем?

Ведь остались стихи о советском паспорте и др.

Маяковский обращался к нам.

- Прежде чем задать следующий вопрос, прошу почитать ваши любимые стихи.

-Актуальна ли проблема, поднятая Чуковским, в современном литературном процессе?

(Актуальна. Стали меньше читать. Поэты могут погибнуть. Может возникнуть противостояние культур- с развитием национальных культур.

-Общество раскололось. Произошла переоценка ценностей.)

Вывод. Всё же я хочу обратить ваше внимание ещё раз на два чудесных лица и

возьму на себя смелость подчеркнуть союз «и» между двумя именами. Позиция Чуковского всегда парадоксальна, это и побуждает к размышлениям. Сама статья- авторская позиция.

Итоги: Сегодня на уроке мы учились работать с впервые увиденной статьёй-это важная часть в подготовке к ЕГЭ, сочинению. С задачей вы справились. Оценки.

Д.з. Подумать над проблемой и написать исследование-прогноз на тему:

«Возможно ли на современном этапе развития литературы возникновение ситуации, описанной в статье Чуковского».


© 2010-2022