Урок-конспект

Урок Конспект Урок по русскому языку для 5 класса Тема «Прямая речь» Сингапурская методикаИзучение нового материалаСтруктуры Rally Robbin Corners Rally Coach Работа в паре Постановка знаков препинанияТворческая активность детей Решение проблемных задачОбучающая структураКритическое мышлениеКреативностьБезопасная и благоприятная для мозговой деятельности среда ПайсКомандная работаПозитивная взаимозависимостьРавное участиеИндивидуальная ответственностьПриветствие друг друга Прощальные фразыВремя подумать
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исаева В.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема урока: Прямая речь (с использованием сингапурской методики). 5класс

Цели урока: изучить предложения с прямой речью, закрепить и скорректировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания. Стимулировать творческую активность детей, развивать умения и навыки в решении проблемных задач.

Задачи урока:

  • проверить степень сформированности представлений учащихся о прямой речи, умения замены прямой речи в косвенную;

  • выявить в ходе коллективного обсуждения все способы постановки знаков препинания;

  • организовать самостоятельную, групповую работу;

  • осуществить текущий контроль умений и навыков выделения прямой речи и слов автора.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: частично поисковый, исследовательский.

Оборудование: учебник, карточки (раздаточный материал), мультимедийные презентации, схемы предложений, интерактивная доска, проектор и т.д.

Построение урока:

  1. Организационный момент. Учитель о целях урока.

  2. Подготовка к усвоению нового материала.

  3. Усвоение новых знаний.

  4. Первичная проверка понимания.

  5. Итоги урока, оценки.

  6. Инструктаж о выполнении домашнего задания.













Ход урока

Время

Основные этапы урока, их содержание

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Учитель о целях урока.

2-4 минуты

· определить уровень знаний по теме «Прямая речь»
· изучить тему «Прямая речь»
· совершенствовать пунктуационные навыки учащихся

изучить предложения с прямой речью

Работа в группе

Цель нашего урока?

II. Подготовка к усвоению нового материала

3-5 минут

подготовка к усвоению нового материала: попросить одного из детей выйти из класса и вбежать в него, произнеся какое-либо сообщение. Учитель комментирует: «Саша вбежал в класс и радостно сообщил….»

Rally Robbin

Вопрос «Для чего нам нужна прямая речь?»

Далее определяем, что является прямой речью, а что словами автора, т.е. вводим определение понятий «прямая речь» и «слова автора».

В предложениях с прямой речью обязательно есть две части:

  1. Прямая речь, то есть дословное высказывание, какого - либо лица; и

  2. Слова автора, которые вводят эту прямую речь.

Запись в тетрадях «Прямая речь - это »

III. Усвоение новых знаний

7-12 минут

  1. Работа со схемами предложений с прямой речью

«П!»-а. А:«П!»

«П?»-а. А:«П?»

«П»,-а. А:«П».


- Чем отличаются схемы предложений в первом столбике от схем во втором столбике?
- Чем похожи схемы предложений в одном ряду?

Данная схема дает возможность еще раз вспомнить структуру предложения с прямой речью и от строения, от предложенных схем перейти к изучению знаков препинания.

- Далее анализируются знаки препинания, выявляются общие признаки: прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире - в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи и т.д.

Corners

На столах у каждого карточки с предложениями. Нужно расставить знаки препинания, сделать схему и после дети встают и идут в тот угол, с которым совпадает схема их предложения.
(Ребята должны увидеть разное положение слов автора и прямой речи в каждом из них
Прямая речь представляет один тип предложения: повествовательное, восклицательное или вопросительное.)
Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

Лисичка сказала Я тебя съем

Пишут птицы и зверушки Сделай нам кормушки!

Затем схемы предложений рисуются в тетради

  1. Выполнение упражнения .

Прочитайте предложения из книг Э.Успенского. Составьте их схемы. Объясните постановку знаков препинания.

1.«Вам, наверное, нужны друзья?» - спросил обезьянку Крокодил Гена.

2.«В вашем объявлении целых три ошибки», - сказала девочка.

3.«Не может быть!» - воскликнул Гена.

4.Старушка уселась на стул и спросила: «Кто из вас будет Крокодил?»

Rally Coach

Прямую речь читает 1 ребенок, слова автора - другой, комментируются знаки препинания.
Ученики после анализа каждого предложения записывают его схему

IV. Первичная проверка понимания.

15-17 минут

1.Выполнение упражнений на выявление прямой речи и перестановку.
Переделайте предложения так, чтобы прямая речь предшествовала словам автора:

1.Кот в сапогах спросил: «Можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?»

2.Людоед ответил: «Конечно, могу».

3.Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!»

Переделайте предложения так, чтобы прямая речь следовала за словами автора:

1.«Где же река?» - спросил я у Сашки.

2.«Вон там за лесом», - ответил он, указывая рукой вдаль.

3.«Как далеко!» - огорчился я.

(цель: запомнить различие в знаках препинания, научиться правильно их ставить)

Работа в паре

Учащиеся перестраивают предложения сначала таким образом, чтобы прямая речь находилась после слов автора, меняют знаки препинания и отмечают, что в этом случае необходимо изменить порядок подлежащего и сказуемого в словах автора.
Второе упражнение проводится с точностью до наоборот.

3 мин.

VI. Итоги урока, оценки

VII. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

4 мин.

Я узнала (узнал)…..

Мне было трудно……

Rally Robin

Записывают домашнее задание: из детских журналов выписать 5-6 предложений с прямой речью, зарисовать их схемы





© 2010-2022