- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-конспект
Урок-конспект
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Исаева В.В. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Исаева В.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»
Тема урока: Прямая речь (с использованием сингапурской методики). 5класс
Цели урока: изучить предложения с прямой речью, закрепить и скорректировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания. Стимулировать творческую активность детей, развивать умения и навыки в решении проблемных задач.
Задачи урока:
-
проверить степень сформированности представлений учащихся о прямой речи, умения замены прямой речи в косвенную;
-
выявить в ходе коллективного обсуждения все способы постановки знаков препинания;
-
организовать самостоятельную, групповую работу;
-
осуществить текущий контроль умений и навыков выделения прямой речи и слов автора.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: частично поисковый, исследовательский.
Оборудование: учебник, карточки (раздаточный материал), мультимедийные презентации, схемы предложений, интерактивная доска, проектор и т.д.
Построение урока:
-
Организационный момент. Учитель о целях урока.
-
Подготовка к усвоению нового материала.
-
Усвоение новых знаний.
-
Первичная проверка понимания.
-
Итоги урока, оценки.
-
Инструктаж о выполнении домашнего задания.
Ход урока
Время
Основные этапы урока, их содержание
Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Учитель о целях урока.
2-4 минуты
· определить уровень знаний по теме «Прямая речь»
· изучить тему «Прямая речь»
· совершенствовать пунктуационные навыки учащихся
изучить предложения с прямой речью
Работа в группе
Цель нашего урока?
II. Подготовка к усвоению нового материала
3-5 минут
подготовка к усвоению нового материала: попросить одного из детей выйти из класса и вбежать в него, произнеся какое-либо сообщение. Учитель комментирует: «Саша вбежал в класс и радостно сообщил….»
Rally Robbin
Вопрос «Для чего нам нужна прямая речь?»
Далее определяем, что является прямой речью, а что словами автора, т.е. вводим определение понятий «прямая речь» и «слова автора».
В предложениях с прямой речью обязательно есть две части:
-
Прямая речь, то есть дословное высказывание, какого - либо лица; и
-
Слова автора, которые вводят эту прямую речь.
Запись в тетрадях «Прямая речь - это »
III. Усвоение новых знаний
7-12 минут
-
Работа со схемами предложений с прямой речью
«П!»-а. А:«П!»
«П?»-а. А:«П?»
«П»,-а. А:«П».
- Чем отличаются схемы предложений в первом столбике от схем во втором столбике?
- Чем похожи схемы предложений в одном ряду?
Данная схема дает возможность еще раз вспомнить структуру предложения с прямой речью и от строения, от предложенных схем перейти к изучению знаков препинания.
- Далее анализируются знаки препинания, выявляются общие признаки: прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире - в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи и т.д.
Corners
На столах у каждого карточки с предложениями. Нужно расставить знаки препинания, сделать схему и после дети встают и идут в тот угол, с которым совпадает схема их предложения.
(Ребята должны увидеть разное положение слов автора и прямой речи в каждом из них
Прямая речь представляет один тип предложения: повествовательное, восклицательное или вопросительное.)
Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь
Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.
Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.
Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.
Лисичка сказала Я тебя съем
Пишут птицы и зверушки Сделай нам кормушки!
Затем схемы предложений рисуются в тетради
-
Выполнение упражнения .
Прочитайте предложения из книг Э.Успенского. Составьте их схемы. Объясните постановку знаков препинания.
1.«Вам, наверное, нужны друзья?» - спросил обезьянку Крокодил Гена.
2.«В вашем объявлении целых три ошибки», - сказала девочка.
3.«Не может быть!» - воскликнул Гена.
4.Старушка уселась на стул и спросила: «Кто из вас будет Крокодил?»
Rally Coach
Прямую речь читает 1 ребенок, слова автора - другой, комментируются знаки препинания.
Ученики после анализа каждого предложения записывают его схему
IV. Первичная проверка понимания.
15-17 минут
1.Выполнение упражнений на выявление прямой речи и перестановку.
Переделайте предложения так, чтобы прямая речь предшествовала словам автора:
1.Кот в сапогах спросил: «Можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?»
2.Людоед ответил: «Конечно, могу».
3.Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!»
Переделайте предложения так, чтобы прямая речь следовала за словами автора:
1.«Где же река?» - спросил я у Сашки.
2.«Вон там за лесом», - ответил он, указывая рукой вдаль.
3.«Как далеко!» - огорчился я.
(цель: запомнить различие в знаках препинания, научиться правильно их ставить)
Работа в паре
Учащиеся перестраивают предложения сначала таким образом, чтобы прямая речь находилась после слов автора, меняют знаки препинания и отмечают, что в этом случае необходимо изменить порядок подлежащего и сказуемого в словах автора.
Второе упражнение проводится с точностью до наоборот.
3 мин.
VI. Итоги урока, оценки
VII. Инструктаж о выполнении домашнего задания.
4 мин.
Я узнала (узнал)…..
Мне было трудно……
Rally Robin
Записывают домашнее задание: из детских журналов выписать 5-6 предложений с прямой речью, зарисовать их схемы