Статья на тему: «Направления работы социального педагога с одаренными детьми»

Статья на тему: «Направления работы социального педагога с одаренными детьми». Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми, в познавательной деятельности. Совершенствование совреме...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему:

«Направления работы социального педагога с одаренными детьми».


Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми, в познавательной деятельности. Совершенствование современного общего образования предполагает особое содержание работы образовательных учреждений по раннему выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. Актуальность работы социального педагога с одарёнными детьми объясняется необходимостью формирования творческого потенциала подрастающего поколения. В зону риска по признаку одарённости попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения. Следует также отметить, что последние имеют наряду с социально-лидерской и другие специальные виды одарённости (например, интеллектуальную), возможно, поэтому они и получают высокий авторитет у сверстников и педагогов.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность бывает различной. Так, одна из них - социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.

Больше всего изучена художественная одаренность (музыкальная, изобразительная и сценическая). Исключительные спортивные способности - это психомоторная одаренность.

Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.

Интеллектуальная одаренность - это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.

Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленных целей они часто не дотягивают и слывут "неудачниками". Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.

Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Как правило, их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят умственный труд.

Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают прозвища.

Эмоциональность таких детей кажется преувеличенной, они вспыльчивы, могут скандалить по пустякам, но это не каприз, а проявление сверх эмоциональности. Творческие дети бывают спокойными, они с детства страдают из-за своей одаренности.

Кажется, что у этих детей врожденное повышенное чувство юмора. Сами они если не острят, то любят слушать и восхищаются малейшей шутке.

Чаще у них особая речь. Их особенная моторика или восприятие отличается от других детей. (Они "даже едят не как все дети".)

Проблемы одаренных детей:

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется из-за того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

8. Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть подготовлен к такой работе.

Подводя итог выделенным качествам одаренного ребенка, следует подчеркнуть, что одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в "группу риска" наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.

Одна из важнейших особенностей при работе с одаренными детьми - создание условий, стимулирующие развитие творческой личности.

Слагаемые успеха творческой личности: самостоятельность; мотивация; интеллект; творчество.

Для этого необходимо планировать работу по направлениям:

1. Выявление одарённых и талантливых детей:

- анализ особых успехов и достижений ученика. Эта работа начинается в начальной школе, большая роль здесь отводится классным руководителям начальных классов и руководителям кружков;

- в школе создан и постоянно пополняется банк данных по талантливым и одарённым детям, ведутся портфолио достижений школьников, проводится диагностика склонностей детей и далее социально-психолого-педагогическое сопровождение детей.

2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:

- способствование в участие исследовательской деятельности, интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;

- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования;

- вовлечение учащихся в общественную жизнь школы, ученического самоуправления, волонтерское движение.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников:

- контроль над участием детей данной категории в олимпиадах, конкурсах разного уровня;

- контроль социальной адаптации;

- контроль над успеваемостью, посещаемость.

4. Поощрение одарённых детей:

- поощрение грамотами, благодарностями, призами и т. д;

- публикации в СМИ;

- выделение льготных путевок.

5. Работа с родителями одарённых детей:

- совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.

- поддержка и поощрение родителей талантливых детей;

- социально-психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
- информационная среда для родителей (родительские собрания, лектории, беседы, консультирование, круглые столы, конференции, практикумы, «творческие копилки», концерты и т.д.).

6. Работа с педагогическим коллективом:

- методическая помощь педагогам. Проведение семинаров, круглых столов, педсоветов, консультирование и т. д. по вопросам работы с одарёнными детьми;

- мероприятия по развитию личностных качеств педагога и профилактике эмоционального выгорания;

- поощрение.

7. Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

Таким образом, можно смело утверждать, что данная тема очень сложна и в настоящее время деятельность в этой сфере осуществляется не на должном уровне. Тем более что работа с одарёнными детьми в общеобразовательных учреждениях, проводится в лучшем случае «для галочки». Психологи, классные руководители, социальные педагоги предпочитают и ставят приоритетной деятельность в отношении трудных детей и подростков, а о том, что одарённые дети находятся в зоне риска и без своевременной помощи и поддержки взрослых (родителей, психолога, социального педагога и др.) переходят из неё в группу риска почему-то забывают. Особенно этот случай распространён в школах где не хватает квалифицированных кадров, либо такая ставка, как социальный педагог, ещё не введена.


© 2010-2022