- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы на тему
Урок литературы на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Матковская Г.Т. |
Дата | 09.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока Путешествие в Щелыково
Цели урока: формировать интерес к личности и творчеству А. Н. Островского, создать эмоциональную атмосферу, подготавливающую обучающихся к восприятию пьесы «Снегурочка».
Ход урока
I Презентация (Приложение)
В русской литературе есть немало примеров удивительного слияния творца, его произведений и места, где он творит.
Презентация сопровождается индивидуальными выступлениями обучающихся.
Выступление №1
Долгие осенние и зимние вечера Пушкин коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала грустные мелодии русских народных песен в псковском имении Михайловском. Именно здесь поэт завершает поэму «Цыганы», пишет стихотворение «К морю» и роман «Евгений Онегин», создано одно из лучших творений - трагедия «Борис Годунов».
Осенью 1830 года в своём нижегородском имении Болдино Пушкин завершил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне»,создал прозаический цикл «Повести Белкина» и четыре «драматических очерка», которые обычно именуются «Маленькими трагедиями».
Выступление №2
Летние месяцы Тургенев проводил в деревне, в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Орловской губернии, предаваясь охотничьей страсти. Он подружился с крестьянином- охотником Афанасием Алифановым, который, как живая газета, развёртывал перед писателем хронику провинциальной жизни с точки зрения народа. В январе 1847 года в журнале «Современник» был опубликован очерк Тургенева «Хорь и Калиныч», вошедший в известный цикл рассказов «Записки охотника».
Выступление №3
Всю жизнь Л. Н. Толстой прожил в имении Ясная Поляна Тульской губернии. Именно здесь были созданы такие великие произведения, как: романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».
II. Слово учителя.
В этом ряду и Щелыково - заповедный уголок Костромской земли, место, прочно связанное с именем и творчеством русского драматурга А. Н. Островского.
Ему было 25 лет, когда в 1848 году первый раз он отправился в Щелыково. Безусловно, Островский с нетерпением, тревогой и радостью ожидал этой встречи. Чистота и свежесть, простота и искренность, величественность и восхищение переполняли душу молодого драматурга, и всё это не могло не найти отражения в слове: «Всё очаровательно, и всё это ждёт кисти, ждёт жизни от творческого духа».
Красота окружающей природы, места, вводящие нас в мир героев Островского,- всё это и поныне сохраняет за Щелыковым ту притягательную силу, то очарование, которые испытал драматург во время первого приезда в усадьбу, которую назвал «обетованными местами».
Впечатления от первого знакомства с имением не изгладились из памяти драматурга с годами. Напротив, первая влюблённость укрепилась и переросла в глубокое и постоянное чувство. Сюда до конца своих дней с надеждой и верой в целительное и вдохновляющее влияние «милого Щелыкова» стремился А. Н. Островский. Здесь ему работалось и отдыхалось лучше, чем в любом другом месте. В течение 19 лет ездил он в Щелыково каждое лето, в щелыковском доме провёл последние дни жизни.
III. Просмотр видеофрагмента.
IV. Соотнесите зрительный материал с дневниковыми записями А. Н. Островского.
Дневниковые записи А.Н.Островского
«Настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты».
«Здесь всё говорит о воспроизведении, а больше всего восхитительные овраги подле дома, и живописные берега речки, которым я не могу найти сравнения. Первое и самое сильное впечатление, которое производят на меня красоты природы, для меня болезненно, мне тяжело, мне надобно поделиться с кем-нибудь этими неотступными впечатлениями, которые лезут в душу со всех сторон».
«Я начинаю чувствовать деревню. У нас зацвела черёмуха, которой очень много подле дома, и восхитительный запах её как-то короче знакомит меня с природой. Природа мне делается понятной, все мельчайшие подробности, которых бы прежде не заметил, счёл бы лишними, теперь оживляются и просят воспроизведения. Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки очаровательны, и всё это ждёт кисти, ждёт жизни от творческого духа».
«Милое, великолепное Щелыково, где дышится легче, где окрестности давно красивы и сказочны, а заветные места - Ярилина долина и Голубой ключик заставляют написать что-то необычное, не похожее ни на что из созданного Островским ранее».
Вот территория заповедника… Спускаемся с горы… Тропинка вьётся по краю обрывистого берега Куекши к густому лесу, выводит на лесную поляну, в глубине которой блестит небольшой водоём, обрамлённый шестигранным срубом. На дне колодца, затянутом тонким слоем ила, пульсирует пробивающийся из земли фонтанчик и выталкивает из глубины белый песок. При ярком солнце разноцветные блики вспыхивают на илистом дне, и это равномерное движение кажется волшебным действом. Родник и колодчик зовутся Голубым ключиком, и давно уже родилась легенда о том, что прозрачно-голубой водоём образовался на месте гибели Снегурочки, потому вода в нём так холодна и прозрачна. Но сердце Снегурочки не умерло: разбуженное матерью Весной и наполненное страстной силой любви, бьётся оно на дне Голубого ключика. Ключик же обладает чудодейственной силой сохранять красоту и молодость тем, кто каждый день на утренней заре приходит сюда умываться его живительной водой.
V Слово учителя
Сказочность природы Щелыково непременно вызывает в памяти фольклорные мотивы и образы. Здесь всё дышит преданием и в предание обращается, и появление пьесы-сказки «Снегурочка» совсем не случайно.
VI Выступление учащегося о творческой истории пьесы «Снегурочка» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 3-х частях
Автор-составитель Г. С. Меркин. - М.: «Русское слово», 2004. С. 202-204.
VII Выступление учащегося о сценической истории пьесы «Снегурочка» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 3-х частях
Автор-составитель Г. С. Меркин. - М.: «Русское слово», 2004. С. 204-207.
VIII Константин Станиславский так оценил произведение Островского: « Снегурочка- сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах», а композитор Римский-Корсаков создал оперу «Снегурочка».
IX Выступление учащегося о создании оперы «Снегурочка» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 3-х частях
Автор-составитель Г. С. Меркин. - М.: «Русское слово», 2004. С. 206.
Прослушивание фрагмента оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
XI Беседа по вопросам:
-
Какая по характеру музыка?
-
Какие инструменты вы услышали?
-
Почему Римский-Корсаков обратился к русской народной песне?
XII Итоговое тестирование
Тест
-
Назовите место рождения А. Н. Островского
-
г. Кострома
-
г. Москва
-
г. Кинешма
-
Щелыково
-
В каком году А. Н. Островский совершил первую поездку в Щелыково?
-
1850
-
1851
-
1848
-
1856
-
-
Как часто ездил в Щелыково драматург А. Н. Островский?
-
10 раз
-
13 раз
-
18 раз
-
19 раз
-
Сколько пьес написал А. Н. Островский?
-
40
-
47
-
49
-
50
-
В каком году была написана пьеса А. Н. Островского «Снегурочка»?
-
1870
-
1880
-
1873
-
1875
-
Кто написал оперу «Снегурочка»
-
Римский-Корсаков
-
Чайковский
-
Глинка
-
Мусоргский
-
Кто из художников наиболее удачно выполнил эскизы декораций к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка»?
-
Репин
-
Васнецов
-
Нестеров
-
Врубель
XIII Домашнее задание: Прочитать пьесу А.Н.Островского «Снегурочку»
Подготовить сообщение по теме
1группа «Царство берендеев как мечта автора о счастье», «Обычаи, законы, верования берендеев»
2группа сообщение по теме «Горячее сердце Снегурочки»