Урок русской литературы Библейская мифология и литература. Н. К. Рерих Миф Атлантиды

Урок русской литературы в 6 классе на тему «Н.К.Рерих «Миф Атлантиды» является одним из уроков раздела «Библейская мифология и литература». Ему предшествовало изучение отдельных страниц Библии как древнейшей книги Земли, содержащей свод важнейших нравственных ценностей человечества. Задача раздела – познакомить учащихся с произведениями литературы, в основу которых положены библейские идеи или сюжеты. В череде этих произведений ребята уже изучили повесть Пушкина «Станционный смотритель», рассказ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Акмолинская область

город Кокшетау

средняя школа № 11















Урок русской литературы в 6 классе.

Библейская мифология и литература.

Николай Рерих «Миф Атлантиды».



Учитель русского языка и литературы

средней школы № 11 города Кокшетау

Сенчук Ольга Михайловна.

[email protected]

020003 г.Кокшетау, м-н Центральный 52 д.184

Домашний телефон: 8(7162)42 07 57.

Мобильный: 8 705 172 09 53.

















2012 год

Аннотация



Урок русской литературы в 6 классе на тему «Н.К.Рерих «Миф Атлантиды» является одним из уроков раздела «Библейская мифология и литература». Ему предшествовало изучение отдельных страниц Библии как древнейшей книги Земли, содержащей свод важнейших нравственных ценностей человечества. Задача раздела - познакомить учащихся с произведениями литературы, в основу которых положены библейские идеи или сюжеты. В череде этих произведений ребята уже изучили повесть Пушкина «Станционный смотритель», рассказ «Ангелочек» Андреева, рассказ «Мальчик у Христа на елке» Достоевского и теперь готовы познакомиться с современными интерпретациями библейских сюжетов.

Данный урок - единственный, отведенный для изучения притчи. В нем необходимо не только показать связь рассказа с Библией, но и познакомить учащихся с великим философом мирового значения, с его взглядом на вечные вопросы «Что такое любовь? Какой она должна быть?» Главное сейчас - услышать голос писателя, понять его отношение к описываемым событиям, уловить особенности стиля и манеру изображения событий, увидеть героев глазами писателя. Важными деталями урока стали сведения о творчестве и жизненном пути автора притчи. Они помогут объяснить причину его обращения к этой теме.

Выбранный учителем путь подачи материала - от формы рассказа к его содержанию - помогает провести сопутствующее повторение важных литературоведческих понятий и познакомиться с новыми. Руководствуясь в работе педагогической системой Е.Н.Ильина, учитель подробно останавливается на первом из важнейших положений его теории «деталь - вопрос - проблема». «В какой мере работа ума становится трудом души - вот критерий урока литературы», - подчеркивает педагог-новатор. Е.Н. Ильин деталь считает жемчужиной текста.

Формы работы, использованные в ходе урока, разнообразны: от выразительного чтения до анализа текста, в котором всегда найдутся подсказки для внимательного читателя. Большую помощь в ходе урока оказала слайдовая поддержка, раздаточный материал (биографическая справка о писателе, литературоведческие словари), немаловажную роль сыграла музыка с шумами моря, создавшая атмосферу присутствия. Без сомнения, урок помог ученикам увидеть за строками произведения писателя-человека, заставил задуматься над простыми «сложными» вопросами, а, может быть, и определиться со своей личностной позицией.

Есть книги, которые надо только отведать,

есть такие, которые лучше всего проглотить,

и лишь немногие стоит разжевать и переварить …

Френсис Бэкон





Урок русской литературы в 6 классе на тему:

«Библейская мифология и литература. Н.Рерих «Миф Атлантиды».

Цели: продолжить изучение раздела знакомством с писателем Н.Рерихом и его притчей «Миф Атлантиды»; выделить и подвергнуть анализу детали, важные для раскрытия авторской идеи; определить идею произведения; провести параллели с уже изученными произведениями раздела; развивать речь учащихся, умение самостоятельно формулировать и защищать свою точку зрения.

  1. Организационный момент.

  2. Слово о писателе и общественном деятеле.

  1. Эпиграф к уроку.

Лучшие из книг - те, которые

дают больше всего пищи для размышлений.

Анатоль Франс

  1. Знакомство с писателем. Самостоятельное составление учениками денотатного графа (ДГ) при работе с раздаточным материалом.

Карточка-информатор.

Николай Константинович Рерих (1874-1947)

Родился в Петербурге в семье нотариуса. Учился одновременно на юридическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств у известного художника-пейзажиста А.И.Куинджи (1893-1897), а затем в студии Кормона в Париже (1900-1901).

Любовь к истории и живописи мирно уживались в картинах Рериха. Его первые работы посвящены Древней Руси. Они сразу же показали, что появился мастер со своим особым видением исторической темы. История оживала во всей полноте звучания пейзажа, быта и духа древних славян.

Одним из первых Рерих показал красоту древнерусской архитектуры. Он много путешествовал по древним городам, делал наброски, зарисовки, которые затем использовал в своих работах. Рерих был разносторонне одарен. Он писал картины, иконы, делал иллюстрации к книгам, оформлял театральные спектакли. Рерих был прекрасным мастером монументально-декоративной живописи; наиболее известны его эскизы для росписи церкви Святого Духа в селе Талашкино под Смоленском. Успешно занимался просветительской и педагогической работой.

На смену живописи приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов «Цветы Мории» (1921). Он создает свои (по выражению М.Горького) «письмена» об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам - к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах.

Рерих много путешествовал по Скандинавии, Западной Европе и Америке. В 1923 году организовал научную экспедицию в Индию, где создал свои знаменитые пейзажи.С этих пор Рерих неустанно изучал Восток, организовывал экспедиции по горным маршрутам Центральной Азии, основал Институт гималайских исследований «Урусвати» в долине Кулу в Западных Гималаях. Он стал его домом, там он умер и похоронен.

Много сил и времени отдал Рерих охране памятников мировой культуры, стал инициатором создания Пакта о защите культурных ценностей, который лег в основу международной Конвенции о защите культурных ценностей в результате вооруженного конфликта (1954). Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков - «Листы дневника» (1934-1935) и «Моя жизнь» (1936-1947). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры - в том числе с Рабиндранатом Тагором и Джавахарлалом Неру - он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений.

Творческое наследие Рериха огромно. Среди верных соратников мастера были его сыновья, востоковед Юрий Рерих и художник Святослав Рерих. Музей Рериха был открыт в 1924 году в Нью-Йорке. В Москве (с 1992 года) существует Международный Центр Рерихов. Святослав Рерих много сделал для того, чтобы работы отца вернулись на родину. Он был создателем Фонда Рериха. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан.

  1. Самопроверка ДГ.

Путешествовал по миру

Инициировал создание Пакта о защите культурных ценностей

Основал Институт гималайских исследований

Оформлял театральные спектакли

Делал иллюстрации к книгам

Расписывал церкви

Писал иконы, картины

Показал красоту древнерусской архитектуры

Занимался просветительской и педагогической деятельностью

Любил историю и живопись

Творчество Рериха







  1. Проверка домашнего задания. Эссе «Любовь - это …» (выборочное устное чтение).

  2. Постановка проблемы. Какой бывает любовь? Какой она должна быть? Как отвечает на этот вопрос писатель?

  3. Выразительное чтение притчи учителем. Фон чтения - шум прибоя или мелодия для релаксации со звуками моря.

  4. Работа с дискуссионной картой. Доказать ответ текстом, примерами. Чья же любовь была отвергнута? За чей грех наказана Атлантида?

потому что …

потому что …

народ, …

Владыка, …

Кто любил по-настоящему?





  1. Идея автора. Смысл притчи.

  1. Так кто же прав? Разберемся? Что важнее: слова или действия? /Конечно, действия./ Так думали и многие известные писатели и философы. Выберите слова, которые близки вам и запишите их.

От человека остаются одни дела его.

Максим Горький.

Что человек делает, таков он и есть.

Гегель.

  1. Какой видит настоящую любовь Рерих?

… Если сколько голов - столько умов,

то и сколько сердец - столько родов любви.

Л.Толстой.



Вот уж был день! Пришло

к нам сразу столько людей.

Они привели с собой каких-то

совсем незнакомых. Ранее я

не мог ничего о них расспросить.

Хуже всего, что они говорили

на языках совсем непонятных.

И я улыбался, слушая их

странные речи. Говор одних

походил на клекот горных

орлов. Другие шипели, как змеи.

Волчий лай иногда узнавал я.

Речи сверкали металлом. Слова

становилися грозны. В них

грохотали горные камни.

В них град проливался.

В них шумел водопад.

А я улыбался. Как мог я

знать смысл их речи? Они,

может быть, на своем языке

повторяли милое нам слово

"любовь"?

Николай Рерих. «Любовь» из сб. «Цветы Мории».

1920

Ищем подсказки в тексте притчи (эмоционально-окрашенные слова - слова-оценки людей и их поведения). Аналитическая таблица-подсказка.

Владыка

Народ

«Само солнце, сами боги моря, казалось, послали его на спасенье великой страны».

«Он был добр! И приветлив! И заботлив о всех! Были братья ему и великий и малый. Для каждого жило в нем доброе слово. Про каждого помнил он его лучший поступок».

«Недавним злодеям хотелось стать навсегда добрыми, так же, как он».

«Долгие тихие годы правил светлый владыка. И лучи его счастья светили народу».

«Преклонялись перед владыкой страны…»

«За ним шел толпой народ. Взгляд его всюду встречал лишь лица, полные радости, ждущие улыбку его и доброе, мудрое слово».

«Все, как безумцы, забыли про смерть и гимн хвалебный запели владыке желанному».

«Вместо храма народ стремился к владыке…»

«В трепете восторга народа дошел владыка до последнего дня».

« - Мы не дадим тебя увести, всех нас покинуть.»

«Застыли и немы, и глухи».

«И еще раз они были глухи».

«Молчала толпа и ловила взгляд любимый владыки».

«Вы все от меня заслонили».

«Вы презрели смертное ложе».

«Вашу любовь я отверг…»

  1. Словарная работа.

Отвергнуть - не принять, отказаться от чего-либо.

Не только словами, но и поведением отказаться! А значит - владыка любит по-настоящему, искренне, а народ не любит - боготворит, поклоняется!

  1. Итоги обсуждения.

  1. Рерих показал пагубность любви для себя, эгоистичной и бесплодной (Атлантида погибла, потому что ее народ ничего не дарил друг другу, не дарил владыке). Но и у владыки любовь особенная…

Да, можно любить, ненавидя,

Любить с омраченной душой,

С последним проклятием видя

Последнее счастье…!

В.Брюсов.



Любовь - «способность в себе самом и в людях не прощать

Того, что не достойно человека!»

Л.К.Татьяничева (1915-1980)

  1. История может повториться. Рерих намеренно лишил своего героя собственного имени. В русской литературе такой прием использовал уже Лесков со своим левшой. Это с каждым может случиться. Главное вовремя понять, как поступить. Жанр фэнтази - всегда предостережение: не поздно измениться.

  2. Настоящая любовь - чуткая, заботливая.

Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

«Золотое правило» Библии.



Любовь - это забота.

А.де Сент-Экзюпери.

  1. Какая же она - любовь «по Рериху»? От чего отказался владыка?

Чуткость Искренность Забота

Непонимание Слепое поклонение

Требовательность к себе и другим Возвышенное чувство

Обожание Трепет восторга

Уважение Эгоизм

Возвышающее чувство Тихая радость

Восторженность

Ликование Боготворение





  1. Свободный микрофон.

© 2010-2022