ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ Диагностическая карта

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Каа-ХемКызылскийкожуун Республика Тыва


Практико-ориентированный проект


«Использование мониторинговой программы

«Диагностическая карта»

при подготовке

к единому государственному экзамену»



Автор проекта:

СааяЭлиза Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

и группа учителей

МБОУ СОШ № 1 п.г.т. Каа-Хем



Каа-Хем, 2015 г

Раздел I. Информация об инновационном педагогическом опыте

Паспорт проекта

1.

Полное название проекта

Практико-ориентированный проект «Использование мониторинговой программы «Диагностическая карта» при подготовке

к единому государственному экзамену»

2.

Учебное заведение

МБОУ СОШ №1 п.г.т. Каа-Хем

3.

Автор проекта

Группа педагогов:

Ооржак Ангыр-Чечен Санчытовна - учитель информатики, Саая Элиза Васильевна - учитель русского языка и литературы, Ооржак Алена Алексеевна - учитель химии, Саая Альбина Ондаровна - учитель русского языка и литературы

4

Срок реализации

Сентябрь 2012 - июнь 2016 г. (3 года)

5

Краткая аннотация

Мониторинговая программа «Диагностическая карта» является средством критериальной оценки качества подготовки к ЕГЭ

6

Актуальность

Контроль - важнейший фактор в процессе подготовки к ЕГЭ, позволяющий определить объем, уровень и качество усвоения учебного материала, выявляющий как успехи, так и пробелы в умениях, знаниях и навыках учащихся, вносящий необходимые коррективы в процессе подготовки к ЕГЭ;

7

Цель проекта

создание целостной системы качественной подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации

8

Задачи проекта

  1. анализ нормативной документации и итогов ЕГЭ по предметам;

  2. разработка «Диагностической карты» как средства мониторинга качества подготовки выпускников к ЕГЭ;

  3. составление индивидуальных образовательных маршрутов;

  4. сбор КИМов, тренировочных индивидуальных заданий;

  5. систематически использовать «Диагностическую карту» в процессе подготовки к ЕГЭ

9

Пути и методы достижения целей

Диагностирование, тестирование, критериальное оценивание, анкетирование

10

Ресурсы

Материально-технические, организационные: наличие компьютера и офисных программ (Microsoft Office EXCEL), контрольно-измерительные материалы, тренировочные индивидуальные задания;

Информационные:

11

Партнеры

Ученик - учитель -родитель

12

Целевая аудитория

выпускники 11 классов общеобразовательной школы

13

План, этапы реализации проекта

I этап- 2012-2013 год (теоретический)

II этап- 2013-2014 год (внедрение проекта)

III этап - с 2015 года (усовершенствование)

14

Предполагаемые результаты

Результат-продукт: «Мониторинговая программа «Диагностическая карта»

Результат-эффект:

- для учителя:

  • проверку усвоения материала всех учащихся;

  • ликвидацию пробелов и навыков по определенным темам;

  • осуществление индивидуального, дифференциального подходов;

  • создание ситуации успеха для каждого ученика;

  • экономии времени

- для ученика:

  • формирование аналитического навыка, самоподготовки, самоорганизации;

  • увеличение доли самостоятельной работы;

  • повышение мотивации;

  • формирование осознанного подхода к подготовке к ЕГЭ

- для родителей:

  • своевременная информированность об уровне подготовки к ЕГЭ;

  • осуществление контроля;

  • ожидание результатов в соответствии с уровнем подготовки ребенка

15

Перспективы дальнейшего развития

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ Диагностическая карта





Введение

Результаты государственной итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ во многом зависят от предварительной подготовки к этому ответственному периоду.

Можно выделить следующие составляющие готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ:

- информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.);

- предметная готовность (качество подготовки по определенному предмету, умение выполнять задания КИМов);

- психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

В системе подготовки выпускников к ЕГЭ особое место занимает мониторинг, основная функция которого не функция контроля, а функция слежения. Мониторинг используется в качестве средства постоянного сбора информации об объектах контроля, т.е. о выпускниках и процессе их подготовки к сдаче ЕГЭ. Мониторинг предполагает не единый

сбор информации, а ПОСТОЯННЫЙ по ОДНИМ и ТЕМ ЖЕ показателям с

целью выявления ДИНАМИКИ изменений.

Таким образом, необходимо внедрение в систему подготовки к ЕГЭ мониторинговых технологий, которые позволяют не только получить информацию о пробелах учащегося, но и оказать помощь, реально учитывая индивидуальные особенности школьника. Поэтому возникла идея создания «Диагностической карты», которая выстроит индивидуальную траекторию учащегося и поможет успешно сдать экзамен.

Объект инновационного проекта: выпускники 11 классов общеобразовательной школы и образовательный процесс подготовки к государственной итоговой аттестации.

Предмет: механизм применения «Диагностической карты» и составления на основе ее данных индивидуального образовательного маршрута выпускника.

Ресурсы проекта: наличие компьютера и офисных программ (Microsoft Office EXCEL), контрольно-измерительные материалы, тренировочные индивидуальные задания.

Условия реализации изменений: ведущим условием реализации проекта является создание «Диагностической карты» и ее использование в системе мониторинга качества подготовки к ЕГЭ и разработка индивидуального образовательного маршрута каждого выпускника.

Идея проекта: помочь учащимся успешно сдать ЕГЭ.

Гипотеза:

Если эффективно использовать при подготовке выпускников к ЕГЭ диагностическую карту и составлять на основе ее данных индивидуальный образовательный маршрут, то

  • возникнут условия для создания целостной системы подготовки к ЕГЭ по основным предметам и предметам по выбору;

  • будет решаться задача повышения качества образования за счет индивидуализации и дифференциации обучения;

  • снизится уровень тревожности учащихся при подготовке к итоговой аттестации;

  • возникнут условия для совершенствования системы контроля и оценки знаний;

  • будет осуществляться изучение информатики как системы.

Цель инновационного проекта: создание целостной системы качественной подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.

Задачи проекта:

  1. анализ нормативной документации и итогов ЕГЭ по предметам;

  2. разработка «Диагностической карты» как средства мониторинга качества подготовки выпускников к ЕГЭ;

  3. составление индивидуальных образовательных маршрутов;

  4. сбор КИМов, тренировочных индивидуальных заданий;

  5. систематически использовать «Диагностическую карту» в процессе подготовки к ЕГЭ.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ научно-педагогической, учебной литературы, программ модернизации образования, опытно-педагогическая работа по становлению информационной компетентности у учащихся, использование на уроках межпредметной связи, связи с жизненным опытом.

В арсенале учителя должны быть средства и методы, позволяющие обеспечить дифференцированный подход к учащимся, предоставить для учащихся со слабой подготовкой возможность более длительной отработки умений в ходе решения простых задач, а для более подготовленных - достаточно быстрый переход к решению задач повышенного уровня.


Актуальность

Чтобы учитель владел картиной готовности выпускника к сдаче ЕГЭ и мог выстроить вместе с ними индивидуальную траекторию подготовки к экзамену, необходимо осуществлять мониторинг, позволяющий отслеживать изменения в динамике. Поэтому группой учителей МБОУ СОШ №1 п.г.т. Каа-Хем была разработана «Диагностическая карта».

Актуальность применения данной диагностической карты имеет конкретное обоснование:

  • контроль - важнейший фактор в процессе подготовки к ЕГЭ, позволяющий определить объем, уровень и качество усвоения учебного материала, выявляющий как успехи, так и пробелы в умениях, знаниях и навыках учащихся, вносящий необходимые коррективы в процессе подготовки к ЕГЭ;

  • организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ЕГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение заданий повышенной сложности;

  • создание условий для формирования у выпускников навыка самоподготовки и самоорганизации, повышения мотивации к изучению предмета.

Таким образом, актуальность инновационного педагогического опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих качественной подготовке и успешной сдаче ими ЕГЭ по химии.


Ведущая педагогическая идея

Одна из основных задач, которая стоит перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без изменения подходов в системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей. Новым подходом в этом направлении является критериальное оценивание, где оценивается не личность ученика, а его деятельность. Школьная система оценивания должна ориентировать ученика на успех, способствовать развитию самооценки, поощрять и стимулировать учение и даже незначительные продвижения учащихся, давать информацию об уровне выполнения контрольно-измерительных материалов.

Главная задача учителя заключается не только в определении индивидуальной траектории развития ученика, но помочь ученику и впоследствии реализовать её, двигаться по этой образовательной траектории, оценивая и сравнивая учеников только относительно собственных продвижений. В ходе такой работы очень важно научиться замечать каждую мелочь, каждый шаг в развитии личных достижений ученика. Учитель должен учитывать и то, что «рост» ученика может быть быстрым, активным, наглядным, а возможно - медленным, менее заметным.

Основная идея нашей инновационной педагогической работы определяется высказыванием: «Знать необходимо не затем, чтобы только знать, но и для того, чтобы научиться делать». А принцип обучения состоит в том, что ученик более самостоятельно или совсем самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, которая включает целостный план действий, банк информации и методическое руководство по достижению дидактических целей.

При этом функции учителя варьируют от информационно - контролирующей до консультативно- координирующей. Такая форма обучения позволяет вести более полный учёт потребностей, интересов и способностей ученика, то есть позволяет построить индивидуальную траекторию его развития, так как школьник самостоятельно планирует свою учебную деятельность, ставит перед собой цели и достигает их, имеет право выбора путей индивидуального обучения.

Непрерывная обратная связь диагностической карты, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению одной из главной цели обучения - формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого отдельного этапа обучения.

Длительность работы над проектом


I этап

2012-2013 год

II этап

2013-2014 год

III этап

С 2015 года

Теоретический

Внедрение проекта

Усовершенствование проекта

Анализ нормативной документации и итогов ЕГЭ по предметам за предыдущие годы; разработка программы «Диагностическая карта»,

внесение данных Кодификатора КИМов по предметам;

сбор тренировочных КИМов и раздаточных материалов

Системное использование диагностической картой

Усовершенствование диагностической карты,

Исправление ошибки предыдущих версий,

ежегодная коррекция мониторинговой программы «Диагностической карты» с учетом изменений КИМов


Теоретическая база

Ссылки универсального назначения - edu.ru/. Российское образование. Федеральный портал. - katalog.iot.ru/. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет, раздел "Информационная поддержка ЕГЭ". - standart.edu.ru. Наш ориентир на будущее. Проект стандарта второго поколения. - fipi.ru/view/sections/136/docs/202.html. Перечень учебных изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях для подготовки к ЕГЭ - ege.edu.ru/. Портал информационной поддержки единого государственного экзамена, форум. - egeinfo.ru. Все о ЕГЭ, форум "Все о ЕГЭ". - it-n.ru/. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей информатики - kpolyakov.narod.ru Сайт К.Полякова. Методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей. Интернет-подготовка к экзамену, тесты, тесты on-line - intuit.ru. Интернет-университет информационных технологий. - fipi.ru. Информатика (on-line). - egeinfo.ru. Сайт "Все о ЕГЭ". - hi-edu.ru/. Онлайн-тренажер по подготовке к ЕГЭ. Демо-версии ЕГЭ по информатике .Самылкина Н. Н., Русаков С. В., Шестаков А. П. БаданинаС. В. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс : учебное пособие, 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 298 с. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика. Реальные тесты 2015 -2016 годов, Практикум. С.С. Крылов Тематическая рабочая тетрадь. Информатика,2015г. ФИПИ.

Новизна педагогического опыта

Новизна опыта состоит в том, что в основе «Диагностической карты» лежит автоматизированный мониторинг качества подготовки к ЕГЭ по учебным предметам. Изучение опыта учителей не только нашего региона, но и за его пределами показывает, что большинство педагогов отслеживание результатов проводит в ручном режиме. Учитель сам или с помощью учащихся фиксирует все результаты контрольных, пробных, промежуточных диагностических работ.

«Диагностическая карта» построена на основе методики «Определение уровня воспитанности» Н.П.Капустина. Группа педагогов школы изменила условия использования данной методики, перенеся ее из области воспитания в область обучения. Из методики Н.П. Капустина взяты: 1) лист оценивания каждого учащегося, заполняемый самим учеником; 2) схема переноса результатов каждого ученика в сводный лист.

Оптимальность опыта заключается в том, что данная программа позволяет учителю сэкономить время, так как после занесения учащимися своих результатов диагностической работы, у учителя автоматически появляется сводный лист результатов. При этом цветные индикаторы позволяют педагогу увидеть пробелы как у отдельного ученика, так и пробелы по темам.


Раздел II. Технология описания проекта

В ходе успешной подготовки к ЕГЭ одним из важных этапов является мониторинг ЗУН выпускников. Только видя свои плюсы и минусы, каждый учащийся понимает, над чем он должен работать. Диагностическая карта позволяет вести более полный учёт пробелов ученика, то есть позволяет построить индивидуальную траекторию его развития, так как школьник самостоятельно планирует свою учебную деятельность, ставит перед собой цели и достигает их, имеет право выбора путей индивидуального и группового обучения.

Поэтому группа учителей МБОУ СОШ №1 п.г.т. Каа-Хем создала «Диагностическую карту», где ведется строгий, тщательно продуманный мониторинг знаний, умений, навыков учащихся в подготовке к ЕГЭ. Мониторинг знаний, умений и навыков при подготовке к ЕГЭ ДОЛЖЕН, НА НАШ ВЗГЛЯД, СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:

  • обязательность входного (нулевого) контроля;

  • системность;

  • своевременная информация учащихся о результатах;

  • наличие для каждого индивидуального пакета с экзаменационным материалом;

  • своевременный анализ и отработка пробелов в знаниях с каждым ИНДИВИДУАЛЬНО.

Что из себя представляет диагностическая карта, каковы ее возможности при подготовке к ЕГЭ?

На каждого ученика в классе заводится страница (см.рис1). В данной странице указывается ФИО учащегося, даты проведения тестирования, расписаны задания КИМов. После контрольного тестирования учащиеся лично вносят свои ответы в страницы, это поможет им объективно оценить свою собственную работу, определять виды заданий, где они испытывают затруднения, научиться анализировать их.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ Диагностическая карта






Рис1. Индивидуальная страница ученика мониторинговой программы «Диагностическая карта»


Данный аналитический подход полезен не только ученику, но и учителю, потому что позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут. Сводный лист данной карты (см. рис 2) показывает систематическую деятельность в этом направлении, дает возможность проверить уровень усвоения материала всеми учащимися, позволяет своевременно ликвидировать пробелы по определенным темам, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход, экономит время. В версии 2013-2014 учебного года на сводном листе учителя вручную закрашивали ячейки различными цветами, чтобы выделить ошибки. В следующем учебном году (2014-2015) была осуществлена коррекция программы: в соответствии с критериями каждого учебного предмета по результатам введенных данных стали выставляться оценки. В этом учебном году программа автоматически стали цветным индикатором выделять ошибки, тем самым определяя темы, по которым есть пробелы у группы учащихся (см. рис 3).

Когда ячейка в сводном листе выделяется желтым цветом, тогда нужно работать с учеником индивидуально по данной теме, а ячейки синего цвета указывает на наличие пробелов у группы учащихся.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ Диагностическая карта




















Рис 2. Сводный лист данных версии мониторинговой программы «Диагностическая карта» 2013-2014 учебного года








ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ Диагностическая карта




















Рис 3. Сводный лист данных версии мониторинговой программы «Диагностическая карта» 2015-2016 учебного года


Также данная карта позволяет привлечь к подготовке к ЕГЭ и третью сторону учебного процесса: родителей. В данном случае они своевременно информируются об уровне подготовки своих детей к ЕГЭ, что ведет к осуществлению контроля с их стороны, имеют представление об экзамене, но самое главное, родители осознают реальные возможности ребенка, ожидают результатов, в соответствии с уровнем подготовки ребенка.

По результатам этой работы ведется мониторинг индивидуальных достижений. Данный мониторинг дает реальную картину индивидуального участия ученика в процессе подготовки и отражает уровень его личных достижений, а также общий уровень подготовки.

Таким образом, использование возможностей информационных технологий, позволяет повысить качество и эффективность процесса подготовки к ЕГЭ.

Раздел III. Результативность инновационной деятельности

Использование «Диагностической карты» дает следующие положительные результаты:

- для учителя:

  • проверку усвоения материала всех учащихся;

  • ликвидацию пробелов и навыков по определенным темам;

  • осуществление индивидуального, дифференциального подходов;

  • создание ситуации успеха для каждого ученика;

  • экономии времени

- для ученика:

  • формирование аналитического навыка, самоподготовки, самоорганизации;

  • увеличение доли самостоятельной работы;

  • повышение мотивации;

  • формирование осознанного подхода к подготовке к ЕГЭ

- для родителей:

  • своевременная информированность об уровне подготовки к ЕГЭ;

  • осуществление контроля;

  • ожидание результатов в соответствии с уровнем подготовки ребенка.

В результате системной работы наблюдается положительная динамика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. (Приложения № 3,4,5 - протоколы результатов ЕГЭ по русскому языку за 2011, 2014, 2015 год)





Библиографический список:

  1. Груздева Е.Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий по орфографии. - Экзамен, 2012 г.

  2. Егораева Г.М. ЕГЭ 2014 Русский язык [Выполнение заданий части 3 (С)]. - Экзамен,2012 г.
    3. Миронова Н.ИРусский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ. - Эксмо-Пресс, 2013 г.
    4. Нарушевич А.Г., Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 класс. Просвещение, 2014 г.
    5. Потапова Г.Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий по пунктуации. - Экзамен, 2012 г.
    6. Пучкова Л.И ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену. - Экзамен, 2012 г.
    7. Сенина Н.А . Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013., Легион. - 2013 г.
    8. Симакова Е.С. ЕГЭ Русский язык [Выполнение заданий части 3(C)]. - Экзамен, 2012г.
    9. Сочинение на ЕГЭ.Курс интенсивной подготовки. - Легион, 2011 г.
    10. Цыбулько И.П. ЕГЭ-2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов., 2015 г.
    11. ЦыбулькоИ.П. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий. - Интеллект-Центр, 2011 г.


© 2010-2022