Рабочая программа по литературе 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Данная рабочая программа предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 2013-2014 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта; М: Дрофа, 2007

  • Примерной программы по литературе; М: Дрофа, 2007 г

  • Учебника литературы для 11 класса. (В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература.11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: ООО «ТИД«Русское слово - РС», 2010 г.

Актуальность разработки данной программы обусловлена необходимостью адаптации программы к реальным условиям преподавания.

Цели и задачи обучения предмету

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи изучения курса литературы:

  • Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа

  • Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства

  • Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений

  • Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения

  • Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении

  • Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

  • выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Временные затраты на освоение курса:

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю).

Структура организации учебного процесса. Средства, формы, методы организации обучения:

Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, творческий проект и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Система контроля учебных достижений учащихся

Система контроля учебных достижений учащихся предполагает проведение классных и домашних сочинений, а также зачетных работ после наиболее важных тем курса. Количество данных сочинений регламентируется утвержденными нормами письменных работ. Также программа предполагает проверку умения учащихся выразительно читать наизусть. В качестве текущего контроля по мере необходимости предполагается проведение тестирования (в том числе и в формате ЕГЭ по литературе), письменных ответов на вопросы, создание и защиту индивидуальных сообщений и презентаций.


Количество обязательных часов контроля


Проблемный вопрос на литературную тему

4

Домашние сочинения

2

Контрольный терминологический диктант

4

Практикумы

3



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Введение

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX.ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм". Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мною», «Христос воскрес, опять с зарёю.» (возможен выбор трех других стихотворений). Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе "Антоновские яблоки". Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет»,»Олеся», «Поединок» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького драматурга. Афористичность языка.

«Фома Гордеев».

Л. Андреев

Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX в.

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Обзор

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды". Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений) Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений). Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства". Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других

стихотворений) Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий

революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о

поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность

строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Поэмы «Облако в штанах, «Про это», «Во весь голос»(вступление)

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности

человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачёв»

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений). Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос "Реквиема". Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

А. Толстой

роман «Пётр Первый»

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его

роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», повесть «Сокровенный человек». Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения). Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в "Котловане". Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести. "Непростые" простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Литература второй половины XX века

Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе

и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В.Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. М. Шукшин

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Рассказы:»Одни», «Миль пардон, мадам», «Чудик», «Срезал», «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две "точки зрения" в повести. Образы Петра, Демчихи и

девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

Проза военных лет.(3час)

В. Г. Распутин

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Бардовская лирика

И. А. Бродский

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Стихотворения: «Воротишься на родину. Нучто ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен

выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".

Б. Ш. Окуджава

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная,воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

В.Высоцкий

А. В. Вампилов

(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века) Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя.

Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

.

Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

И.А. Бунин

5

3

М. Горький

7+1(практ)+1 (РР)

4

А.И. Куприн

2

5

Л.Андреев

1

6

Серебряный век (обзор)

1

7

В.Я. Брюсов

1

8

К.Д. Бальмонт

1

9

И. Анненский

1

10

А.А. Блок

6

11

Н.С. Гумилев

2

12

А.А. Ахматова

3

13

М.И. Цветаева

3+1(РР)

14

Литература 20-х гг

3

15

В.В. Маяковский

5+1(РР)

16

С.А. Есенин

6+1(практ)

17

Литература 30-40-х гг

1

18

А.Н. Толстой

1

19

О.Э. Мандельштам

2

20

М.А. Шолохов

7+1(РР)

21

М.А. Булгаков

4+1(РР)

22

Б.Л. Пастернак

4

23

А. Платонов

1

24

В. Набоков

1

25

Литература периода ВОВ

3

26

А.Т. Твардовский

2

27

Литература 50-80-х гг (общий обзор)

2

28

Б.Ш. Окуджава

1

29

В.Быков

1+1(РР)

30

В. Шаламов

1

31

В.М. Шукшин

2+1(практ)

32

А.И. Солженицын

2

33

А.Вампилов

1

34

В.С. Высоцкий

1+1(РР)

35

В.П. Астафьев

1

36

В.Г. Распутин

2

37

Н. Рубцов

1

38

И. Бродский

1

39

Современная литературная ситуация

1

40

Резерв

1


ИТОГО

102 часа




Критерии оценивания устных ответов и письменных работ учащихся

  • Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


  • Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.


Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.


  • Оценка тестовых работ.


При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %; «4» - 78 - 89 %; «3» - 60 - 77 %; «2»- менее 59 %

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата

урока

Тема урока

Кол-во часов

ЦОР,ЭОР

Домашнее

задание

Примечания


1

Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.

1





2

Творчество И.А. Бунина

Жизненный и творческий путь писателя.

1





3

Поэтика «остывших усадеб» в прозе Бунина. Анализ рассказа «Антоновские яблоки»

1

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия», 11 класс




4

Образ «закатной цивилизации» в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1





5

Тема любви и духовной красоты человека в рассказах И.А. Бунина (анализ рассказов из цикла «Темные аллеи»)

1





6

Зачетная работа по творчеству И.А. Бунина.

1





7

М. Горький. Судьба и творчество писателя.

1





8

Романтические рассказы - легенды в раннем творчестве Горького. Анализ рассказа «Старуха Изергиль». Проблема гордости и свободы.

1





9

Герой - босяк в ранней горьковской прозе. Рассказ «Челкаш».

1





10

История создания драмы «На дне». Сюжет и особенности конфликта.

1





11

Образы обитателей ночлежки в пьесе.

1

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия», 11 класс




12

Сатин и Лука. Спор о правде и мечте в произведении.

1





13

Практикум № 1 по теме «Анализ эпизода драматического произведения».

1





14

Нравственно - философские мотивы пьесы. Анализ финала.

1





15

РР Проблемный вопрос на литературную тему № 1 по драме Горького «На дне».

1





16

А. И. Куприн. Художественный мир его произведений. Сюжет и герои рассказа «Гранатовый браслет».

Гимн высокому чувству любви в рассказе.

1






17

Красота «природного человека» в повести «Олеся».

1





18

Л.Н. Андреев. Своеобразие творческого метода писателя. Нравственно - философская проблематика рассказа «Иуда Искариот»

1





19

«Серебряный век» русской поэзии (общая характеристика).

1





20

Символизм и русские поэты - символисты. Основные мотивы лирики В.Я. Брюсова.

1





21

«Солнечность» поэзии К.Д. Бальмонта. Особенности поэтики.

1





22

Своеобразие поэтического творчества И. Анненского. Контрольный терминологический диктант № 1

1





23

Жизненные и творческие искания А.А. Блока. Образ «влюбленной души» в «Стихах о прекрасной даме»

1

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия», 11 класс




24

Тема «страшного мира» в лирике А. Блока.

1





25

Россия и ее судьба в лирике А.Блока

1





26

Поэма «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме.

1





27

Символика поэмы и проблема финала.

1

1september.ru




28

РР Обобщающий урок по творчеству А.А. Блока. Анализ и выразительное чтение наизусть стихотворений Блока.

1





29

Преодолевшие символизм.

Н.С. Гумилев. Поэзия и судьба.

1





30

Лирический герой поэзии Н. Гумилева. Анализ стихотворений разных лет.

1





31

Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой. Особенности лирики.

1

presentaci.ru




32

Мотивы любовной лирики А.Ахматовой. Анализ стихотворений разных лет.

1





33

Поэма «Реквием». Творческая история произведения. Тема личной и исторической памяти.

1

Электронное приложение «Уроки литературы с применением информационных технологий. 8-11 классы»




34

Судьба и стихи М.И. Цветаевой. Лирическая героиня ее поэзии. Анализ стихотворений разных лет.

1





35

Тема дома - России в поэзии Цветаевой.

1





36

РР Анализ и выразительное чтение наизусть стихотворений А.Ахматовой и М. Цветаевой, Н. Гумилева и др.

1





37

РР Подготовка к домашнему сочинению № 1 по поэзии Серебряного века.

1





38

А. Аверченко и «короли смеха» из группы «Сатирикон» (общая характеристика творчества)

1

presentaci.ru




39

Литературные направления и группировки в 20-е годы. Общая характеристика «Разгрома» А.Фадеева, «Конармии» И. Бабеля и др.

1





40

Жанр антиутопии в литературе 20-х годов. Общая характеристика романа Е.Замятина «Мы».

1

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия», 11 класс




41

Творчество В.В. Маяковского. Судьба поэта.

1





42

Дооктябрьское творчество В.Маяковского. Образ лирического героя ранней лирики.

Бунтарский пафос поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».

1






43

«Любовь-это сердце всего». Своеобразие темы любви в стихотворениях Маяковского

1





44

Тема художника и революции в творчестве Маяковского. (Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции», «Приказ по армии искусств»)

1





45

Новый быт в сатирических произведениях Маяковского.

1





46

РР Проблемный вопрос на литературную тему № 2 по творчеству В.В. Маяковского

1





47

Сергей Есенин: поэзия и судьба.

1





48

Природа родного края и образ Руси в лирике С.Есенина. Анализ стихотворений разных лет.

1





49

Тема революции в поэзии Есенина.

1

1september.ru




50

Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина».

1





51

Мотивы поздней лирики Есенина. Контрольный терминологический диктант № 2

1





52

РР Практикум № 2 по теме «Анализ лирического произведения»

1





53

РР Анализ и выразительное чтение наизусть стихотворений В. Маяковского, С.Есенина.

1





54

Произведения отечественной прозы и поэзии 30-40 гг. (общая характеристика)

1

presentaci.ru




55

«Петровская» тема в творчестве А.Н. Толстого. Личность царя-реформатора в романе «Петр Первый»

1






56

Жизнь и творчество О.Мандельштама.

1





57

Основные мотивы лирики О.Мандельштама.

1





58

Жизненный и творческий путь

М.А. Шолохова. Споры вокруг романа «Тихий Дон».

1

Электронное приложение «Уроки литературы с применением информационных технологий. 8-11 классы»




59

«Донские рассказы» М.Шолохова как пролог к «Тихому Дону»

1





60

Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон»

1





61

События революции и гражданской войны в романе.

1





62

Женские образы романа «Тихий Дон

1

1september.ru




63

Идея дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон».

1





64

Путь «казачьего Гамлета» - Григория Мелехова в романе.

1





65

РР Подготовка к домашнему сочинению № 2 по роману «Тихий Дон»

1





66

Творчество М.А. Булгакова. Судьба и произведения писателя.

«Мастер и Маргарита»: особенности жанра, композиции и сюжета произведения.

1


presentaci.ru




67

Нравственно-философское звучание ершалаимских глав романа. Понтий Пилат и Иешуа.

1






68

Москва 20-30-х годов в романе. Сатирические главы романа.

1

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия», 11 класс




69

Тема любви и творчества в романе.

1





70

РР Проблемный вопрос на литературную тему № 3 по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1





71

Жизненный и творческий путь

Б.Л. Пастернака. Единство человеческой души и стихии мира в лирике Пастернака.

1






72

Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».

1





73

Стихотворения Юрия Живаго как выражение основной идеи романа.

1





74

РР Обобщение изученного по творчеству Пастернака. Анализ и выразительное чтение наизусть стихотворений поэта.

1





75

Самобытность художественного мира А.П. Платонова. Герои и проблематика прозы писателя.

Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован»

1


1september.ru




76

Жизнь и творчество В.В. Набокова. Тема эмигрантского небытия в романе «Машенька» (общий обзор)

1





77

Литература периода Великой Отечественной войны. Лирика военных лет.

1





78

РР Анализ и выразительное чтение наизусть стихотворений периода Великой Отечественной войны.

1





79

Проза, публицистика и драматургия периода Великой Отечественной войны. Контрольный терминологический диктант № 3

1





80

А.Т. Твардовский. Жизненный и творческий путь поэта.

1

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия», 11 класс




81

Основные темы поэзии Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Нравственная проблематика поэм А.Т. Твардовского.

1






82

Литературный процесс 50-80-х годов (общая характеристика). Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии. «Деревенская проза» 50-80х годов (общий обзор). Контрольный терминологический диктант № 4

1





83

Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика (общий обзор).

1






84

Авторская песня. Арбатский мир Булата Окуджавы.

1

presentaci.ru




85

Герои и проблематика «военной прозы». В. Быков. Повести «Сотников», «Обелиск»

1






86

РР Урок-конференция по произведениям «военной прозы»

1





87

«Лагерная» проза Варлама Шаламова.

1





88

Жизнь и судьба В.М. Шукшина.

1

Электронное приложение «Уроки литературы с применением информационных технологий. 8-11 классы»




89

Яркость и многоплановость прозы В.М. Шукшина. Тип героя - чудика.

Анализ рассказов В.М. Шукшина.

1






90

РР Практикум № 3 по теме «Анализ эпизода прозаического произведения»

1





91

Этапы творческого пути

А.И. Солженицына. Своеобразие звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича» и романе «Архипелаг ГУЛАГ»

1

1september.ru




92

История создания и сюжет рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»

Тема народного праведничества в рассказе «Матренин двор».

1






93

А. Вампилов. Биография и проблематика творчества драматурга

Нравственная проблематика пьесы «Старший сын»

1






94

Поэзия 70-80х годов. Судьба и творчество В. Высоцкого.

1





95

РР Проблемный вопрос на литературную тему № 4 по произведениям прозы 70-80х годов

1





96

Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах В.Астафьева «Царь-рыба».

1





97

В.Г. Распутин. Нравственная проблематика повести «Прощание с Матерой».

1

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия», 11 класс




98

Основные образы повести «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений

1





99

Н.М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта.

1





100

И.А. Бродский. Своеобразие поэтического мышления и языка поэта. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии.

1





101

Русская проза и поэзия 80-90х годов ХХ века. Основные тенденции современного литературного процесса.

1






102

Резервный урок

1






© 2010-2022