- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урокаПростое и сложное предложение
Разработка урокаПростое и сложное предложение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пысенкова О.А. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИРАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Аннинский муниципальный район
Воронежская область
Разработка урока
по русскому языку на тему:
«Простое и сложное
предложение».
5 КЛАСС
Автор: учитель русского языка
и литературы
Пысенкова Ольга
Александровна
Анна 2014
Тема урока: Простое и сложное предложение.
Цели урока:
Образовательные:
1.Выяснить, в чём отличие простого предложения от сложного.
2.Выполнить грамматический разбор предложений.
3. Формирование орфографической зоркости.
Развивающие:
-
Развивать познавательный интерес к изучаемой теме, расширять кругозор учащихся.
-
Научить применять знания на практике.
Воспитательные:
1. Уважительное отношение к слову в русском языке.
2. Воспитание внимательного читателя, слушателя.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: мультимедийная установка.
Ход урока
-
Повторение изученного материала.
Устный опрос:
- Дайте определение предложения.
- Какие предложения вы знаете?
- Дайте определение грамматической основы предложения.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
Сегодня на уроке мы с вами подробнее остановимся на простых и сложных предложениях, увидим, чем они отличаются друг от друга, сделаем грамматический разбор предложений, уточним порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения, проведём орфографическую работу.
Обратите внимание на Упр. № 212 учебника.
Чтение правила на стр.90. Внимательно посмотрите на порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения. Запишите в тетрадь образец письменного разбора.
Вывод: Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Прочитайте правило 34 на стр. 90.
Закрепление.
Учитель: выполняя упр.№ 214, учащиеся тренируются в разборе простых и сложных предложений по образцу.
Учитель: в тетради запишите диктант «Проверяю себя».
Ученики выделяют грамматические основы предложений, составляют их схемы.
-
Небо медленно заволоклось тучами, по лесу прошёл ветер. 2. Дождь постукивал по крыше дома, шептался с прибоем, возился в кустах. 3. Молнии не ударяли в землю зигзагами, а полыхали розовым светом. 4. Туча уходила на север, а на юге вечернее небо уже очистилось. ( К. паустовский).
Фронтальная проверка диктанта.
Учитель: откройте учебник на странице 92, посмотрите задание к упр. № 216.
Выполним это упражнение (один ученик работает у доски).
Диктант с условными обозначениями.
Учитель диктует предложения, учащиеся распределяют их по группам (простые, сложные), записывая только номера предложений.
1.Егоров подал знак, и оба разведчика бесшумно приблизились к нему вплотную. 2.Разведчики окружили окопчик и растянули руками концы своих плащ-палаток. 3.Мальчик вскочил на ноги, подхватил свою торбу и побежал что есть мочи в лес. 4. Ваня не откликался, и только гулкое лесное эхо прилетело назад откуда-то сбоку. 5. Передний грузовик немного замедлил ход, и солдат вскочил на подножку. 6. Водитель резким рывком переставил рычаги, и машина с ноющим звуком полезла в гору. ( ПО В.Катаеву).
По окончании диктанта правильность выполнения проверяется по ключу, до урока написанному на доске и закрытому во время работы ( простые предложения с однородными членами: 2,3,7,8,9; сложные предложения: 1,4,5,6).
Творческая работа.
Используется картина И.И.Шишкина «Рожь». Учащиеся списывают предложения, данные на доске, и заканчивают их таким образом, чтобы были простые предложения с однородными членами или сложные. ( Вместо этой работы может быть проведён творческий диктант, тогда начало предложений учитель диктует).
-
Известный русский художник И.И.Шишкин горячо любил родную природу… 2. На переднем плане картины мы видим рожь … 3. Далеко простирается поле золотой ржи … 4. Тяжёлые колосья склонились …5. Среди поля стоят стройные сосны … 6. Полевая тропинка начинается у края холста … 7. Воздух чист … 8. Художник достигает такой правдивости в изображении природы светом …
При анализе работ учащихся обращается внимание на знаки препинания, а также на интонацию при однородных членах ( перечисление) и в сложных предложениях ( связь частей в единое целое).
3. Итог урока.
4. Домашнее задание.
Упр. № 213.
Краткое описание урока.
Данный урок русского языка раскрывает умения и навыки учащихся в правильном нахождении сложных предложений, а также простых предложений внутри сложного, в правильном выполнении грамматического и синтаксического разбора.