Разработка урокаПростое и сложное предложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИРАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Аннинский муниципальный район

Воронежская область




Разработка урока

по русскому языку на тему:



«Простое и сложное

предложение».

5 КЛАСС












Автор: учитель русского языка

и литературы

Пысенкова Ольга

Александровна













Анна 2014

Тема урока: Простое и сложное предложение.

Цели урока:

Образовательные:

1.Выяснить, в чём отличие простого предложения от сложного.

2.Выполнить грамматический разбор предложений.

3. Формирование орфографической зоркости.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к изучаемой теме, расширять кругозор учащихся.

  2. Научить применять знания на практике.

Воспитательные:

1. Уважительное отношение к слову в русском языке.

2. Воспитание внимательного читателя, слушателя.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: мультимедийная установка.

Ход урока

  1. Повторение изученного материала.

Устный опрос:

- Дайте определение предложения.

- Какие предложения вы знаете?

- Дайте определение грамматической основы предложения.


2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

Сегодня на уроке мы с вами подробнее остановимся на простых и сложных предложениях, увидим, чем они отличаются друг от друга, сделаем грамматический разбор предложений, уточним порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения, проведём орфографическую работу.

Обратите внимание на Упр. № 212 учебника.

Чтение правила на стр.90. Внимательно посмотрите на порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения. Запишите в тетрадь образец письменного разбора.

Вывод: Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Прочитайте правило 34 на стр. 90.

Закрепление.

Учитель: выполняя упр.№ 214, учащиеся тренируются в разборе простых и сложных предложений по образцу.

Учитель: в тетради запишите диктант «Проверяю себя».

Ученики выделяют грамматические основы предложений, составляют их схемы.

  1. Небо медленно заволоклось тучами, по лесу прошёл ветер. 2. Дождь постукивал по крыше дома, шептался с прибоем, возился в кустах. 3. Молнии не ударяли в землю зигзагами, а полыхали розовым светом. 4. Туча уходила на север, а на юге вечернее небо уже очистилось. ( К. паустовский).

Фронтальная проверка диктанта.

Учитель: откройте учебник на странице 92, посмотрите задание к упр. № 216.

Выполним это упражнение (один ученик работает у доски).

Диктант с условными обозначениями.

Учитель диктует предложения, учащиеся распределяют их по группам (простые, сложные), записывая только номера предложений.

1.Егоров подал знак, и оба разведчика бесшумно приблизились к нему вплотную. 2.Разведчики окружили окопчик и растянули руками концы своих плащ-палаток. 3.Мальчик вскочил на ноги, подхватил свою торбу и побежал что есть мочи в лес. 4. Ваня не откликался, и только гулкое лесное эхо прилетело назад откуда-то сбоку. 5. Передний грузовик немного замедлил ход, и солдат вскочил на подножку. 6. Водитель резким рывком переставил рычаги, и машина с ноющим звуком полезла в гору. ( ПО В.Катаеву).

По окончании диктанта правильность выполнения проверяется по ключу, до урока написанному на доске и закрытому во время работы ( простые предложения с однородными членами: 2,3,7,8,9; сложные предложения: 1,4,5,6).

Творческая работа.

Используется картина И.И.Шишкина «Рожь». Учащиеся списывают предложения, данные на доске, и заканчивают их таким образом, чтобы были простые предложения с однородными членами или сложные. ( Вместо этой работы может быть проведён творческий диктант, тогда начало предложений учитель диктует).

  1. Известный русский художник И.И.Шишкин горячо любил родную природу… 2. На переднем плане картины мы видим рожь … 3. Далеко простирается поле золотой ржи … 4. Тяжёлые колосья склонились …5. Среди поля стоят стройные сосны … 6. Полевая тропинка начинается у края холста … 7. Воздух чист … 8. Художник достигает такой правдивости в изображении природы светом …

При анализе работ учащихся обращается внимание на знаки препинания, а также на интонацию при однородных членах ( перечисление) и в сложных предложениях ( связь частей в единое целое).

3. Итог урока.

4. Домашнее задание.

Упр. № 213.


Краткое описание урока.

Данный урок русского языка раскрывает умения и навыки учащихся в правильном нахождении сложных предложений, а также простых предложений внутри сложного, в правильном выполнении грамматического и синтаксического разбора.



© 2010-2022