Рабочая программа Развитие устной и письменной речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В рамках введения Федеральных образовательных стандартов второго поколения большое внимание уделяется развитию речи учащихся, в том числе изучающим русский язык как неродной.

Первостепенной задачей каждого учителя - словесника является воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи.

Сегодня в условиях ГИА и ЕГЭ, введенного почти по всем школьным предметам, эта проблема стоит особенно остро. Не секрет, что многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способствуют развитию их речи, следовательно, и их интеллекта. А ведь грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме приветствовалось во все времена. В условиях же современной действительности воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи, является первостепенной задачей каждого учителя-словесника. И это не случайно, потому что прочные умения и навыки владения устной и письменной речью помогают ученикам лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к литературе и русскому языку и придают уверенность в своих силах. Кроме того, они представляют собой универсальные знания, применяемые в других видах учебной и иной деятельности человека.

Дети овладевают русским языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения русскому языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное речевое произведение, текст. Каждое из обозначенных в программе речевых произведений выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-доказательства, учитель помогает школьникам осознать особенности этого типа текста, овладеть определенными умениями, и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений, коммуникативных способностей человека. Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.

Можно выделить три основных направления развития речи школьников: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение разным видам речевой деятельности.

Для успешной работы по этим направлениям можно использовать различные продуктивные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо, игровые технологии, информационные технологии. Такое обучение предполагает не только вооружение школьников учебной информацией, но и развитие их интеллекта.

Основной целью обучения русскому языку как неродному является развитие коммуникативной деятельности учеников. Поэтому на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникаций. Это формируется во всех видах обучения: чтение, говорение, письмо. И прежде всего здесь большую роль играют коммуникативные целевые установки, требующие от учащихся умения выражать согласие, поддержать сказанное, присоединиться к сказанному, дополнять собеседника (согласитесь, продолжите сказанное). При изучении любого языка мира человек старается научиться его коммуникативной деятельности. В учебной деятельности придается большое значение общению учащихся и учителя.

Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работу как ученика, так и учителя.

Информационно - коммуникационная технология является как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Компьютерные уроки помогут повысить уровень преподавания, усилить мотивацию обучения, активизируют у учащихся познавательную деятельность.

Развитие интереса к предмету связано и с развитием индивидуальных способностей учащихся. В классе есть «сильные» учащиеся, которые стремятся получить высокий процент знаний, умений, навыков, имея высокий потенциал к обучению и «слабые» учащиеся. Учитывая эти особенности, можно использовать технологию обучения. Суть технологии в том, что для учащегося отводится то время, которое соответствует его личным способностям и возможностям, что позволяет ему усвоить материал. А «сильным» учащимся даются задания повышенной трудности, которые способствуют развитию познавательных интересов.

Если есть цели и мотивы общения, то акт общения в рамках речевой ситуации состоится Лучшими приемами активизации устной и письменной речи является интерактивный прием, что с английского языка переводится как взаимодействие, где учитель и ученик работают для достижения одной поставленной цели. Например, сюда входят различные ситуативные задания с диалогической и монологической речью и умение выразить свои мысли в виде текстов, творческих, исследовательских работ, сочинение стихотворений и т. д.

Игровые технологии. Обучение будет успешным, если знания, умения, навыки усваиваются в строгой последовательности, когда каждый новый урок базируется на предыдущих. Но в процессе обучения важно не только знания, но и впечатления, с которым ребенок уходит с урока. Приемы разучивания пословиц, поговорок, стихотворений помогают учащимся овладеть аспектами языка .

При помощи таких игровых приемов можно закрепить новый языковой материал, а можно весело и непринужденно повторить пройденный материал.

Таким образом, основу коммуникативной деятельности составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний, умений, навыков, То есть работа над коммуникативными концепциями дает хорошие плоды. В заключение хочется сказать, что главное в работе учителя - это стремление к творческому поиску. Такие уроки позволяют учащимся видеть пользу от изучения предмета, следствием чего является повышенный интерес и качество образования по изучаемому предмету.

В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функциональные разновидности речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство познания, сохранения и передачи информации, речь как средство организации коллективных действий, речь как средство самосознания и самовыражения, воздействия на товарищей и взрослых. В это время наряду с межличностным интенсивно развивается и групповое общение. Именно в школе ученики овладевают книжными стилями речи. Постигая в школе основы наук, дети пользуются учебно-научной разновидностью книжной речи, когда на уроках кратко или развернуто отвечают на вопросы учителя, выступают с сообщениями и докладами (на темы изучаемых предметов). В школе также начинает складываться публицистический стиль речи, формирование которого связано с активным участием в общественной жизни, изучением предметов гуманитарного цикла. Последнее объясняется тем, что в общественных науках факты, явления, идеи, взгляды не просто сообщаются, а анализируются с определенных идеологических позиций. Для языка общественных наук характерен научно-публицистический стиль изложения.

Формирование и совершенствование речи учащихся требуют целенаправленной работы. В соответствии с действующей программой на уроках родного языка ученики получают специальные знания о речи

Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.

" Особенности устной и письменной речи" по русскому языку в 9 классе - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Цель кружковых занятий - повышение уровня устной и письменной речи учащихся.

Задачи курса:

- привитие интереса учащихся к русскому языку;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

- повысить общую языковую культуру;

- формирование навыков выразительного чтения;

- развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;

- выступать перед аудиторией, создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;

- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.

- выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.

По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень устной и письменной речи учащихся. Творческие задания, диалоги, исследование, комментарии, выполнение тестовых заданий, работа со словарем, практическая работа, тренировочные упражнения формируют творческую личность учащихся .











Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Кол-тво уроков


Тема урока


Виды деятельности

Дата проведения

план

факт


ЧАСТЬ 1. ОРФОГРАФИЯ


1.

1

Правописание морфем

Выполнение тестовых заданий, работа со словарем.

10.09.

2.

1

Гласные после шипящих и Ц

Практическая работа.

17.09.

3.

1

Буквы Ъ и Ь

Выполнение тестовых заданий, работа со словарем.

24.09.

4.

1

Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Тренировочные упражнения.

01.10.


ЧАСТЬ 2. ПУКТУАЦИЯ


5-6.

2

Знаки препинания в простом предложении.

Анализ предложений.

08.10.

15.10.

7.

1

Знаки препинания в сложном предложении.

Анализ предложений.

22.10.

8.

1

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Анализ предложений.

29.10.


ЧАСТЬ 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И СТИЛИСТИКА


9-10.

2

Речевые нормы

Работа с текстом.

12.11.

19.11.

11-12.

2

Русский литературный язык и его стили

Практическая работа.

26.11.

03.12.

13-14.

2

Средства выразительности речи

Работа с текстом.

10.12.

17.12.


ЧАСТЬ 4. СИСТЕМА ЯЗЫКА. РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ


15-16.

2

Фонетика

Тренировочные упражнения.

24.12.

14.01.

17-18.

2

Лексикология и фразеология

Выполнение тестовых заданий, работа со словарем.

21.01.

28.01.

19-20.

2

Морфемика

Тренировочные упражнения.

04.01.

11.02.

21.

1

Словообразование

Работа с учителем.

18.02.

22-23.

2

Морфология. Самостоятельные части речи.

Беседа, диалог, упр.

25.02.

04.03.

24.

1

Морфология. Служебные части речи.

Синтаксический разбор предложений, выполнение тестовых заданий.

11.03.

25.

1

Синтаксис. Простое двусоставное предложение.

Синтаксический разбор предложений, выполнение тестовых заданий.

18.03.

26.

1

Синтаксис. Сложное предложение.

Разбор предложений.

01.04.

27.

1

Типы словарей.

Работа с разными словарями.

08.04.


ЧАСТЬ 5. ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ


28.

1

Текст и его основные признаки.

Работа с текстом.

15.04.

29-30.

2

Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение.

Работа с текстом.

22.04.

29.04

31-32.

2

Жанры.

Работа с текстом.

06.05.

13.05.

33-34.

2

Стили текста. Рецензия. Эссе.

Работа с текстом.

15.05.

20.05.



Список использованных источников и литературы:

1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.). Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.

2. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004.

4. Мурашов, А.А. Культура речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", -2006.

5. Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995 г.

6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2001.

7. Ситникова, Л. Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. - Волгоград: Учитель, 2003.

8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики, 2002.-413 с.

9. Малюгина В.А.Олимпиады по русскому языку 7- 8 классы. - ВАКО, 2010 г.



© 2010-2022