Программа внеурочной деятельности Игры со словами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Программа по внеурочной деятельности

«Игры со словами»



Направление

общеинтеллектуальное

Программа рассчитана

для учащихся 5 класса (11-12 лет)

Срок реализации

1 год

Количество часов

34 часа



Пояснительная записка


«Ребенок познает окружающий мир прежде всего и легче всего в игре. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют духом языка»

М. Горький


Программа по внеурочной деятельности «Игры со словами» - авторская, после апробации планируется разработка курса для 6 класса.

Программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорск и полностью соответствует её целям и задачам.

Реализация программы рассчитана на использование активных форм организации занятий: индивидуальных, парных, групповых, коллективных.

На занятиях-практикумах планируются эвристические беседы, различные лингвистические игры, организуются дискуссии, творческие и исследовательские работы.

Педагогу, ведущему данный курс, необходимо отказаться от авторитарных педагогических приемов и вооружиться деятельностными, личностно-ориентированными педагогическими технологиями.

Учителю необходимо опираться на педагогику игры, которая поможет удовлетворить различные физиологические и психологические потребности учащихся: потребность в движении, разрядке, переживаниях, желании быть с другими сверстниками и перебороть робость. В педагогике игры используются принципы, которые одновременно являются и принципами современных, активных методов обучения. Это такие принципы, как: добровольность участия, избегание соперничества и освобождения положительных эмоций, разнообразие используемых форм, обращение внимания на все уровни коммуникации.

Программа рассчитана на 34 занятия за 1 учебный год (1 раз в неделю, по 35 минут).

Для организации внеурочной деятельности по программе «Игры со словами» в образовательном учреждении имеются: кабинет информатики, актовый зал, библиотека, игровая комната. Кабинет русского языка оснащен рабочим местом учителя, подключенным к локальной сети Интернет. Особо необходима интерактивная доска с программой Smart Notebook 10 и коллекцией интерактивных средств учителя LAT 2.0 (Lesson Activity Toolkit). Так же нужны фотоаппарат, видеокамера, презентационные стенды для работы над проектами и защиты проектов.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы «Игры со словами»

В результате реализации программы учащиеся должны знать:

  • разнообразные лингвистические игры;

  • логические приемы, применяемые при решении задач;

По окончании реализации программы учащиеся должны уметь:

  • решать различного вида текстовые и занимательные задачи;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач;

  • составлять и разгадывать ребусы и кроссворды, числовые мозаики и головоломки;

  • выполнять построения и проводить исследования математических моделей;

  • добывать нужную информацию из различных источников;

  • проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы;

  • обладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

  • ставить исследовательский вопрос, проблему;

  • определять переменные и постоянные величины исследования;

  • формулировать и объяснять гипотезу;

  • подбирать необходимое для проверки гипотезы оборудование;

  • составлять план исследования для проверки гипотезы;

  • проводить экспериментальное исследование;

  • собирать и записывать в таблицу данные, полученные в ходе эксперимента, обрабатывать данные;

  • делать выводы относительно правомерности поставленной гипотезы.

В результате реализации программы будут сформированы:

Личностные универсальные учебные действия:

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников во внеучебных видах деятельности;

  • устойчивый познавательный интерес.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

В результате занятий у обучающихся разовьются следующие качества личности:

  • любознательность,

  • инициативность,

  • трудолюбие,

  • ответственность,

  • организованность,

  • самоконтроль,

  • воля,

  • настойчивость,

  • умение выступать,

  • готовность сотрудничать,

  • самостоятельность в приобретении знаний.



Оценка планируемых результатов освоения программы


Главный показатель оценивания учебных достижений - личностный рост каждого учащегося, умения работать в команде, способность решать проблемы, развитие творческих и коммуникативных способностей.

Проверка эффективности данного курса может осуществляться через:

  • публичные защиты проектов (не менее 4-х в учебном году);

  • эффективность участия учащихся на различных конкурсах, фестивалях, конференциях;

  • тестирование, организованное в рамках мониторинга качества образования, согласно плану внутришкольного контроля.

Методы контроля:

  • анкетирование;

  • наблюдение;

  • мониторинг результативности реализации программы в соответствии с планируемыми результатами (входная, промежуточная и итоговая диагностики);

  • сбор отзывов всех участников проекта (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий;

  • участие учащихся в конкурсах, конференциях различного уровня;

  • анализ социальной активности учащихся.

Тематическое планирование

занятия

Содержание занятия

Всего часов1

Из них,

теоретические

практические

Проект №1 «Лингвистические игры»

16

1,7

14,3

1-2

Анаграммы и метаграммы

2

0,2

1,8

3-4

Логогрифы и арифмогрифы

2

0,2

1,8

5-6

Кроссворды, чайнкроссворды

2

0,2

1,8

7-8

Криптограммы

2

0,2

1,8

9-10

Загадки. Шарады

2

0,2

1,8

11-12

Ребусы

2

0,2

1,8

13-14

Работа над проектом

2

0,5

1,5

15-16

Защита индивидуального проекта «Игры для досуга всей семьи»

2


2

Проект №2 «Лото»

6

0,4

5,6

17

Русское лото

1

0,2

0,8

18

Лото лингвистическое

1

0,2

0,8

19-20

Работа над проектом

2


2

21-22

Защита группового проекта «Лингвистическое лото»

2


2

Проект №3 «Письмо»

6



23

Правила написания писем. Путешествие письма к адресату

1

0,5

0.5

24

Экскурсия на почту

1


1

25 - 26

Работа над парным проектом

2


2

27-28

Конкурс «Лучшее письмо»

2


2

Проект №4 «Сборник «Игры для лета»

6


6

29-32

Работа над групповым проектом

4


4

33-34

Праздник подведения итогов «Путешествие в Игромир»

2


2

Содержание программы


1. Лингвистические игры (16 ч.)

Игры со словами, их разновидности. Правила составления. Анаграмма. Метаграмма. (Сообщение учителя с использованием мультимедийной презентации. Практические работы учащихся: Изготовление набора букв для решения словарных задач. Составление собственных анаграмм с помощью программы Smart Notebook 10 для интерактивной доски и коллекцией интерактивных средств учителя LAT 2.0 (Lesson Activity Toolkit).

Логогрифы и арифмогрифы (Сообщение учителя с использованием мультимедийной презентации. Практическая работа учащихся: Составление собственных логогрифов и арифмогрифов. Лингвистическая игра "Найдите слова").

Кроссворды, чайнкроссворды. (Сообщение учителя с использованием мультимедийной презентации. Практическая работа учащихся: Составление собственного кроссворда или чайнкроссворда. Лингвистический турнир с использованием интерактивной доски)

Криптограмма - зашифрованное письмо. Разновидности крипторгамм. (Сообщение учителя с использованием мультимедийной презентации. Практическая работа учащихся: расшифровка письма «Из стихотворения С. Баруздина «Хозяин»)

Загадки. Шарады. Разнообразие. (Сообщение учителя с использованием мультимедийной презентации. Практическая работа учащихся: составление шарад. Лингвистическая игра «Конкурс загадок»)

Ребусы. Принципы построения ребусов. (Сообщение учителя с использованием мультимедийной презентации. Практическая работа учащихся: составление ребусов. Лингвистическая игра «Отгадай ребусы»)

Проект «Лингвистическая игра». Цели и задачи проекта. Выбор формы конечного продукта: сборник игр, буклет, мультимедийная игра, информация в школьную газету, обучение игре по школьному радио и т.п.

Сбор информации. Выбор темы и формы презентации. Работа над проектом. Описание проекта. Подготовка к презентации. Защита. Рефлексия. ((Сообщение учителя с использованием мультимедийной презентации.Мониторинг)


  1. Лингвистическое лото (6 ч.)

Русское лото. История игры. Правила игры. (Практическая работа учащихся: поиск информации об игре).

Проект «Лингвистическое лото». Цели и задачи проекта.

Выбор темы для проекта: «Лото синонимы», Лото антонимы», «Лото омонимы», «Лото фразеологизмы». Сбор материала. Игровой набор. Дизайн. Изготовление набора. Апробация среди кружковцев. Презентация проекта.

Рефлексия. Оформление паспорта проекта.

3.Проект «Письмо».

Проект «Письмо». Цели и задачи проекта. Назначение письма. Правила оформления письма. Путь от адресанта к адресату. Демонстрация писем разных времен и народов. Экскурсия на почту. Электронная почта. Особенности оформления электронной переписки. Работа над проектом: написать письмо к однокласснику, рассказав о правилах какой-либо игры. Подготовка к защите. Рефлексия. ((Сообщение учителя с использованием мультимедийной презентации. Мониторинг)

4. Проект «Сборник «Игры для лета»

Список литературы для учителя:


  1. Воронцов А.В. Метод проектов: от теории к практике. Самара, 2006.

  2. Кондрашова и др. Интеллектуально-познавательные игры в школе. Волгоград: Учитель. 2007.

  3. Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. М.: Творческий центр Сфера, 2002.

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2005.

  5. Схабенский Я. Проект как метод обучения. Самара. 2011.

Список литературы для учащихся:


  1. Городкова Т.В., Елкина Н.В. Детские кроссворды. Ярославль.1999.

  2. Сухинин И.Г. Литературные кроссворды. М.: Новая школа, 1998.

  3. Шлыкович А. Нам не скучно. М.: Детская литература, 2005.

Приложение

Оценочная таблица индивидуального проекта учащегося (из ООП ООО ГБОУ СОШ с. Герасимовка)

Критерий

Базовый уровень

Повышенный уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

7 баллов

8 балловый уровеньользовать 19191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919

Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

Решение проблем

Постановка проблемы

Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем

Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем

Ученик описал ситуацию и указал свои намерения

Ученик обосновал идеальную (желаемую) ситуация

Ученик проанализировал ситуацию и назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией

Ученик назвал некоторые причины существования проблемы, сформулированной с помощью учителя

Ученик сформулировал проблему на основе детального анализа ситуации и привел анализ причин ее существования

Ученик указал некоторые последствия существования проблемы

Целеполагание

Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта

Ученик сформулировал задачи, адекватны цели проекта, определенной совместно с учителем

Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, сформулированной совместно с учителем

Ученик предложил способ убедиться в достижении цели

Ученик обосновал достижимость цели и назвал риски

Ученик предложил возможные способы решения проблемы

Ученик предложил стратегию достижения цели на основе анализа альтернативы

Планирование

После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий

Ученик выстроил в хронологической последовательности сформулированные совместно с учителем действия (шаги)

Ученик указал время, необходимое для выполнения сформулированных совместно с учителем действий (шагов)

Ученик зафиксировал результаты текущего контроля за соответствием деятельности плану

Ученик спланировал текущий контроль с учетом специфики деятельности (шагов)

Ученик предложил действия (шаги) в соответствии с задачами и назвал некоторые необходимые ресурсы

Ученик обосновал необходимые для реализации проекта ресурсы

Прогнозирование результатов деятельности

После завершения проекта ученик описал полученный продукт

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагает получить

Ученик детально описал характеристики продукта, важные для его использования

Ученик указал, каким образом он планирует использовать продукт

Ученик описал характеристики продукта, с учетом заранее заданных критериев оценки продукта

Ученик обосновано назвал потенциальных потребителей и области использования продукта

Ученик сформулировал рекомендации по использованию полученного продукта другими

Ученик спланировал продвижение или указал границы использования продукта

Работа с информацией

Поиск информации

Ученик указывает на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого эта информация необходима, задавая вопросы

Ученик указывает на отсутствие конкретной информации во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта, задавая вопросы

Ученик выделил из обозначенных учителем вопросов для изучения, те, информацией по которым не обладает.

Ученик указал, какая информация по тому или иному вопросу, поставленному учителем или самостоятельно, необходима для выполнения проекта

Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем

Ученик организовал поиск информации в соответствии с планом работ по проекту

Ученик при планировании работы выделил вопросы, по которым необходимо получить сведения из нескольких источников

Ученик самостоятельно и аргументировано принял решение о завершении этапа сбора информации

Обработка информации

Ученик изложил полученную информацию

Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него или задал вопросы на понимание

Ученик назвал несовпадения в сведениях, содержащихся в источниках информации, предложенных учителем.

Ученик интерпретировал полученную информацию в контексте содержания проекта

Ученик указал на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения.

Ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, или обнаруженных противоречий

Ученик реализовал предложенный учителем способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации

Ученик предложил способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации

Формулировка выводов

Ученик воспроизвел аргументацию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информации

Ученик привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации

Ученик предложил или предпринял действия по проекту, основываясь на полученной информации

Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один аргумент

Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел несколько аргументов или данных для его подтверждения

Ученик выстроил в собственной логике совокупность аргументов, подтверждающих вывод

Ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации,

Ученик подтвердил вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Сформированность предметных знаний и способов деятельности

Ученик продемонстрировал понимание содержания выполненной работы

В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Ученик продемонстрировал свободное владение предметом проектной деятельности

Ошибки отсутствуют

Сформированность регулятивных действий

Ученик высказал свое впечатление от работы над проектом

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом

Ученик назвал сильные стороны работы над проектом

Ученик назвал слабые стороны работы над проектом

Ученик привел причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом

Ученик предложил способ(ы) преодоления трудностей (избежания неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом

Ученик аргументировал возможность использовать освоенные в ходе проектной работы умения в других видах деятельности

Ученик проанализировал результаты работы над проектом с точки зрения жизненных планов на будущее

Сформированность коммуникативных действий

Письменная коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста

Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру и грамотно использовал вспомогательные средства,

Ученик поставил цель письменной коммуникации и определил жанр текста.

Ученик изложил вопрос, самостоятельно предложил структуру текста в соответствии с нормами жанра

Ученик представил информацию в форме и на носителе, адекватных цели коммуникации

Сформированность коммуникативных действий

Устная коммуникация

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя

Ученик самостоятельно подготовил план выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент

Учение использовал различные вербальные средства коммуникации

Ученик адекватно использовал невербальные средства или подготовленные наглядные материалы, предложенные учителем

Ученик самостоятельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные наглядные материалы

Ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем

Ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы


Содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регуля-тивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Комму-никация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы


1 Час занятий продолжается 35 минут.


© 2010-2022