Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зелезинская Л.Г.

Учитель русского языка и литературы Лицея № 150 Калининского р-на СПб.


РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Тема моего методического исследования созвучна с методической темой всего лицея и является, безусловно, актуальной, так как положение школьного предмета «Литература» становится все сложнее в последние годы. С этой точки зрения именно развитие и внедрение коммуникативной методики, основанной на различного уровня интеграции литературы с другими сферами научной и общественной жизни поможет разрешить проблему сокращения учебных часов и, как основного противоречия, большого объема изучаемого материала.

В ходе исследования по заявленной теме была разработана и реализована теоретическая модель «Интегративно-коммуникативной методики обучения литературе в старших классах» (см. Схему 1).

Из теоретической модели видно, что в качестве основных методологических основ исследования я выбираю идеи гуманизации (основной ориентир обучения направлен на решение проблематики в системе человек-человек), коммуникации (большой приоритет отдается именно устным формам общения во время проработки дидактических единиц проходимого материала), интеграции (объединение литературы со многими другими формами и видами знаний).

Схема 1. Теоретическая модель интегративно-коммуникативной методики обучения литературе в старших классах.

методолого-теоритические основы

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

основные идеи:

  1. гуманизация

  2. коммуникация

  3. интеграция

основные принципы:

  1. коммуникативной направленности

  2. интеграции

  3. добровольной творческой активности

основные подходы:

  1. коммуникативный

  2. интегративный

  3. творческий

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

цель исследования: развитие информационно-коммуникативных умений учащихся посредством создания проблемных ситуаций на уроках литературы в старших классах.

Содержание

учебные кейсы

творческие встречи

театральные постановки

экскурсии

школьные концерты

литературные произведения

Методы

проблемные ситуации

коллективная творческая деятельность

учебные кейсы

дискуссия

публичные выступления

результат: определенный уровень сформированности коммуникативной компетентности учащихся в области литературы.

методы оценки результатов:

  1. лонгитюдное исследование

  2. мониторинг (внутренний, внешний)

  3. анкетирование

  4. эксперимент


В качестве основных подходов я выбираю коммуникативный (система общения в различных учебных ситуациях), интегративный и творческий, которые совместно стимулируют и мотивируют учащихся к раскрытию своего творческого потенциала на примере литературного содержания с использованием знаний, умений, навыков и компетенций из других сфер человеческой деятельности.

Принципы коммуникативной направленности и интеграции обеспечивают такую подачу изучаемого материала, чтобы это создавало различного рода мотивы, основанные на сопряжении знаний учащихся и их жизненного опыта, которые раскрываются в устных формах.

Принцип добровольной творческой активности призван мотивировать учащихся к креативному мышлению на добровольной основе, что может отразиться в различного рода формах подачи и обсуждения материала.

В ходе нашего исследования была разработана и проанализирована методика определения уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся в области литературы.

При оценке качества знаний учащихся учитывались как количественные, так и качественные критерии, выработанные педагогами, дидактами и методистами (объем и уровень усвоенных знаний). В основе качественных критериев, использованных мною, был уровень усвоения знаний.

С целью количественного измерения и оценки сформированных знаний и умений использовались различные параметры (коэффициенты усвоения и сформированности, средние величины, дисперсии и т. д.). При этом использовались методики В. П. Беспалько [1], А. А. Кыверялга [2, 3], А. В. Усовой [4, 5] и другие, модифицированные с учетом содержания и характера моего исследования. Методика В. П. Беспалько применялась мной для реализации уровневого подхода при измерении и оценке сформированных у учащихся знаний, методика А. А. Кыверялга - для определения параметрических величин, методика А. В. Усовой - для пооперационного анализа сформированных умений.

При измерении параметрических величин использованы следующие математические формулы:

Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ = Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ , где Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ - среднее арифметическое, fi - частота, xi - отдельная величина, n - объем выборки.

2 = Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ , где 2 - дисперсия

 = Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ , где  - стандартное отклонение (среднее квадратичное отклонение).

Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ= Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ , где Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ - стандартная ошибка средней.

 = Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ100%, где  - относительная ошибка средней.

temp= Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ , где temp- критерий эмпирический.

При вычислении значений объектов по ранговой методике я использовала формулу:

Ci =Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХИсследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ, где Сi - числовое значение измеряемого объекта, N - число респондентов, fij - частота рангов, Сi - числовое значение рангов в нормальной шкале.

При измерении усвоения содержания учебного материала я определяла коэффициент усвоения по формуле К = а/ А, где а - число правильных ответов, А - общее число правильных ответов в задании. Уровни усвоения выделялись такие: > 0,95 - очень высокий, 0,95 > х > 0,80 - высокий, 0,80 > х > 0,65 - достаточный, 0,65 > х > 0,50 - допустимый, < 0,50 - недопустимый. Оценки выставлялись по традиционной пятибалльной системе (Таблица 1).

Таблица 1.

Соответствие между долей выполненных заданий (Кусв) и качественной оценкой выполнения задания (уровень усвоения) и оценкой по пятибалльной шкале.

Кусв

Уровень усвоения

Оценка по пятибалльной шкале

0 - 0,5

Недопустимый

2 (неудовлетворительно)

0,5 - 0,65

Допустимый

3

(удовлетворительно)

0,65 - 0,8

Достаточный

4

(хорошо)

0,8 - 0,95

Высокий

5

(отлично)

0,95 - 1

Очень высокий

5

(отлично)

В процессе измерения и оценки результатов использовались как письменные, так и устные задания (тесты, письменные работы, устные ответы учащихся).

В процессе организации, проведения педагогического эксперимента и интерпретации его результатов и всего исследования были реализованы разнообразные общелогические методы (теоретический анализ и синтез, моделирование, сравнение и сопоставление, обобщение и систематизация и др.), а также общенаучные методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение практики обучения, метод экспертных оценок, метод ранговых оценок).

При обработке и сведении результатов исследования широко применялись рисунки, таблицы, схемы, диаграммы, графики и т.д.

Для проверки эффективности предложенной методики, в первую очередь, необходимо было установить диагностируемые компоненты, то есть те коммуникативные компетенции учащихся, которые могут быть сформированы в процессе преподавания литературы в старших классах. В структуре коммуникативной компетентности я выделяю следующие показатели (ключевые компетенции):

  • слушать информацию и понимать ее содержание и истинность;

  • дискутировать по определенной тематике и защищать свою точку зрения;

  • выступать публично по выбранной проблематике;

  • самовыражать себя в письменной речи на заданную ситуативную тему;

  • читать таблицы и схемы данных.

В рамках данных ключевых компетенций я выделяю основные компоненты (знания и умения), которые подлежат качественному и количественному анализу, исходя из того, что каждому показателю (компетенции) соответствует свой набор знаний и умений (см. Таблицу 2).




Таблица 2.

Распределение знаний и умений учащихся, в зависимости от показателя (компетенции)

Название компетенции

Знания

Умения

слушать информацию и понимать ее содержание и истинность

содержание прочитанного прозведения

информационно-рецептивные (получать новые сведения в процессе устного непосредственного и опосредованного общения), информационно-адаптивные (адаптироваться к новым источникам информации, извлекать из нее новые сведения, сравнивать сопоставлять и обобщать знания, полученные из разных источников информации, анализировать новую информацию, выделять главное и давать оценку полученной информации)

дискутировать по определенной тематике и защищать свою точку зрения

содержание прочитанного произведения

информационно-рецептивные (получать новые сведения в процессе устного общения), информационно-адаптивные (адаптироваться к новым источникам информации, извлекать из нее новые сведения, сравнивать сопоставлять и обобщать знания, полученные из разных источников информации, анализировать новую информацию, выделять главное и давать оценку полученной информации), информационно-дативные (грамотно и полно передавать информацию в устном виде, адекватном целям коммуникации)

выступать публично по выбранной проблематике

содержание прочитанного произведения

стилистические (выбирать стиль для построения речевого высказывания в соответствии с ситуацией общения, выбирать лексические единицы соответственно стилю и ситуации общения), информационно-дативные (грамотно и полно передавать информацию в устном виде, адекватном целям коммуникации)

самовыражать себя в письменной речи на заданную ситуативную тему

содержание прочитанного произведения, правила русского языка

Организационно-предметные (планировать самостоятельную работу с книгой), информационно-рецептивные (получать новые сведения в процессе письменного, непосредственного и опосредованного общения, работать с учебной, профессиональной, научной, популярной, художественной литературой, теле-, радио- и магнитными, а также электронными носителями информации), информационно-адаптивные, информационно-дативные (грамотно и полно передавать информацию в письменном виде, адекватном целям коммуникации), графические, стилистические

читать таблицы и схемы данных

содержание прочитанного произведения

Информационно-рецептивные (получать новые сведения в процессе письменного общения), информационно-адаптивные (адаптироваться к новым источникам информации, извлекать из нее новые сведения; сравнивать сопоставлять и обобщать знания, полученные из разных источников информации, анализировать новую информацию, выделять главное и давать оценку полученной информации)

В структуре коммуникативной компетентности мы выделяем следующие диагностируемые компоненты:

  • Знания содержания прочитанного литературного произведения и правил русского языка;

  • Информационно-рецептивные, информационно-адаптивные, информационно-дативные, стилистические, организационно-предметные и графические умения в рамках основных показателей (компетенций);

  • Опыт коммуникации и ценностных отношений (многократное повторение знаний и умений учащихся в проблемных ситуациях коммуникации и сформированные в результате этого ценностные отношения);

Для определения уровня сформированности знаний содержания прочитанного литературного произведения и правил русского языка нами был использован метод письменных проверочных работ. На основе анализа выполнения заданий можно судить об уровне сформированности у учащихся вышеуказанных знаний.

Выполнение проверочных работ оценивалось по балльной системе, каждому заданию присваивалось определенное число баллов в зависимости от его сложности. Общее число баллов за каждую проверочную работу по оценке уровня усвоения знаний содержания прочитанного литературного произведения правил русского языка учащихся составило 20 баллов.

Исходя из процентного соотношения баллов, полученных за данный вид деятельности, ставилась оценка по пятибалльной шкале, что позволяло оценить уровень сформированности знаний учащихся.

Для определения начального уровня сформированности у учащихся информационно-рецептивных, информационно-адаптивных, информационно-дативных, стилистических, организационно-предметных и графических умений использован метод проверочных работ, как устных, так и письменных. Было составлено и проведено пять проверочных работ. Каждое отдельно взятое задание было направлено на выявление уровня сформированности умений учащихся в рамках основных показателей (компетенций). На основе анализа выполнения заданий можно было судить об уровне сформированности у учащихся перечисленных умений.

Выполнение проверочных работ оценивалось по балльной системе, каждому заданию присваивалось определенное число баллов в зависимости от его сложности.

В качестве примера рассмотрим алгоритм оценивания умений учащихся в рамках такого показателя, как «самовыражать себя в письменной речи на заданную ситуативную тему» (Таблица 3).

Таблица 3.

Оценка умений учащихся, входящих в состав пятого показателя «самовыражать себя в письменной речи на заданную ситуативную тему»

№ операции

Наименование операции

Краткая характеристика операции

Диагностируемы умения

Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХmax

Исследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХemp

1

Выбор темы

Учащийся должен определить тему для написания реферата





Организационно-предметные


3



2

Подобрать литературу для написания работы

Ученик должен уметь правильно отобрать необходимую ему литературу


4



3

Составление плана написания реферата

Учащийся должен спланировать этапы написания реферата


4



4

Отобрать необходимый материал

Учащийся должен прочитать и отобрать необходимый ему материал

Информационно-рецептивные, информационно-адаптивные


6



5

Последовательно расположить материал

Учащийся должен грамотно и последовательно распределить материал для реферата

Информационно-адаптивные, информационно-дативные


7



6

Написать текст реферата

Учащийся должен написать текст реферата на русском языке, соблюдая правила орфографии и синтаксиса, выбрав стиль

Информационно-дативные, графические, грамматические и стилистические



6




Общее число баллов за задание

30


С целью определения изменений в отношении учащихся к коммуникативной компетентности, а точнее к ее составляющим частям учащимся была предложена анкета закрытого типа, которая включала следующие объекты: а) слушать информацию и понимать ее содержание и истинность, в) дискутировать по определенной тематике и защищать свою точку зрения, с) выступать публично по выбранной проблематике, d) самовыражать себя в письменной речи на заданную тему, e) читать таблицы и схемы данных. В зависимости от своего отношения к данным объектам респонденты должны были проранжировать их согласно степени важности каждого из них. Анкетированием было охвачено 60 человек.

Результаты анкетирования прорабатывались методом ранговых оценок. По полученным результатам составлена матрица частот, а затем - матрица рангов. Вычислены числовые значения рангов предложенных нами объектов. Проведенное анкетирование показало (см. Таблицу 4. и Рисунок 1.), что наибольшую важность для учащих представляет объект а - «слушать информацию и понимать ее содержание и истинность» (Са = 7,1) и объект b - «дискутировать по определенной тематике и защищать свою точку зрения» (Сb= 6,0). Наименьшую же важность имеют объекты e - «читать таблицы и схемы данных» (Сe = 3,1).

Результаты анкетного опроса показывают, что учащиеся отдают большее предпочтение в коммуникации таким компетенциям, как «слушать информацию и понимать ее содержание и истинность», и «дискутировать по определенной тематике и защищать свою точку зрения».

Таблица 4.

Сравнение отношения учащихся к составляющим коммуникативной компетентности (j) на констатирующем и формирующем этапах исследования

Объекты

Сj

Констатирующий этап

Формирующий этап

слушать информацию и понимать ее содержание и истинность (а)


6,9


7,1

дискутировать по определенной тематике и защищать свою точку зрения (в)


5,54


6,0

выступать публично по выбранной проблематике (c)

4,47


4,41

самовыражать себя в письменной речи на заданную тему (d)

4,47

5,2

читать таблицы и схемы данных (e)


3,1


1,8

РИсследование РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ

исунок 1. Распределение отношений учащихся к составляющим коммуникативной компетентности

Данная переоценка ценностей объясняется нами, как результат непосредственного практического приобретения опыта коммуникации, который обозначил наиболее сложные показатели (компетенции) коммуникативной компетентности. За счет многократного повторения ситуаций проблемной коммуникации учащиеся улучшили свои знания и умения, приобрели богатый опыт общения и ценностных отношений.

Список используемой литературы:

  1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977. - 303 с.

  2. Кыверялг А. А. Вопросы методики педагогических исследований. - Таллин: Валгус, 1971. - В 2-х частях.

  3. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. - Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.

  4. Усова А. В. Анализ усвоения учащимися научных понятий (на примере понятия «сила» в курсе физики) // Нов. исслед. в пед. науках. - №4 (XVIII). - М.: Педагогика, 1971. - С. 117-121.

  5. Усова А. В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся. // Сов. Педагогика. - 1980. - №12. - С. 45-48.

13

© 2010-2022