Доклад Литература-копилка мудрости и опыта

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(Слайд 1) ЛИТЕРАТУРА - КОПИЛКА КУЛЬТУРЫ, МУДРОСТИ И ОПЫТА.

(Слайд 2) «Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать».

И. А. Гончаров.

«Сохранив свою культуру, язык и литературу, можно сохранить себя как нация, как народ, как страна».

В.В.Путин.

Одного великого ученого-химика как-то раз спросили: какую из наук он ценит больше всего? Каким же было удивление собеседников, когда ученый ответил: «Литературу». А когда изумленные интервьюеры попросили его пояснить свой ответ, ученый сказал: «Химия как наука никогда бы не появилась на свет, не будь математики. А математика как наука в свое время отпочковалась от философии. Но ведь и философия как наука никогда бы не возникла, если бы не было литературы. Вот и выходит, что литература - мать всех наук».

(Слайд 3) Пожалуй, к словам этого ученого добавить практически нечего. Литература, в самом деле - основа человеческих знаний. Ведь если бы не было языка - главного средства общения людей на Земле, - то не существовало бы книг - источника всех знаний и общемирового человеческого опыта.

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг.

Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

Литература - это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература - это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Литература - это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература - это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств - от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она - наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения

Русская художественная литература имеет очень большое значение в мировой культуре. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания и постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошедших неотъемлемой частью в мировую культуру.

Неоценимы заслуги великих русских писателей и поэтов А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А.П. Чехова, С. А. Есенина, И. А. Бунина и многих других.

Чтение - сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение личности человека.

Влияние лучших произведений художественной литературы на эстетическое воспитание читателей огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей, книги формируют у них суждения о жизни, представления об идеале, нравственном и моральном поведении.

Социологические опросы показывают, что современные школьники не утруждают себя чтением.

Кроме того, в наш информационный век чувства, переживания, отношения уходят на второй план. Главное сейчас информация, поэтому интересны детективы, фантастика, научная литература.

А между тем, человеческий мозг устроен так, что лучше воспринимать информацию через художественные образы.

Кроме того, в наш информационный век чувства, переживания, отношения уходят на второй план, нежели через научные выкладки. Ведь писатель не просто передает информацию: произведения классиков обладают огромной силой воздействия на человеческую душу, способны вызвать те или иные чувства, заставляют думать о собственной жизни, иногда даже пересматривать свое мировоззрение.

Сила влияния художественной литературы на человеческое сознание подобна силе влияния реальности, и даже может перекрывать ее. Это происходит потому, что талантливый писатель способен передавать сюжет насыщенно, ведь каждому из нас знакомы такие ощущения: «невозможно оторваться от книги», «прочитал книгу на одном дыхании». Это говорит о том, что книга может завладеть сознанием человека.

Велика роль литературных героев, хотя в ответах современных школьников не они являются идеалом для подражания, как это было раньше, когда мы восхищались любимыми героями и брали с них пример.

Важно, как о них рассказать. Из опыта работы могу сказать, что не хватает современным школьникам духовной пищи. Это видно по глазам, по вниманию, по интересу , с которым они слушают, когда начинаешь говорить о вечных ценностях.

Положительные персонажи вызывают уважение, отрицательные заставляют воздержаться от ошибочных шагов и неверных поступков. Вспомним Андрея Болконского и Пьера Безухова, Татьяну Ларину и Ольгу, Наташу Ростову и Элен, Печорина и Грушницкого, Гринева и Швабрина. Этот ряд можно продолжать бесконечно.

Все хорошо знают «Капитанскую дочку»А. С.Пушкина. Эта повесть о милосердии , чести, любви, настоящий кладезь мудрости. Рассматривая эпизоды, связанные с Петрушей Гриневым, мы можем видеть, как он под влиянием различных обстоятельств жизни, встреч меняется, какие уроки жизни получает, как происходит становление героя, его взросление. Если он вначале говорит своему дядьке Савельичу: «Молчи, хрыч, я твой господин» (так проявляются его барские замашки), то дальше мы читаем: «Мне было стыдно, мне было жаль старика». А какой нравственный урок получаем мы, читатели?

Восприятие художественной литературы как присвоения художественных ценностей невозможно без умения смотреть и видеть, слушать и слышать. Это сложный процесс, в котором есть своя специфика, свои тонкости. Воспринимая художественное произведение, подросток может ограничиться лишь вниманием к развитию фабулы, динамике действия. А глубокие нравственные идеи, взаимоотношения героев, их переживания останутся за пределами его восприятия.

Почему разбойник Пугачев не казнил Гринева? Почему он помог освободить Машу? Все началось с первой встречи, когда Петруша обратился к вожатому: «Что, брат, прозяб?» Этим словом «брат» устанавливается ниточка сочувствия, жалости, благодарности. Пугачев в ответ можно сказать, исповедовался: «Что греха таить, заложил у целовальника». Нарушены социальные условности, классовая субординация. Возникает чувство общности. Все смертны, все под Богом живем! В знак благодарности Петруша отдает заячий тулупчик, но не только в знак благодарности, в его обращении «брат» Пугачевым были услышаны жалость, любовь, милосердие к человеку, которому холодно. И завязались между ними таинственные отношения, где высший и низший едины, где нет ни господина и раба - где враги - братья.

«Спасибо, ваше благородие. Награди вас, Господь, за вашу добродетель. Век вас не забуду, ваших милостей!». И не забыл.

Еще один интересный эпизод. Сцена допроса изувеченного башкирца показывает непримиримость противных сторон. Пленный был изувечен («…башкирец застонал слабым, умоляющим голосом, и, кивая головой, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок» ) за участие в восстании 1740 года, жестоко подавленном властями. Но не смирился: «Узенькие глаза еще сверкали огнем». Это огонь ненависти непокорившегося человека.

Когда Гринев увидел башкирца, он, содрогнулся: «никогда не забуду этого человека». Далее мы читаем: «Молодой человек!.. вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственный потрясений! В этих словах осуждение насилия, жестокости старого обычая пытать на допросе.

Но замысел Пушкина глубже. Кто вешает капитана Миронова? Читаем: «На ее перекладине очутился верхом изувеченныйбашкирец, которого допрашивали мы накануне». Случайность? Нет! У великих писателей ничего случайного не бывает!

Мир, лежащий во зле, живет по своим законам, идет своими путями мести и немилосердия. «Око за око, зуб за зуб»- вот его древний закон. Жестокость восставших порождена жестокостью правительства.

Есть еще один герой повести - урядник Максимыч, предатель и вор. Он тайно встречается с Пугачевым, указывает кто, комендант крепости, и именно он передает Гриневу письмо Маши. Почему вдруг он начинает носить через линию фронта офицеру вражеской армии любовные записки? Источник тот же - благодарность за милосердие Гринева. Когда Пугачев велел передать полтину лошадь и шубу Петруше, Максимыч украл деньги и сказал, что потерял по дороге, а Петруша, все понимая, ответил:

- …а растерянную полтину постарайся подобрать на возвратном пути и возьми ее себе на водку».

- Очень благодарен. Вечно за вас молиться буду.

Простил Гринев украденную монету без всякого расчета по чистому милосердию. (Потерял на материальном уровне- приобрел на духовном). Именно это прощение задело Максимыча за душу. Смотря в глаза, все понимая, простил, как бы сказал: да, ты не прав, но всяк человек слаб, а знаю, что ты способен на хорошее. И вспоминаются евангельские слова: «Милости хочу, а не жертвы. Ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Итак, мы видим, что Пушкин «Капитанской дочки» представляется нам не просто мастером-художником, но очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом.который мы невольно впитываем, вбираем в себя. В «Капитанской дочке» мы находим ответ на вопрос: «Как жить в ладу с самим собой. Жить по законам добра и милосердия».

На примере толстовских героев князя Андрея и Пьера Безухова мы учимся задумываться о смысле жизни.

Изучая «Грозу А. Островского обсуждаем проблему суицида. Почему Катерина бросилась в Волгу и можно ли было ее спасти? (Героиня оказалась в полном одиночестве: ее никто не поддержал: ни муж Тихон, ни Борис). А как важна проблема воспитания! Деспотизм в семье приводит к полному безволию Тихона и приспособленчеству Варвары.

Что толкнуло Родиона Раскольникова на преступление и каковы его последствия - предмет обсуждения на урока, посвященных Ф. Достоевскому. (Раскольников, словно ножницами, отрезал себя от людей: избегает близких - мать и сестру. А как страшны последствия преступления! «Я себя убил, а не старушонку». Только ли себя? Одно преступление рождает другое, третье…

Что происходит с человеком, если он отступает от законов добра? Мы видим и в киноповести «Калина красная». В. Шукшин пишет: «Егор Прокудин ушел от корней, от истоков, от матери. Это гибель нравственная. Меня волнует здесь момент расплаты».

Булгаковский роман «Мастер и Маргарита» заставляет задуматься о наказании за грехи, зло, отступление от добра, истины, Особенно ярко это показано на примере Понтия Пилата, обреченного на муки совести за трусость.

Ленивцу Обломову И. Гончаров противопоставляет деятельного А. Штольца, но симпатии автора явно на стороне Обломова, так как он добр, чист, бескорыстен. «Золотое сердце» называет его друг Андрей. Где истоки этих качеств героя? Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. К такому выводу мы приходим анализируя главу «Сон Обломова» - царство всеобщего благоденствия, любви, гармонии.

Верности учит Пушкин на примере Татьяны Лариной и Маши Троекуровой. Приглашает нас к размышлению о счастье И. Бунин в стихотворении «Вечер».

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечере, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

В чем счастье? Оно всюду: в простых вещах, в том. Что нас окружает. Только надо уметь все это видеть. «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Приведенные примеры показывают, как велика роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи, в формировании идеала.

«Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступившему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди. Государства исчезли; а книга осталась. … Итак, будем уважать книгу!»

А.И.Герцен



© 2010-2022