- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе на тему Черная курица, или подземные жители (5 класс)
Урок по литературе на тему Черная курица, или подземные жители (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыбальченко С.Р. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сказка А. Погорельского "Чёрная курица, или подземные жители".5 класс
Учитель: Рыбальченко С.Р.
Цели урока:
-
Раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста.
-
Развитие монологической и диалогической речи учащихся.
-
Развитие мыслительной деятельности учащихся: умение анализировать, синтезировать, обобщать.
-
Развитие умения сравнивать разные виды искусства.
-
Развитие навыков выразительного чтения текста.
-
Формирование нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей.
-
Выявление актуальности произведения для современных школьников.
-
Создание психолого-педагогических условий для личностного роста каждого ученика.
Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный.
Оборудование:
-
Компьютер.
-
Проектор.
-
Презентация "Нравственные уроки жизни. Анализ сказки "Чёрная курица, или подземные жители".
-
Выставка рисунков учащихся по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или подземные жители".
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
2. Основная часть.
Содержание:
-
Краткая биографическая справка об А. Погорельском.
-
Литературная викторина.
-
Анализ сказки А. Погорельского "Чёрная курица, или подземные жители".
Слово учителя:
1. Постановка целей и задач перед учащимися.
2. За правильные ответы на уроке и дополнения учащиеся будут получать плюсы, по количеству которых получат оценки в конце урока. Оценка "5" ставится за набранные 6 и более плюсов, оценка "4" за набранные 5 плюсов.
3. Рассказ о писателе (слайд 2)
Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным екатерининским вельможей и виднейшим российским масоном.
Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя, находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему - Алексею - граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.
Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу.
Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.
В продолжение двух лет он служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, - а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Был дружен с Александром Сергеевичем Пушкиным, который очень ценил его добрую душу.
Наступил 1812 год, и Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота. 1816 году он вернулся в Петербург.Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.
Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и - всего более - воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.
Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал - под псевдонимом "Антоний Погорельский" - "Лафертовскую маковницу". Тремя годами позднее выйдет книга "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", сказка "Чёрная курица, или подземные жители", а потом к творческому багажу добавится и роман "Монастырка".
Литературное наследие писателя невелико, однако и оно едва изучено. Архив его почти бесследно исчез, беспечно предоставленный писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, Погорельский мало о нём заботился. Как утверждает легенда, управляющий его имением, страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на любимое кушанье - котлеты в папильотках. (Папильотка - бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят, индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет при их зажаривании. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой))
Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной - это его сказка "Черная курица". Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому., как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки. Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения "грудной болезни" (ишемическая болезнь сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.
Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка "Чёрная курица, или подземные жители", повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.
4. Литературная викторина (слайд 3)
Вопрос
Ответ
Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.
Алексей Алексеевич Перовский
Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского "Чёрная курица, или подземные жители"?
Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж
Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
Чтение книг
Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку
Тринушка
Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?
Дортуары
Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?
Сорт груш
Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
Алёша разбудил рыцарей
"Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…" Что такое "шандалы"?
Подсвечники
Какие животные находились в королевском зверинце?
Большие крысы, кроты, хорьки
Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?
Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты
"Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…"
Это был разного рода мох
-
Анализ сказки А.Погорельского "Чёрная курица, или подземные жители". Беседа с учащимися
Группа1 (Слайд 7)
- Расскажите о жизни Алёши в пансионе (словесное рисование или пересказ текста)
("…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей", стр. 46-49).
2 группа
- Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?(слайд 8)
(Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней).
3 группа
-Какие интересные деревья росли в сказочном саду? Опишите подземную охоту (слайд 9)
(Были деревья, плоды которого могли сделать человека мудрым; на другом дереве созревали семена доброты; росло дерево здоровья).
4 группа
- Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?(слайд 10)
("Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой". Стр. 81)
- Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?
(Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд- это условие нравственной красоты человека. "Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли". Стр. 84)
- Почему Алёша предал Чернушку?
(Он испугался наказания).
5группа
- Сказка завершается трагично. Жители подземного королевства ушли, Алёша наказан за предательство. Верит ли Чернушка, что Алёша исправится? (слайд 11)
(Да. Только верящий может сказать так: "Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде". Стр.86-88)
- Исправился ли Алёша?
(Да. Он "старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей". Стр. 88)
Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других - для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его... (слайд 13)
Нравственные уроки жизни (слайд 14)
-
Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
-
Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
-
Надо быть строгим к себе.
6. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся работают в классе).
Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили бы Вы?
Ответы учащихся:
7. Работа с иллюстрациями учащимися. Рассказать, какой эпизод сказки изображён на рисунке. Почему выбран именно этот фрагмент.
8. Домашнее задание. По выбору учащихся. (Слайд 15-16)
1. Заполните таблицу "Истинные и ложные ценности жизни"
Алёша до получения конопляного семечка
Алёша после получения конопляного семечка
2. Сочините свой вариант продолжения сказки "Что могло быть дальше?»
9. Оценивание работы учащихся.
Литература:
-
Детский сказочный журнал "Почитай-ка", статья "Автор "Чёрной курицы" Антоний Погорельский (1787-1836). 2000. cofe.ru
-
Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
-
Малая С. Антоний Погорельский. pogorelskiy.org.ru
-
Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.