Конспект урока русского языка в 6 классе. Фразеологический турнир: «Фразеологизмы – кладезь премудрости народа»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Фразеологизмы - кладезь премудрости народа»

Фразеологический турнир

Предмет: русский язык

Количество часов: 1

Категория обучаемых: 6 класс

Цели урока:

а) обучающие:

1) формировать у школьников понятие о фразеологизмах как ценнейшем источнике сведений о культуре и истории народа,

2) обогащать речь учащихся фразеологизмами, обучать их уместному использованию;

б) развивающие:

1) развивать логическое, критическое, образное мышление,

2) развивать воображение, память,

3) развивать умение сравнивать, систематизировать, обобщать языковые единицы,

4)развивать умение работать с фразеологическими словарями;

в) воспитательные:

1) воспитывать любовь к русскому языку, внимательное отношение к слову,

2) учить оценивать себя, свою работу, отслеживать свои достижения и пробелы.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

Оборудование урока: экран для записи итогов соревнований, плакаты с названиями команд, фразеологические словари.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя о целях и содержании урока.

Представление команд.

II. Фразеологический турнир.

1. Приветствие команд.

2. Задание №1

Узнавание фразеологизмов по шутливым рисункам, объяснение их значения и происхождения.

3. Задание №2

Игра «Кто больше?»

Подбор фразеологизмов со словами голова, нос, язык, рука, нога.

4. Задание №3

Подбор подходящих по смыслу фразеологизмов к указанным ситуациям, объяснение их происхождения;

5. Задание №4

Образование фразеологизмов, связанных с конкретными историческими событиями, объяснение их происхождения.

6. Задание №5

Загадки - шутки.

III. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Домашнее задание.

Развёрнутый конспект урока.

Команды получили домашнее задание,

  1. придумать название, используя фразеологизмы, обыграть их значения,

  2. составить приветствие, включив в него как можно больше фразеологизмов, несущих информацию о культуре и истории нашего народа.

Сегодня у нас необычный урок. Урок - соревнование. Мы много говорили о фразеологизмах как о ценнейшем источнике сведений о культуре и истории нашего народа. Сейчас вам предоставляется возможность показать свои знания о значении, происхождении фразеологизмов, а также проявить свои творческие способности. В работе можно использовать фразеологические словари.

Жюри внимательно следит за ходом турнира, отмечает результаты на экранах, помещенных на доске.

Итак, команды представляются.

Соперники должны найти в приветствии команд все фразеологизмы, объяснить их значение и происхождение, ответить на вопрос: какую информацию о культуре и истории нашего народа они несут?

Приветствие читает команда №1.

Команда №1 - «Чудеса в решете».

Приветствие.

Хорошая команда, мы все играем дружно.

Всегда идем мы в ногу, никто не отстает.

По лексике шагаем, друг другу помогаем,

А также утешаем, если не везет.

Нам яблоко раздора теперь уже не страшно,

Всегда - везде мы вместе,

И все как на подбор.

Настолько мы дружны, что для любого друга,

Для любого друга мы сотню вёрст пройдём.

Соперники, не бойтесь: никто вас не укусит,

Не поведем мы вас на Соломонов суд.

У нас нет проигравших и нету побежденных,

И в классе нас водой не разольешь.

Команда №2- называет фразеологизмы, встретившиеся в приветствии команды №1,

объясняет их значение и происхождение.

У.1 В приветствии мы услышали 4 фразеологизма: чудеса в решете (название команды), водой не разлить, яблоко раздора и Соломонов суд.


У.1: Чудеса в решете

Гадание с решетом - достаточно редкий вид гадания, распространенный в средневековой Европе, Аравии и у среднеазиатских народов. Этот тип гадания назывался коксиномантией и с его помощью разоблачали воров. Решето подвешивалось на нити так, чтобы оно могло медленно поворачиваться. Гадающий держал его за нить. На ободе решета делалась риска ( засечка ), а имена подозреваемых, написанные на отдельных бумажках, раскладывались по кругу. На чьё имя укажет, остановясь, риска решета, тот и вор.

В России этот способ гадания был чрезвычайно распространен, но достаточно сильно отличался от «классического».

В 16-18 веках на рыночных площадях Москвы можно было увидеть гадальщиков, насыпавших в решете разноцветные зерна чечевицы, бобов, гороха или миндаля. Встряхивая решето, они по расположению зерен предсказывали будущее. Чтобы придать гаданию большую магическую силу, они что-то нашептывали, выкрикивали, жестикулировали. Стремясь выманить побольше денег, гадальщики сочиняли сами невероятные и фантастические истории, предрекая простодушным слушателям счастливую женитьбу, нежданное богатство или необычные события и приключения., короче - всякие чудеса. Такие шарлатанские предсказания с насмешкой назывались чудесами в решете.

Водой не разлить - так говорят об очень крепкой дружбе.

У.2: Яблоко раздора - этот фразеологизм пришел в русский язык из древнегреческой мифологии. Причина, объект спора, ссоры. Выражение связано с мифом о богине раздора Эриде. Когда ее не пригласили на свадьбу, Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Из-за обладания яблоком возник спор богинь Геры, Афины и Афродиты, каждая из них считала себя самой красивой. Богини обратились к Зевсу, чтобы он решил, кому должно достаться яблоко, но тот отправил их к Парису.

Каждая богиня старалась склонить юношу на свою сторону: Гера обещала ему власть и богатство, Афина - мудрость и воинскую славу, Афродита - самую красивую женщину в жены. Парис присудил яблоко Афродите. Богиня помогла Парису похитить жену спартанского царя Менелая, красавицу Елену. Это похищение вызвало Троянскую войну.

У.3: Соломонов суд - этот фразеологизм пришел к нам из библейской легенды. Так говорят о мудром решении. Согласно библейской легенде царь Соломон был очень мудрым человеком. Мудрость свою он показал на суде. К нему на суд пришли две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «Живой ребенок мой, а мертвый твой»; - говорила каждая. Так спорили они и перед царем.

Выслушав их, Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой».

Одна из женщин воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!» Другая же, напротив, сказала: «Рубите, пусть он не достанется ни ей, ни мне».

Тогда Соломон сказал: «Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать».

Народ услышал об этом и стал бояться царя, потому что все увидели, какую мудрость дал ему Бог.

П. Приветствие команды №2! Команда соперников внимательно слушает и готовится

выполнять задание.

Команда № 2 - «Шиворот - навыворот»

Приветствие

Долго лясы мы точили

И тянули канитель,

Курам на смех сочинили

Все ж приветствие теперь.

Мы попасть впросак не можем -

Зарубите на носу,

Мы шарашкина контора,

Держим нос свой на верху.

Нас заткнуть за пояс сложно,

Тут игра не стоит свеч.

Перемыть нам кости можно -

После дождичка в четверг.

И все желаем удачи,

Ни пуха вам ни пера

Будем сражаться честно,

Пусть нас рассудит игра.

У.1: Тянуть канитель

В старину канителью называлась металлическая нить, которой вышивали церковные ризы. Канитель вытягивали клещами из раскаленной металлической проволоки. Канитель могла быть золотой, серебряной, позолоченной, посеребренной. Канителью вышивали по бархату, сафьяну или сукну. Тянуть канитель - работа крайне медленная, скучная и непроизводительная, и поэтому это выражение получило значение: терять время, очень медленно и бестолково что-либо делать, затягивать решение какого-нибудь вопроса.

Точить лясы

На Волге издавна славились семеновские балясники. Из осиновых плах выделывали они фигурные балясины для украшения перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта считалась сравнительно легкой и не серьезной: вымачивать столбики, резать из них безделушки, головки зверей, петушков, вазы, кувшинчики, это ведь не дом ставить.

Балясники украшали своей затейливой пестрой резьбой, фантастическими змеями, драконами и волжские суда. Постепенно этот промысел исчез, но память о балясниках осталась в живой речи. Веселыми они были говорунами: точили балясы (или лясы) и пели, вели бойкий шутливый разговор.

У.2: Курам на смех.

Ни одно из домашних животных не представляет наибольших поводов к презрительным насмешкам, как куриная порода, с древнейших времён являвшаяся домашнею и очень полезною. Крылья у всех птиц для полета, а у неё только для украшения. Курицы не делают гнёзд. Смешная куриная покорность уронила всю куриную породу во мнении людей. Ничего не может быть обиднее и унизительнее сказать или сделать на смех этим смешным курам.

У.3: Попасть впросак.

Теперь верёвку, бечёвку, канаты делают на фабриках, а не так давно это был кустарный промысел. Целые сёла занимались им. На улицах стояли столбы с крючьями, от них канаты тянулись к деревянным колёсам. Их вращали, бегая по кругу, лошади. Все эти приспособления кустарей - канатчиков назывались просак (от латинского pressum - «давление, сжатие»).

Надо было внимательно следить, чтобы не зацепиться за туго свёртывающийся в просаке жгут. Если попадёт в плетение кончик пиджака или рубахи - прощай одежда! Искромсает её просак, изорвёт, а иногда и самого человека изувечит. Отсюда и пошло: попасть впросак - значит «запутаться» оказаться в трудном положении.

У.4: Зарубить на носу.

Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Нос - это не орган обоняния, а всего лишь памятная дощечка, бирка для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и назывались носами.

Шарашкина контора.

Шарашкина контора - контора жуликов, обманщиков. Слово шарашкина связано этимологически со словом Шарашь (шваль, голытьба, жульё).

Заткнуть за пояс.

Смысл этой поговорки прост и ясен: так говорят о человеке умелом, настоящем мастере своего дела. А вот о ПОЯСЕ можно рассказать немало интересного.

Издревле на Руси ходить без пояса считалось большим грехом, позором. При святом крещении всякий православный младенец опоясывался. Ни одна мать не выпускала ребёнка на улицу неподпоясанным, боясь порчи или сглаза. Есть такая пословица: «Рассыпался бы дедушка, как бы его не подпоясывала бабушка»?

Сорвать пояс с человека значило смертельно его оскорбить. Так, в русской истории был эпизод, когда из-за пояса, сорванного с Василия Косого на свадебном великокняжеском пиру, развязалась настоящая усобица.

У.4 Игра не стоит свеч

Так говорят о неоправдавшем себя деле, занятии. Первоначально так говорили о выигрыше, который так мал, что не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры (в карты).

Перемывать кости

Сплетничать, злословить, судачить о ком-либо. Этот оборот связан с существовавшим в древности у славян обрядом так называемого вторичного захоронения. Через несколько лет похорон для очищения души умершего от грехов, снятия с неё заклятия выкопанные останки перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном, оценками его характера, поступков, дел. Таким образом, это выражение первоначально имело самый прямой, буквальный смысл и только со временем было образно переосмыслено.

У.5 После дождичка в четверг

В стародавние времена четверг был посвящен Громову дню. В этот день славяне молились о дожде своему суровому богу Перуну. Христианство, придя на смену язычеству, обезличило древнюю святость этого дня. Обо всем несбыточном стали говорить: после дождичка в четверг.

Ни пуха ни пера

Это "пожелание наоборот" досталось нам от промысловиков. Остерегаясь лесных духов, оберегающих обитателей лесов от охотников, люди изобрели "обезвреживающую от сглаза" словесную формулу. Высказанные вслух недобрые слова должны были усыпить бдительность духов и сопутствовать успеху. А смысл замаскированного пожелания был таков: "чтоб тебе принести побольше пуха и пера"; иными словами: "больших удач тебе при охоте на птицу и зверя".

П. Итак, команды "Чудеса в решете" и "Шиворот - навыворот" поприветствовали друг друга.

Слово жюри:

У.- член жюри: Команда "Чудеса в решете" использовала в своем приветствии 4 фразеологизма, а команда соперников - 11, и все они говорят нам многое о культуре и истории русского народа.

П. Турнир продолжается.

Задание №1

Отгадайте, какие фразеологизмы изображены на этих шутливых рисунках? Кто быстрее назовет фразеологизмы и объяснит их значение и происхождение?

Заткнуть за пояс

Сесть в калошу

Камень за пазухой

Очки втирать

Как с гуся вода

У: Заткнуть за пояс

Так говорят о человеке умелом, настоящем мастере своего дела.

Издревле на Руси ходить без пояса считалось большим грехом, позором. При святом крещении всякий православный младенец опоясывался. Ни одна мать не выпускала ребенка на улицу неподпоясанным, боясь порчи и сглаза. Сорвать пояс с человека значило смертельно его оскорбить. Так, в русской истории был эпизод, когда из-за пояса, сорванного с Василия Косого на свадебном великокняжеском пиру, развязалась настоящая усобица.

У раскольников этот обычай подпоясываться имел строго мистическое значение. Пояс как бы делил человеческое тело на две половинки: верхнюю - чистую, вместилище души, и нижнюю - нечистую.

У: Сесть в калошу

Оказаться в неловком, глупом положении. Возникла ситуация, соответствующая буквальному значению фразеологизма, например, человек, подскользнувшись, сел на калошу. За ней закрепляется содержание, которое затем переосмысливается.

У: Камень за пазухой

Остался в обращении с тех пор, как во время пребывания поляков в Москве, в 1610 г., последние, хотя и пировали с москвичами, но, соблюдая опасливость и скрывая вражду, буквально держали за пазухой кунтушей, про всякий случай, булыжные камни. Об этом свидетельствует очевидец, польский летописец Мацеевич. "С москалем дружи, а камень за пазухой держи". Позже так говорили и малороссы.

У: Очки втирать.

Слово "очки" происходит от слова око. А это выражение означает "надувать", "обманывать".

ОЧКИ - это красные и черные знаки на игральных картах. Нечестные игроки, чтобы обмануть других, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно втереть очки, превратить шестерку в семерку или восьмерку, вклеивая нужное количество знаков особым липким белым порошком. Затем родилось особое слово очковтирательство. Так стали говорить о ловкачах, умеющих приукрасить свою работу, выдать плохое за хорошее.

У: Как с гуся вода.

Это часть древней заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей "наговорной водой", и заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего Коленьки (или Катеньки) - худоба (т.е. болезнь)». И простодушно верили, что всякие напасти сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.

Жюри подводит итоги, исходя из результатов выполненного задания.

П.: Соревнование «Кто больше?»

Запишите как можно больше устойчивых оборотов со словами голова, глаз, нос, язык, рука, нога.

Какие у приведенных вами фразеологизмов содержат сведения о культуре нашего народа?

У: Держать нос по ветру.

Это выражение, как считают исследователи, восходит к эпохе парусного флота, и первоначально подразумевало именно нос корабля. Его буквальный смысл - "следить за направлением ветра", "смотреть, откуда ветер дует". От направления ветра и умения мореходов зависело все: если ветер дул в нос корабля, то ничего не оставалось, как убрать паруса и становиться на якорь, чтобы корабль не сдуло на рифы или не выбросило на берег. Отсюда и переносный смысл выражения - "приспосабливайся к обстоятельствам".

Зарубить на носу

Это выражение означает: запомнить крепко - накрепко, раз и навсегда.

Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово НОС тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

У: О голове

Голова идет кругом

Голова горит

Голова закружилась

П: Если в современном представлении голова - это центр переработки информации, то у древнего человека все, что связано с головой, соотносится с небом и его главными объектами - солнцем, луной, звездами.

Голова - "солнце", такое представление о голове и лежит в основе названных фразеологизмов.

У: Всему голова (о важном)
Золотая голова (об умном человеке)

П: Голова - это Бог, главное, важное. Эта мысль древних людей нашла отражение в данных фразеологизмах.

У: Голова на плечах (Об умном человеке)

Голова на месте

Голова варит

Без царя в голове

Голова дубовая (О глупом, недалеком человеке)

Голова садовая

П: Эти фразеологизмы обозначают прежде всего интеллектуальные способности человека, его качества, физическое состояние.

П: Какие фразеологизмы о важнейшей части головы и лице человека - глазах вспомните вы?

У: Хозяйский глаз (надежный присмотр за чем-либо)

Без глаза (без присмотра)

П: Солнце и луна в мифологиях многих народов считались глазами могущественного божества.

У: Глаз наметан (об опытном человеке)

Глаз отдыхает (о приятном зрительном впечатлении)

Глаз радуется (о радостном событии)

Глаза загорелись (о сильном желании)

Глаза обманывают (о сомневающимся в достоверности увиденного)

П: «Глаз - человек» - такое понимание значения глаз лежит в основе данных фразеологизмов.

У: Кто-то сглазил

Недобрый глаз

П: Как вы думаете, почему возникли такие выражения?

У: Большая часть информации (80%) о мире приходит через глаза, они считаются важнейшим из органов, им приписывается таинственная магическая сила. На Руси "дурным" казался косой глаз.

Вера в дурной глаз родилась тогда, когда мир, по представлениям древних, был населен духами. Но до сих пор при плохом самочувствии мы говорим: это сглазу, кто-то сглазил, недобрый глаз.

П: Какие фразеологизмы со словом НОС известны вам? Что они обозначают?

У: Сунуть нос (о любопытном человеке)

Вешать нос (о печальном человеке)

Водить за нос (обманывать)

Нос к носу (об очень близко стоящих людях)

П: Как можно объяснить происхождение этих фразеологизмов.

У: Нос - тоже важная часть лица. В большом количестве метафор, фразеологизмов нос ведет себя как человек.

П: В основу каких фразеологизмов легло слово язык? Объясните значение этих фразеологизмов.

У: Язык не поворачивается (не хватает решимости сказать)

Как язык повернулся (как смог сказать)
Прикусить язык (оборвать речь)

Развязать язык (говорить свободно)

Распустить язык (говорить непристойности)

П: Почему могли возникнуть такие фразеологизмы?

У: Язык - важная часть человека, он является орудием говорения.

П: Вспомните фразеологизмы со словом рука. Каков их смысл?

У: Быть под рукой (быть подвластным)

Рука не поднимается (не хватает решимости)

С пустыми руками (ничего не взять с собою)

Руки чешутся (о желании подраться)

Под горячую руку (не контролируя себя)

П: С помощью жестов руки на Руси производили многие важные ритуальные действия: благословляли, клялись, каялись, что закреплялось в целом ряде фразеологизмов. Каких?

У: Положа руку на сердце (честно)

Ударить по рукам (согласиться)

П: Простое соединение рук есть эмблема связи, согласия. Отсюда рукопожатие - жест приветствия, дружбы.

П: Ноги у язычников - славян считались принадлежностью демонов.

Какие фразеологизмы, употребляющиеся в современном языке, подтверждают это?

У: Сам черт ногу сломит (о захламленном месте)

Как левая нога хочет (неизвестно как, как попало)

Встать с левой ноги (иметь плохое настроение)

Земля горит под ногами (об опасном месте)

Отрясти прах со своих ног (забыть)

П: Какую окраску имеют фразеологизмы со словом нога?

У: Данные фразеологизмы имеют негативную окраску.

П: Да. Все черти и демоны в представлении русских людей были хромыми, в русских сказках они были беспятыми, у лешего в облике медведя нога липовая.

Итак, вы убедились в том, как много фразеологизмов связано с человеком.

П: Жюри подводит итоги: какая команда назвала больше фразеологизмов и объяснила их значение.

Теперь задание №3

Как об этом говорят?

Подберите подходящие по смыслу фразеологизмы. Объясните их происхождение. Какую информацию о культуре нашего народа они содержат?

1. О том, кто часто меняет свое решение.

У: У него семь пятниц на неделе.

Некогда пятница была (и не только у славян) базарным днем, а также днем исполнения разных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали через неделю отдать полагающиеся за него деньги. О нарушающих эти обещания и было сказано, что у них семь пятниц на неделе.

Возможно, это значение закрепилось в выражениях из-за сходства слов "пятится"(отступать от своего слова, идти на попятную).

2.Как говорят об успешном завершении чего-либо?

У: Дело в шляпе

Несколько столетий назад, когда почты в современном понимании не существовало, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. По проезжим дорогам бродило тогда немало разбойников, и сумка с пакетом могла привлечь внимание грабителей. Поэтому важные бумаги, или, как их раньше называли, дела, зашивали под подкладку шляпы или шапки.

3.Как говорить о том, что нужно подчиняться установленным правилам, обычаям в обществе.

У: В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Когда-то распорядок всей монастырской жизни определялся монастырскими уставами. Один монастырь руководствовался одним уставом, другой - другим. Более того: в старину некоторые монастыри имели свои судебные уставы и обладали правом самостоятельно судить своих людей во всех их грехах и прегрешениях.

4.Как говорят о безбожно затянутом деле?

У: Долгий ящик.

При царе Алексее Михайловиче существовал такой порядок: просьбы, жалобы или челобитные, обращенные к царю, опускали в специальный ящик, прибитый к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой.

В те времена все документы писали на бумаге, свертывали в виде свитка. Свитки эти были длинные, потому и ящик был длинный, или, как тогда говорили, долгий.

Просители, опустившие свое прошение в ящик, должны были долго ждать ответа, кланяться в ноги боярам и дьякам, приносить им подарки и взятки, чтобы получить ответ на свою жалобу. Связанные с этим волокита и взятки были обычным явлением. Поэтому такая недобрая слава на долгие годы пережила долгий ящик.

Жюри оценивает ответы команд.

Задание №4

Подберите к нарицательным существительным I столбика соответствующие имена существительные, чтобы получились устойчивые словосочетания?

С какими конкретными историческими событиями, фактами связано их происхождение?

1 Версте 1 Казань

2 Грамота 2 Коломенское

3 Побоище 3 Мономах

4 Сирота 4 Юрий

5 Шапка 5 Филька

6 День 6 Мамай

У: Коломенская верста

Филькина грамота

Мамаево побоище

Казанская сирота

Шапка Мономаха

Юрьев день!

Казанская сирота

Это выражение родилось в XVI веке. После завоевания Иваном Грозным Казани. Казанским мурзам (князьям) пришлось прикидываться бедными и несчастными, чтобы добиться от нового хозяина поощрений и наград. С той поры того, кто прибедняется с выгодой для себя, народ насмешливо называет Казанской сиротой.

Филькина грамота

Так мы называем не имеющую никакого значения пустую бумажку, не обладающий какой-то реальной ценностью документ.

Слово "Филька" употреблено в значении "глупый, недалекий человек" (вспомните слово простофиля) и образовано от имени Филя, Филимон. Наверно, жил когда-то некий Филимон, отличавшийся такой безграмотностью, что имя его стало нарицательным.

Т.о., филькина грамота буквально означает: глупо составленный, плохо написанный документ.

Мамаево побоище

8 сентября 1380 года - Куликовская битва русских полков во главе с великим князем Московским и Владимирским Дмитрием Донским и монголо-татарских войск во главе с Мамаем, в результате которой ордынцы потерпели сокрушительное поражение.

Шапка Мономаха

Золотой головной убор с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом среднеазиатской работы, символ самодержавной России. В XVI веке появляется и получает мировое распространение легенда о византийском происхождении реликвии, якобы присланной императором Константином киевскому князю Владимиру Мономаху. Эта корона всегда принадлежала старшему в роду.

Юрьев день

Церковный праздник, посвященный Георгию Победоносцу, празднуемый 26 ноября; Судебник Ивана III, принятый в 1497 году, ограничивает право крестьян перехода от своего феодала на другие земли неделей до Юрьева дня и неделей после с обязательной выплатой пожилого (определенной суммы, которую выплачивает крестьянин землевладельцу за возможность перейти на другую землю).

Коломенская верста (с версту Коломенскую)

Так называют высокого человека, превосходящего на целую голову прочих. По большей части такой человек неуклюж, неловок, неповоротлив.

Для московских жителей такие большерослые люди представляли подобие тех столбов, которых царь Алексей Михайлович расставил от Москвы до своей любимой загородной летней резиденции - села Коломенского. Это был первый опыт обозначения видными знаками верстовых измерений.

П: Итак, мы вновь перелистывали замечательные страницы жизни нашего народа, которые оставили неизгладимый след в современном русском языке.

Жюри подводит итоги.

Заканчивая наш фразеологический турнир, будем отгадывать загадки - шутки, ответы на которые будут также содержать фразеологизмы:

П: Есть ли ноги у газеты, книги

У: Иногда говорят: взял книгу, газету вверх ногами.

П: В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?

У: Ясно как дважды два четыре

П: Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?

У: Все эти названия сочетаются с глаголом согнуть.

П: Мы завершили турнир. Подведем итоги. Мы сегодня еще раз убедились в народной мудрости, убедились в том, что фразеологизмы - это сокровищница культуры русского народа.

Домашнее задание будет заключаться в следующем: пополнить свои фразеологические словарики новой, полученной сегодня информацией. С каждым фразеологизмом, записанным в словарик, составить небольшой текст, раскрывающий значение словосочетания.



© 2010-2022