Тема урока: «Обособленные определения. Обособление согласованных определений»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Цель:продолжить углубление понятия об обособлении, о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения; закрепление умений: ·         выявлять граммат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Обособленные определения. Обособление согласованных определений»

Цель: продолжить углубление понятия об обособлении, о том, что обособление - один из способов смыслового выделения части предложения;

закрепление умений:

  • выявлять грамматические условия обособления,

  • определять согласованные и несогласованные определения, а также определения с обстоятельственными значением,

  • выделять интонационно обособленные члены предложения,

  • правильно ставить знаки препинания.

Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.

Воспитательная цель: воспитание интереса к изучению предмета, формирование чувства гордости за богатое духовное и культурное наследие Родины.

Наглядность: дидактический материал, графические схемы предложений.

Оборудование: таблицы, схемы.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

  1. Беседа с учащимися:

  • какой раздел науки о русском языке мы сейчас изучаем?

  • Что изучает синтаксис?

(Строение и значение словосочетаний и предложений).

  • Что называется пунктуацией?

  • (Совокупность правил об употреблении знаков препинания).

  • Что такое предложение?

(Предложение - основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем- либо, или вопрос или побуждение).

  • Какие члены предложения называются обособленными?

(Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными).

  1. Проверка упр. 404 (учебник "Русский язык", 8 класс, автор Р. Б. Сабаткоев).

3. Словарно-орфографический диктант.

  • Освещение, далеко, слова, ходить;

  • Удивительно, природа, картон, возможность, манера, осязаемость, красота, мотив;

  • Ночной, сумеречный, окончил, изящный

4.Просклонять имена числительные: 1890, 1890- ый.

5.Объясните лексическое значение слов:

Холст -

Мотив-

Пейзаж -

III. Объяснение нового материала.

6. Текст, записанный под диктовку:

(1) С именем И. И. Левитана в отечественную пейзажную живопись пришло понятие пейзажа настроения.(2)Это не просто пейзаж, увиденный и воспроизведённый на холсте, но пропущенный через душу художника и понятый им как «божественное нечто», присутствующее во всей природе.(3)Творчество Левитана больше всего связано с Москвой, с московской живописной традицией, сложившейся к 60 - 70 годам XIXвека.(4)В конце 1890-х годов Левитан особенно часто обращался к темам вечерней сумеречной природы, ночным пейзажам с лунным освещением.

(5) Он любил писать их на картоне. (6) Эта основа, в отличие от холста, даёт возможность работать в тонкослойной живописной манере.

Летний вечер (1900), Сумерки. Стога (1899), Лунная ночь. Большая дорога (1898) - далеко не полный перечень картин, в которых, по словам А. П. Чехова, Левитан в последние годы «дошёл до такой изумительной красоты и ясности мотива», до которых никто до него не доходил, да не знаю, дойдёт ли кто и после».



- Ребята, давайте ещё раз обратимся к записанному тексту и вспомним, что мы называем согласованными определениями? Есть ли такие определения в тексте?

- Сегодня мы с вами при помощи записанного текста рассмотрим случаи обособления согласованных определений.

Работа по тексту:

Прочитайте внимательно текст и выпишите (2) и (3) предложение. На йдите в них причастия. Скажите, есть ли у этих причастий зависимые слова.

-Что образуют причастия с зависимыми словами?

- Где по отношению к определяемым словам находятся эти причастные обороты?

- Как нужно в таких ситуациях расставить знаки препинания.

Выпишите (5) и (6) предложения. К именам существительным подберите согласованные определения, выраженные прилагательными с зависимыми словами.

- К местоимению «он» в пятом предложении подберите согласованные определения. Проследите за правильной расстановкой знаков препинания при согласованных определениях, относящихся к личным местоимения.

-Докажите, что прочитанный вами текст представляет собой повествование.

-Ребята, давайте после проделанной работы подведём итог.

- Что такое обособление? (Обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании).

-Когда и при каких обстоятельствах обособляются определения?

-Назовите основные смысловые признаки обособленных второстепенных членов предложения (1) смысловые признаки: вносят в предложение дополнительное значение; 2) грамматические признаки: являются только второстепенными членами предложения (обособленными определениями, обстоятельствами или дополнениями); 3) интонационные признаки: произносятся с особой выделительной интонацией (интонация обособления); 4) пунктуационные признаки: на письме выделяются с обеих сторон запятыми).

В каких случаях определения и приложения обособляются (таблица)?

Примечание: эта таблица представлена на интерактивной доске.

Если относятся к личному местоимению (во всех случаях)

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! (М. Лермонтов)

Наконец, усталая, она села на кухне на лавочку. (М. Горький)

Если согласованные распространенные определения и приложения (а также два или несколько согласованных нераспространенных определений) стоят после определяемого существительного

Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. (М. Горький)

Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. (В. Солоухин)

По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит. (А.Пушкин)

Если согласованные определения или приложения имеют добавочное обстоятельственное значение; их можно заменить придаточными причины (так что…, потому что…) или уступительным (хотя…, несмотря на то что…)

Истощенный усилиями и лишениями, старик слег в постель. (А.Герцен)

В конце января. Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. (М. Шолохов)

Если приложение (распространенное и нераспространенное) стоит после имени собственного и уточняет его (приложение с уточняющим значением)

Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке. (А. Чехов)

Если приложение с союзом как имеет значение причины (так как, потому что)

Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу. (И.Тургенев)

Примечание учителя: таким образом, чтобы установить, является ил определение или приложение обособленным, нужно выяснить:

  • чем выражено определяемое слово;

  • состав определения или приложения (распространенное или нераспространенное);

  • место (позицию) относительно определяемого слова.

- Что нового мы узнали из прочитанного текста?

- Кто такой И. И. Левитан?

- Откуда пришло понятие «пейзажное настроение»?

7.Закрепление новой темы. Объяснительный диктант.

Упражнение 414.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения. (Ребята выполняют это упражнение так: один учащийся выходит к доске, остальные записывают предложение в тетради; затем учащийся у доски объясняет орфограммы и пунктограммы).

8. Комментарий повторяемого материала, оценок.

IV. Итог урока: -Что мы называем обособленными согласованными определениями?

-Когда, в каких случаях обособляются согласованные определения?

-Зачем нужны обособленные согласованные определения? Какую роль они играют в предложении?

V. Выполнить упражнение 417 по заданию учебника.



© 2010-2022