Открытый урок в 10-м классе Петербург Достоевского (по роману Преступление и наказание)

Цели:   узнать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;               Как изображает писатель жизнь  униженных  и оскорбленных;               Подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;               Показать Петербург как соучастника преступления. Задачи: проанализировать текст романа с целью выявления характеров героев и роли города в идее романа Форма работы:  целенаправленный анализ  текста
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ( 2 часа)

Учитель Доренская Л.С.

Предмет литература

Класс 10

Тема: В Петербурге Достоевского ( по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Цели: узнать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;

Как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных;

Подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

Показать Петербург как соучастника преступления.

Задачи: проанализировать текст романа с целью выявления характеров героев и роли города в идее романа

Форма работы: целенаправленный анализ текста

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского

Репродукции картин И.Глазунова, изображающих петербургские углы

Цитата на доске:

«Роман точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом…»

А.Фадеев

ХОД УРОКА

  1. Постановка задач на урок

Мы уже знаем, что в основе сюжета лежит преступление молодого студента и его нравственные муки после преступления - наказание. Исходя из темы урока, какие задачи нам предстоит решить? (записываются на доске)

  1. Что представляет собой город, где происходят события романа?

  2. Какое отношение к этим событиям имеет Петербург?

  3. Как город, жизнь его обитателей влияют на возникновение «безобразной мечты» Раскольникова?

Мы можем выдвинуть гипотезу - Петербург - соучастник преступления?

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на эти вопросы и доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

В конце урока на все поставленные вопросы попробует ответить экспертная группа из 3-х человек ( выбираются сильные учащиеся класса, способные к аналитической работе).

НО сначала давайте поделимся первыми впечатлениями от прочитанного.

( Ученики рассказывают о своих первых впечатлениях от романа).

На доске составляется схема - предметное содержание понятия «Петербург Достоевского»

I

пейзажи

I

интерьеры

I

сцены уличной жизни



  1. Образ города Петербурга в русской литературе ( сообщения учащихся)

- кто и когда говорил в своих произведениях о Петербурге?

- каким представал город в этих произведениях?

( А.С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», в «Евгении Онегине». Но он чувствовал, что город неоднозначен:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит…

Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом:

за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь).

Но так показать жизнь города за его фасадами, как это сделал Достоевский, никому еще не удавалось. Давайте познакомимся с этим городом поближе.

  1. Пейзажи и интерьеры в романе

- Сначала зайдем во двор дома, где жил Раскольников.

( Учащиеся цитируют по тексту).

- Давайте посмотрим на лестницу, по которой поднимался Раскольников.

( цитата из текста романа)

- Кстати, почему не комната, а именно каморка?

- Какие еще сравнения и эпитеты есть у Достоевского в описании каморки?

( « походила более на шкаф», « каюту», « гроб», « конуру», « сундук»)

- Впервые читатель встречается с Раскольниковым, когда он выходит из дома и направляется к Кокушкину мосту. Всюду глаз упирается в стену. Для Петербурга с его великолепными набережными, площадями, проспектами, открывающими далекие перспективы, улицы здесь необычны. Они короткие, узкие, упираются одна в другую под разными углами, напоминающими тупики. Дома теснятся длинными сплошными рядами разной протяженности, высоты и окраски. Архитектура фасадов пестра и в то же время однообразна. Это «доходные» дома. Тех, кто строил эти дома, не волновали удобство и красота. Единственным требованием владельцев к строителям было - приспособить дом к наиболее плотному заселению жильцами, чтобы выжать как можно больше платы за квартиру. В них жили портные, сапожники, мебельщики, слесари, белошвейки и прочий ремесленный люд. В этой части города находилось «особенное множество» распивочных. В Столярном переулке, где жил Раскольников, 16 домов. В газете « Петербургский листок» об этом переулке сообщалось следующее: «В этих 16ти домах помещается 18 питейных заведений, так что желающие насладиться подкрепляющей и увеселительной влагой, придя в Столярный переулок, не имеют даже никакой необходимости смотреть на вывески: входи в любой дом, даже на любое крыльцо, - везде найдешь вино».

Достоевский не дает статистических данных, но рисует такую картину: «На улицах жара стояла страшная, к тому же духота…Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадающиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

- что пишет Достоевский, рассказывая о состоянии Раскольникова в первую ночь после убийства?

«Он лежал на диване навзничь, еще остолбенелый от недавнего забытья. До него резко доносились страшные, отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своими окнами в третьем часу. Они-то и разбудили его теперь. «А! вот уж и из распивочных пьяные выходят, - подумал он, - третий час…»

Какую-то особую притягательную силу имела для Раскольникова Сенная площадь.

- какие строки и эпизоды романа связаны с этим местом?

Историческая справка ( сообщает ученик)

На Сенной площади находился главный рынок столицы. На площади стояла церковь - в народе ее называли «Спасом на Сенной». Церковь эта была одним из самых богатых храмов Петербурга. Ее посещали купцы, делавшие большие вклады, но постоянными прихожанами были и бедняки, которых в этой части города было множество. На площади и здание караульного дома - гауптвахты. Народ толпился на Сенной с раннего утра до позднего вечера. Здесь торговали скотом, овсом, дровами, сеном, съестными припасами.

Площадь убиралась очень редко, была покрыта отбросами, в воздухе пахло гнилью.

«Петербургский листок»: «Сенная удобопроходима только для потерявших обоняние: бараки с преющими рогожами, с гниющей парусиной, с грязными проходами между балаганов, наваленных разными испортившимися продуктами… Со всех сторон… охватывает пыль, духота, зловоние».

- А что пишет о Сенной Достоевский в романе?

«Близость Сенной, обилие известных заведений и , по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивиться при встрече с оную фигурою». Главный элемент уличной толпы из простонародья разного звания и занятий. Один из этой толпы - Раскольников.

- Найдите описание героя

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

К Сенной площади прилегала оживленная Садовая улица. Здесь был разбит мелочный торг на лотках, в ларях, в балаганах и просто с рук. На ней же находилось много трактиров, харчевен и распивочных заведений. Недалеко от Сенной в сторону Фонтанки - Вяземская лавра, в которой находило приют все жалкое, больное и преступное в Петербурге.

- Вернемся к дому Раскольникова. Недалеко от него, на углу Малой Мещанской и Екатерининского канала - дом Сони Мармеладовой.

- Прочтите описание комнаты Сони.

«Сонина комната походила как будто на сарай…»

Жилище Сони так мрачно и убого, что даже Раскольников замечает Соне: «Я бы в вашей комнате по ночам боялся». Фасад дома выходит на Екатерининский канал.

- Вспомните эпизоды из жизни Раскольникова и семьи Мармеладовых, происходившие на этой набережной и Вознесенском мосту

( Катерина Ивановна заставляет детей петь и плясать. Дети бегут. Катерина Ивановна падает).

На Вознесенском мосту любил останавливаться Раскольников и подолгу всматриваться в мутные воды канала : «Раскольников прошел прямо на - ский мост…»

Самоубийство женщины.

- Перейдем через Вознесенский мост на другую сторону канала. Здесь на перекрестке улиц - дом старухи-процентщицы. Зачитайте описание дома старухи.

( «Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками…»)

Во двор дома ведет узкая и очень низкая подворотня. Раскольников вошел во двор, по темной, узкой лестнице поднялся на 4-й этаж, позвонил в старухину квартиру. Отворилась дверь …

Далее по тексту ( «Старуха стояла перед ним…»)

Давайте подведем промежуточные итоги. Каким предстает перед вами Петербург, описанный Достоевским?

Духота петербургских трущоб с их вонью и безобразием, доходные дома, дворы-колодцы, подворотни, нависающие над головами, лестницы с осклизлыми ступенями, обшарпанные кирпичные стены. Город без мощеных улиц и фонарей, без водопровода и канализации, с бесчисленными « заведениями», ночлежками, притонами; город в котором живет самая горькая беднота. Таким входил в сознание героев Достоевского столичный город Петербург, так воспринимал его сам писатель.

- Как вы думаете, Достоевский создает объективную картину или прибегает к гиперболе, гротеску?

Доклад ученика - исследователь Н.М.Чирков: «Существенным стилистическим признаком внешнего фона «Преступления и наказания» и в известной мере образов героев является особая интенсивность выражения присущих им свойств, усиление характерности …несомненен уклон к гротеску. Этот гротеск, усиливающий восприятие безобразия обстановки, мысли, чувства, есть своеобразное выражение патетики Достоевского. Создателем своего рода философского и психологического гротеска называет Достоевского и другой исследователь творчества Достоевского - А.А. Белкин

Сам Достоевский в письме к Н. Н. Страхову писал: «У меня свой особенный взгляд на действительность ( в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного…».

Итоги урока подводит аналитическая группа учащихся.

Итог учителя: Мир, рисуемый Достоевским, ужасен, жесток. Герои его произведений оказываются в тяжелых, порой невыносимых обстоятельствах. Персонажи великих современников Достоевского могли порой искать утешения на врачующем просторе полей, лесов, прелестных картин русской природы .Герои Достоевского, живущие в подвалах на петербургских окраинах, не видят зелени полей и лесов, солнечных лучей, не дышат чистым воздухом. После романов Гончарова, Тургенева, Толстого трудно пережить те сгустки страданий, которые переполняют роман Достоевского.

Достоевский был самым жестоким художником ХIХ века, но он был одержим великой любовью к людям и не хотел закрывать глаза на жестокую правду жизни, считая себя ответственным за то, чтобы открыть глаза человечеству и заставить искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости.

- Какие вопросы и задачи мы будем рассматривать и решать на следующем уроке?

Раскольников в мире «Бедных людей».

Домашнее задание.

  1. По исповеди Мармеладова рассказать о судьбе Сони.

  2. Перечитать: 2ч. 7 гл. - сцену смерти Мармеладова . Знакомство с Соней. Портрет

5ч. 2,3 гл. - поминки

5 ч. 5 гл.- смерть Екатерины Ивановны

  1. Выполнить тест: восстановить события в той последовательности, в которой они происходят в романе:

Письмо от матери Раскольникова;

Встреча Раскольникова с девочкой на бульваре;

Встреча Раскольникова с Мармеладовым в трактире;

Встреча с Лизаветой на Сенной площади

Как эти события влияют на эволюцию сознания героя?



© 2010-2022