Использование разнообразных форм внеклассной работы как средство повышения качества образования (Из опыта работы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование разнообразных форм внеклассной работы как средство повышения качества образования (Из опыта работы)

Изучение литературы русского языка - тяжелый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется, в серьезную игру. Поэтому я считаю, что внеклассные мероприятия по литературе являются необходимыми, хотя, конечно, на их подготовку уходит много сил и времени. Именно эта работа предоставляет мне возможность заинтересовать учеников своим предметом.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.

Я работаю в 6 а б ,7б классах. По подготовке есть и сильные, и слабоуспевающие учащиеся, поэтому у сильных необходимо развивать творческие способности, у слабоуспевающих воспитывать веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание. Каждый ребенок обладает каким-то определенным талантом. Это я поняла, когда в пятом классе проводила факультативные занятия « Занимательный русский язык» и « Художественное чтение» (оба факультатива разработала самостоятельно и утвердила в Воронежском государственном педагогическом университете). Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало - моя цель в работе. Среди принципов, на которых основываю внеклассную деятельность,- нужно, прежде всего, указать принципы научности, последовательности и систематичности в изложении материала. Выстраиваю материал в определенной системе. Между уроками и внеклассными занятиями обязательно существует преемственность. Работая много лет, пришла к выводу, что большую пользу приносит такая организация внеклассной работы, когда классные занятия опережают внеклассные. При таком подходе к делу удается лучше выполнить дидактическое требование, предписывающее вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному. Кроме этого, всегда помню, что материал, необходимый для внеклассной работы, может выходить за рамки программных требований, но, ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей. Главное, чтобы дети добровольно участвовали во всех мероприятиях и чувствовали себя комфортно.

Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах, и общешкольные мероприятия, и систематические занятия, например, кружка, клуба. Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, интерес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку и литературе, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому-то одному разделу, более или менее обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом. Для 5 классов, например, интересными и полезными являются дополнительные сведения по лексике и фразеологии, по произведениям устного народного творчества, для 6-7 классов - по грамматике, для старших классов - по стилистике. Это деление, конечно, условно: всякий учитель умело отбирает материал, доступный любому возрасту. Важно в принципе решить, какой именно раздел лингвистики или литературы будет углубленно анализироваться во внеклассной работе.

К каждому мероприятию готовимся заранее, за 2-3 недели. Традиционными стали в гимназии Дни, Недели и Декады русского языка. Такие мероприятия являются итогом внеклассной работы, проведенной за год. Подготовка Недели (Декады) ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются и утверждаются на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, учащиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку. В оргкомитет входят по 1-2 ученика от каждого класса. Тогда будет обеспечена гласность при подготовке к Неделе и при ее проведении.

Открывается Неделя русского языка и литературы каждый год по-разному. Это может быть устный журнал, научно-практическая конференция, викторина, утренник, конкурс. Выбор мероприятия зависит от темы Недели. Так, Неделю орфографии началась с конкурсного диктанта повышенной трудности (Конкурса грамотеев). Неделю русской диалектологии открыли утренником, на котором были инсценированы фрагменты русских народных сказок, прочитаны отрывки былин, другие фольклорные и местные диалектологические материалы. Неделя этимологии началась конференцией о происхождении русских слов или викториной, в которую включить забавные истории о происхождении слов, лингвистические казусы и парадоксы. Желательно не повторять темы Недели в течение нескольких лет, чтобы одни и те же учащиеся, переходя из класса в класс, изучали новые разделы языка.

Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов, которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных задач, а также с содержанием учебных материалов, которое может быть новым, необыкновенным, захватывающим. Именно во внеклассной работе учитель может дать ученикам возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, разрешить делать все, что касается подготовки и проведения внеклассного мероприятия, умело и незаметно руководя этим процессом. Самодеятельность - это основа творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда оказывает содействие желанию работать лучше, знать русский язык и литературу совершеннее.

Инициатива может стать жизненной позицией каждого ученика. Учителю просто необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы они сами выбрали тематику и формы внеклассного общения.

Наблюдая за учениками, прихожу к выводу, что процесс подготовки важен не менее, чем участие и проведение общего дела. Даже если выступает команда, готовится к мероприятию весь класс. Поэтому в классе есть художники, сценаристы, музыкальные оформители. Формы работы разнообразны: викторины, конкурсы, КВНы, олимпиады, литературно-музыкальные композиции, литературная игра «Что? Где? Когда?», брейн-ринг, дискуссии. В этом году провели экскурсию по литературным местам Воронежа, игру « Интеллектуальный лабиринт», конкурс творческих проектов « С их именами связаны улицы родного города», пятиклассники участвовали в конкурсе « Проба пера». С нетерпением учащиеся ждут встреч с детскими писателями Воронежа. Результатами внеклассной работы стали оформленные папки

«Наше творчество», «Иллюстрации к изученным произведениям», презентация « Заочная экскурсия по родному городу», а наши лучшие книжки-малышки читают первоклассники.

Такая внеклассная работа помогает детям преодолевать трудности в изучении предмета, сплачивает для совместного творческого дела, обеспечивает целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.


© 2010-2022