Исследование на тему Сказки А. С. Пушкина в иллюстрациях разных художников

            Исследование посвящено  сравнению иллюстраций русских художников к  «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Ученица при проведении исследования использовала иллюстрации художников: Конашевича Владимира Михайловича, Дехтерёва Бориса Александровича, Зворыкина  Бориса  Васильевича,  Александра Михайловича Куркина. Для анализа иллюстраций ученица  определила для себя основные эпизоды в сюжете сказки, подобрала к ним иллюстрации, сформулировала выводы, позволяющие опред...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию Администрации города Тобольска

VII научно-практическая конференция

«Первые шаги - 2012»



Секция: Литература

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

в иллюстрациях русских художников.





Автор работы: Урамева Анжелика Джалильевна

Место выполнения работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», 5 класс

г.Тобольск, Тюменская область

Научный руководитель: Игнатенко Евгения Александровна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4».





г.Тобольск, 2012







«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

в иллюстрациях русских художников.

Урамаева Анжелика Джалильевна

Россия, Тюменская область, г.Тобольск, МАОУ СОШ № 4, 5 класс

«Краткая аннотация»

Исследование посвящено сравнению иллюстраций русских художников к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Ученица при проведении исследования использовала иллюстрации художников: Конашевича Владимира Михайловича, Дехтерёва Бориса Александровича, Зворыкина Бориса Васильевича, Александра Михайловича Куркина. Для анализа иллюстраций ученица определила для себя основные эпизоды в сюжете сказки, подобрала к ним иллюстрации, сформулировала выводы, позволяющие определить, что у каждого из них свое видение сказки, свое отношение к героям произведения, поэтому и рисунки к одной и той же сказке получаются разными.
















«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

в иллюстрациях русских художников.

Обсуждая вопрос о допустимости того или иного заимствования, следует помнить, что плохи не сами заимствования, а их неточное, неправильное употребление, применение их без надобности, без учета жанров и стилей речи, назначения того или иного высказывания.

1.Введение.

2.Как появилась «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

3. Иллюстраторы сказок А.С.Пушкина.

4.Основные эпизоды «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина и иллюстрации к ним разных художников.

5.Заключение. Разное и общее в иллюстрациях художников.








1.

Для меня знакомство с творчеством такого замечательного поэта, писателя, сказочника начинается с детства: в детском саду, в школе, дома. Слушаю сказку (или читаю) и представляю себе героев сказки: как выглядит, во что одеты, где живет, как говорят, движутся… Как много рисовала иллюстраций к сказкам. С каким удовольствием рассматриваю картинки в книжках. А ведь редко кто из ребят задумывался над тем, а кто нарисовал эти иллюстрации. Мы, читатели, редко смотрим на титульном листе имена художников - иллюстраторов.

Много разных изданий к сказкам есть в школьных и городских библиотеках.

Я взяла несколько изданий «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», просмотрела иллюстрации к сказке и решила сравнить иллюстрации разных художников, чтобы посмотреть как каждый из изобразил героев сказки А.С.Пушкина, найти в них общее и разное. Для этого я сначала определила, какую роль жанр сказки имел для самого А.С.Пушкина. Для сопоставления иллюстраций взяла «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», перечитала её, выделила основные эпизоды, подобрала к ним иллюстрации, попыталась сравнить их, нашла общее и разное.









2.

Много лет спустя, когда А.С. Пушкин был прославленным поэтом, ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца - селе Михайловском. Долгие зимние вечера он приходил коротать в маленький домик няни, слушал, как в детстве, народные сказки. На лежанке, в углу, свернувшись в клубок, дремал завсегдатай: серый кот. Пушкин взбирался и сам на лежанку.
Няня всегда за работой: вязала чулки и латала старую юбку; но когда сказка начинала её саму завораживать, на работу она уже не глядела, и глаза её устремлялись прямо перед собою - как бы действительно видела то, чего не бывает. Пушкин стал записывать сказки со слов Арины Родионовны. Вот например, одна из его записей: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой, убирает его. 12 братьев приезжают. «Ах, - говорят,- тут был кто-то, али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли женщина, будь нам мать али сестра…» …мачеха её приходит в лес в виде нищенки- собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает…»

«Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей « темный мир» в сказке. Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводит ее в конце концов к смерти:». Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.






3.

Поэтические и прозаические произведения Пушкина, в том числе и сказки, получили широкий отклик в изобразительном искусстве. Изобразительная Пушкиниана создавалась художниками разных поколений на протяжении нескольких столетий.

При жизни поэт настойчиво искал сотворчества с художниками, которые могли бы «искусным и быстрым карандашом» иллюстрировать его произведения. Но, пожалуй, первым иллюстратором был он сам - в черновиках сказок встречаются блестящие рисунки Пушкина. В 1820 г. в печати появилась первая иллюстрация - фронтиспис к «Руслану и Людмиле», нарисованный И.Ивановым под началом А.Оленина и гравированный И.Ивановым. Это комбинация из пяти рисунков, изображающих основные сцены поэмы и представляющих ее главных героев.

При жизни поэта иллюстрации к его сказкам были созданы князем Г.Гагариным - литография к «Руслану и Людмиле», рисунок к «Сказке о царе Салтане» - «Три девицы и царь»; В.Лангером - «Ратмир у замка волшебных дев; Ф.Толстым - фронтиспис к «Руслану и Людмиле»; О.Игнациусом - четыре рисунка к поэме. В дальнейшем к сказкам Пушкина обращались такие известные мастера, как М.Нестеров, И.Крамской, И.Билибин, Б.Кустодиев, М.Добужинский, М.Врубель, В.Милашевский, Т.Маврина и многие другие.

В своей работе я хочу сравнить иллюстрации разных художников и посмотреть, как один и тот же эпизод сюжета сказки изобразили Конашевич Владимир Михайлович, Дехтерёв Борис Александрович, Зворыкин Борис Васильевичич, Александр Михайлович Куркин.

Как иллюстратор детской книги Владимир Михайлович Конашевич начал активно работать с 1922 года. В том году с его иллюстрациями вышло несколько сказок Шарля Перро ("Кот в сапогах", "Мальчик с пальчик", "Красная Шапочка") и "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. В книжках этих - нарядных, изысканных - прослеживались традиции художников объединения "Мир искусства". Печатались сказки в Берлине, на хорошей бумаге, при помощи офсетной печати (которой в России тогда ещё не было), позволявшей воспроизвести все нюансы лёгкого акварельного рисунка, но в прессе подвергались нападкам за то, что были сделаны "скорее для библиофилов, чем для детей".

Борис Александрович Дехтерёв работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Многим из нас запомнились именно его иллюстрации к сказкам и стихам Пушкина.

Борис Васильевич Зворыкин - русский и французский художник, лучший график- орнаменталист начала XX века. Самобытное творчество художника до недавних пор могло быть оценено лишь немногими знатоками-коллекционерами .

Александр Михайлович Куркин занимался монументальной живописью, театрально-декорационным искусством, росписью мебели, книжной иллюстрацией (альбомы "Сказка о царе Салтане" (1972).


























4.

В сюжете «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» я выделила следующие основные эпизоды:

1. Царица у окна.

2.Царица -мачеха и зеркальце.

3.Первый замысел царицы-мачехи.

4.Царевна и чернавка в лесу.

5.Царевна у семи богатырей.

6.Передача яблочка.

7.Царевич Елисей отправляется на поиски царевны.

8.Возвращение Елисея и царевны.

Эпизод 1. Царица у окна. (Слайд 9)

« Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!»

У Дехтярева царица грустная, это видно по её глазам, она сидит у окна и смотрит вдаль. У Куркина иллюстрация яркая, насыщена цветом: голубой, зеленый, желтый, красный, белый, сиреневый. Красивое и грустное лицо царицы.

Эпизод 2. Царица - мачеха и зеркальце. (Слайд 10)

«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

"Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"

Оба художника - Б.А.Дехтярев, Б.В.Зворыкин - изобразили новую царицу с зеркалом в руках. Все, что её интересовало - это её красота. Иллюстрация Б.В.Зворыкина

насыщена яркими красками: оранжевый, красный, синий, голубой. Она схематична: над аркой - двуглавый орел, символ власти. У Б.А. Дехтярева внимание обращаешь именно на царицу с зеркалом в руках. На черно-белом фоне видно богатое убранство царского терема.

Эпизод 3. Первый замысел царицы-мачехи. (Слайд 11)

«Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.»

На картине Б.А.Дехтярева сенная девушка для черной работы, «Чернавка», стоит босая в поклоне и слушает приказ царицы. Статная фигура царицы («высока, стройна, бела»), красивое, но злое лицо. Куркин А.М. изобразил царицу, отдающую приказ служанке, не в помещении царских палат, а на улице, или во дворе.

Эпизод 4. Царевна и чернавка в лесу. (слайд 12)

«С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась,

И взмолилась: "Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя".

У Дехтярева Б.А. молодая царица изображена на коленях, она молит о пощаде служанку, обещая её пожаловать, в руках чернавки - веревка. Куркин А.М., видимо, изобразил эпизод, когда чернавка отпускает царевну.

«Та, в душе ее любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

"Не кручинься, бог с тобой".

Эпизод 5. Царевич Елисей отправляется на поиски своей невесты.(слайд 13)

«Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой.»

На картинах Куркина А.М. и Дехтярева Б.А. изображены сборы и проводы царевича Елисея в дорогу. Его провожает царь-отец, благославляя…

Эпизод 6. Царевна у семи богатырей. (Слайд 14)

«И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.»

Оба художника изобразили молодую царевну в поклоне («честь хозяям отдала»). На картине Дехтярева изображено убранство богатырского терема: могучие перила, лестница, оружие.

Эпизод 7. Передача яблочка. (Слайд 15)

«Ей царевна говорит: -

На ж, лови!" - и хлеб летит.

Старушонка хлеб поймала:

"Благодарствую, - сказала. -

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!"

И к царевне наливное,

Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит...»

Картины А.М.Куркина и Б.В.Зворыкина похожи: много цвета, царевна стоит на крыльце, в руках у неё яблоко.

Эпизод 8. Обращение царевича Елисея к солнцу. (Слайд 16)

«К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

"Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей".

У Б.В. Зворыкина солнце в виде бога Ярилы, на фоне золотого круга человеческий облик. У А.М.Куркина солнце изображено только с человескими чертами лица.

Иллюстрацию к эпизоду обращение царевича Елисея к месяцу нашла только у А.М.Куркина. (слайд 17) На фоне звездного голубого неба - тонкий месяц.

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

"Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!»

Обращение царевича Елисея к ветру. (Слайд 18)

«Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

"Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее".

Картина Конашевича более реалистична, тогда как у А.М.Куркина и солнце и ветер имеют человеческие черты.

Эпизод - возвращение Елисея и царевны. (Слайд 19)

«В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет»

На картине Б.В. Зворыкина много ярких красок и герои сказки сливаются среди гор, холмов…тогда как у А.М.Куркина обращаешь внимание именно на героев сказки.




















5.

Сравнивая иллюстрации, я пришла к выводу: каждый художник ищет в творчестве Пушкина созвучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становится соавтором великого поэта. У каждого из них свое видение сказки, свое отношение к героям произведения, поэтому и рисунки к одной и той же сказке получаются разными.

Когда я беру в руки книгу, читаю сказки А.С.Пушкина, то всегда рассматриваю иллюстрации, наслаждаюсь не только красотой слова, но и картинами художников.












«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

в иллюстрациях русских художников.

Урамаева Анжелика Джалильевна

Россия, Тюменская область, г. Тобольск, МАОУ СОШ № 4, 5 класс

Рецензия


Исследование ученица посвятила сравнению иллюстраций русских художников к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. При проведении исследования она использовала иллюстрации художников: Конашевича Владимира Михайловича, Дехтерёва Бориса Александровича, Зворыкина Бориса Васильевича, Александра Михайловича Куркина, кратко ознакомилась с особенностями их творчества. Просмотрела литературу в школьной и городской библиотеке непосредственно к « Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Использовала материал с сайта Ольги Денисовой. Для проведения своего исследования ученица выделила для себя основные эпизоды в сюжете сказки, отобрала иллюстрации именно к этим эпизодам. Сопоставляя иллюстрации двух разных художников, подбирала к ним строки из текста сказки, пыталась найти общее и разное в работах художников. Не все найденные иллюстрации ученица взяла для сравнения, так как не ко всем подобрала схожие по сюжету иллюстрации.

Она смогла сравнить и сформулировала выводы, позволяющие определить, что у каждого из них свое видение сказки, свое отношение к героям произведения, поэтому и рисунки к одной и той же сказке получаются разными.









«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

в иллюстрациях русских художников.

Урамаева Анжелика Джалильевна

Россия, Тюменская область, г. Тобольск, МАОУ СОШ № 4, 5 класс

Список используемых источников и литературы

Литература.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч.Ч.1./авт.-сост.Г.С.Меркин.-9-е изд.Москва.:ООО «Русское слово-учебник»,2011г. с.120.

skaz-pushkina.ru/ сайт Ольги Денисовой.

Литература: Справ.шк./научная разработка и составление Н.Г.Быковой; науч. Ред.В.Я.Линков.-М. «Слово», 1996г.

Литература. Начальный курс. учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч.Ч.1./авт.-состМ.А.Снежневская, О.М.Хренова.-М..Мнемозина,2001г.



© 2010-2022