- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исследование на тему Сказки А. С. Пушкина в иллюстрациях разных художников
Исследование на тему Сказки А. С. Пушкина в иллюстрациях разных художников
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Игнатенко Е.А. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет по образованию Администрации города Тобольска
VII научно-практическая конференция
«Первые шаги - 2012»
Секция: Литература
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
в иллюстрациях русских художников.
Автор работы: Урамева Анжелика Джалильевна
Место выполнения работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», 5 класс
г.Тобольск, Тюменская область
Научный руководитель: Игнатенко Евгения Александровна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4».
г.Тобольск, 2012
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
в иллюстрациях русских художников.
Урамаева Анжелика Джалильевна
Россия, Тюменская область, г.Тобольск, МАОУ СОШ № 4, 5 класс
«Краткая аннотация»
Исследование посвящено сравнению иллюстраций русских художников к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Ученица при проведении исследования использовала иллюстрации художников: Конашевича Владимира Михайловича, Дехтерёва Бориса Александровича, Зворыкина Бориса Васильевича, Александра Михайловича Куркина. Для анализа иллюстраций ученица определила для себя основные эпизоды в сюжете сказки, подобрала к ним иллюстрации, сформулировала выводы, позволяющие определить, что у каждого из них свое видение сказки, свое отношение к героям произведения, поэтому и рисунки к одной и той же сказке получаются разными.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
в иллюстрациях русских художников.
Обсуждая вопрос о допустимости того или иного заимствования, следует помнить, что плохи не сами заимствования, а их неточное, неправильное употребление, применение их без надобности, без учета жанров и стилей речи, назначения того или иного высказывания.
1.Введение.
2.Как появилась «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
3. Иллюстраторы сказок А.С.Пушкина.
4.Основные эпизоды «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина и иллюстрации к ним разных художников.
5.Заключение. Разное и общее в иллюстрациях художников.
1.
Для меня знакомство с творчеством такого замечательного поэта, писателя, сказочника начинается с детства: в детском саду, в школе, дома. Слушаю сказку (или читаю) и представляю себе героев сказки: как выглядит, во что одеты, где живет, как говорят, движутся… Как много рисовала иллюстраций к сказкам. С каким удовольствием рассматриваю картинки в книжках. А ведь редко кто из ребят задумывался над тем, а кто нарисовал эти иллюстрации. Мы, читатели, редко смотрим на титульном листе имена художников - иллюстраторов.
Много разных изданий к сказкам есть в школьных и городских библиотеках.
Я взяла несколько изданий «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», просмотрела иллюстрации к сказке и решила сравнить иллюстрации разных художников, чтобы посмотреть как каждый из изобразил героев сказки А.С.Пушкина, найти в них общее и разное. Для этого я сначала определила, какую роль жанр сказки имел для самого А.С.Пушкина. Для сопоставления иллюстраций взяла «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», перечитала её, выделила основные эпизоды, подобрала к ним иллюстрации, попыталась сравнить их, нашла общее и разное.
2.
Много лет спустя, когда А.С. Пушкин был прославленным поэтом, ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца - селе Михайловском. Долгие зимние вечера он приходил коротать в маленький домик няни, слушал, как в детстве, народные сказки. На лежанке, в углу, свернувшись в клубок, дремал завсегдатай: серый кот. Пушкин взбирался и сам на лежанку.
Няня всегда за работой: вязала чулки и латала старую юбку; но когда сказка начинала её саму завораживать, на работу она уже не глядела, и глаза её устремлялись прямо перед собою - как бы действительно видела то, чего не бывает. Пушкин стал записывать сказки со слов Арины Родионовны. Вот например, одна из его записей: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой, убирает его. 12 братьев приезжают. «Ах, - говорят,- тут был кто-то, али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли женщина, будь нам мать али сестра…» …мачеха её приходит в лес в виде нищенки- собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает…»
«Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей « темный мир» в сказке. Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводит ее в конце концов к смерти:». Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.
3.
Поэтические и прозаические произведения Пушкина, в том числе и сказки, получили широкий отклик в изобразительном искусстве. Изобразительная Пушкиниана создавалась художниками разных поколений на протяжении нескольких столетий.
При жизни поэт настойчиво искал сотворчества с художниками, которые могли бы «искусным и быстрым карандашом» иллюстрировать его произведения. Но, пожалуй, первым иллюстратором был он сам - в черновиках сказок встречаются блестящие рисунки Пушкина. В 1820 г. в печати появилась первая иллюстрация - фронтиспис к «Руслану и Людмиле», нарисованный И.Ивановым под началом А.Оленина и гравированный И.Ивановым. Это комбинация из пяти рисунков, изображающих основные сцены поэмы и представляющих ее главных героев.
При жизни поэта иллюстрации к его сказкам были созданы князем Г.Гагариным - литография к «Руслану и Людмиле», рисунок к «Сказке о царе Салтане» - «Три девицы и царь»; В.Лангером - «Ратмир у замка волшебных дев; Ф.Толстым - фронтиспис к «Руслану и Людмиле»; О.Игнациусом - четыре рисунка к поэме. В дальнейшем к сказкам Пушкина обращались такие известные мастера, как М.Нестеров, И.Крамской, И.Билибин, Б.Кустодиев, М.Добужинский, М.Врубель, В.Милашевский, Т.Маврина и многие другие.
В своей работе я хочу сравнить иллюстрации разных художников и посмотреть, как один и тот же эпизод сюжета сказки изобразили Конашевич Владимир Михайлович, Дехтерёв Борис Александрович, Зворыкин Борис Васильевичич, Александр Михайлович Куркин.
Как иллюстратор детской книги Владимир Михайлович Конашевич начал активно работать с 1922 года. В том году с его иллюстрациями вышло несколько сказок Шарля Перро ("Кот в сапогах", "Мальчик с пальчик", "Красная Шапочка") и "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. В книжках этих - нарядных, изысканных - прослеживались традиции художников объединения "Мир искусства". Печатались сказки в Берлине, на хорошей бумаге, при помощи офсетной печати (которой в России тогда ещё не было), позволявшей воспроизвести все нюансы лёгкого акварельного рисунка, но в прессе подвергались нападкам за то, что были сделаны "скорее для библиофилов, чем для детей".
Борис Александрович Дехтерёв работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Многим из нас запомнились именно его иллюстрации к сказкам и стихам Пушкина.
Борис Васильевич Зворыкин - русский и французский художник, лучший график- орнаменталист начала XX века. Самобытное творчество художника до недавних пор могло быть оценено лишь немногими знатоками-коллекционерами .
Александр Михайлович Куркин занимался монументальной живописью, театрально-декорационным искусством, росписью мебели, книжной иллюстрацией (альбомы "Сказка о царе Салтане" (1972).
4.
В сюжете «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» я выделила следующие основные эпизоды:
1. Царица у окна.
2.Царица -мачеха и зеркальце.
3.Первый замысел царицы-мачехи.
4.Царевна и чернавка в лесу.
5.Царевна у семи богатырей.
6.Передача яблочка.
7.Царевич Елисей отправляется на поиски царевны.
8.Возвращение Елисея и царевны.
Эпизод 1. Царица у окна. (Слайд 9)
« Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!»
У Дехтярева царица грустная, это видно по её глазам, она сидит у окна и смотрит вдаль. У Куркина иллюстрация яркая, насыщена цветом: голубой, зеленый, желтый, красный, белый, сиреневый. Красивое и грустное лицо царицы.
Эпизод 2. Царица - мачеха и зеркальце. (Слайд 10)
«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
Оба художника - Б.А.Дехтярев, Б.В.Зворыкин - изобразили новую царицу с зеркалом в руках. Все, что её интересовало - это её красота. Иллюстрация Б.В.Зворыкина
насыщена яркими красками: оранжевый, красный, синий, голубой. Она схематична: над аркой - двуглавый орел, символ власти. У Б.А. Дехтярева внимание обращаешь именно на царицу с зеркалом в руках. На черно-белом фоне видно богатое убранство царского терема.
Эпизод 3. Первый замысел царицы-мачехи. (Слайд 11)
«Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.»
На картине Б.А.Дехтярева сенная девушка для черной работы, «Чернавка», стоит босая в поклоне и слушает приказ царицы. Статная фигура царицы («высока, стройна, бела»), красивое, но злое лицо. Куркин А.М. изобразил царицу, отдающую приказ служанке, не в помещении царских палат, а на улице, или во дворе.
Эпизод 4. Царевна и чернавка в лесу. (слайд 12)
«С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: "Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя".
У Дехтярева Б.А. молодая царица изображена на коленях, она молит о пощаде служанку, обещая её пожаловать, в руках чернавки - веревка. Куркин А.М., видимо, изобразил эпизод, когда чернавка отпускает царевну.
«Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
"Не кручинься, бог с тобой".
Эпизод 5. Царевич Елисей отправляется на поиски своей невесты.(слайд 13)
«Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.»
На картинах Куркина А.М. и Дехтярева Б.А. изображены сборы и проводы царевича Елисея в дорогу. Его провожает царь-отец, благославляя…
Эпизод 6. Царевна у семи богатырей. (Слайд 14)
«И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.»
Оба художника изобразили молодую царевну в поклоне («честь хозяям отдала»). На картине Дехтярева изображено убранство богатырского терема: могучие перила, лестница, оружие.
Эпизод 7. Передача яблочка. (Слайд 15)
«Ей царевна говорит: -
На ж, лови!" - и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала:
"Благодарствую, - сказала. -
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!"
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...»
Картины А.М.Куркина и Б.В.Зворыкина похожи: много цвета, царевна стоит на крыльце, в руках у неё яблоко.
Эпизод 8. Обращение царевича Елисея к солнцу. (Слайд 16)
«К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
"Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".
У Б.В. Зворыкина солнце в виде бога Ярилы, на фоне золотого круга человеческий облик. У А.М.Куркина солнце изображено только с человескими чертами лица.
Иллюстрацию к эпизоду обращение царевича Елисея к месяцу нашла только у А.М.Куркина. (слайд 17) На фоне звездного голубого неба - тонкий месяц.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!»
Обращение царевича Елисея к ветру. (Слайд 18)
«Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".
Картина Конашевича более реалистична, тогда как у А.М.Куркина и солнце и ветер имеют человеческие черты.
Эпизод - возвращение Елисея и царевны. (Слайд 19)
«В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет»
На картине Б.В. Зворыкина много ярких красок и герои сказки сливаются среди гор, холмов…тогда как у А.М.Куркина обращаешь внимание именно на героев сказки.
5.
Сравнивая иллюстрации, я пришла к выводу: каждый художник ищет в творчестве Пушкина созвучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становится соавтором великого поэта. У каждого из них свое видение сказки, свое отношение к героям произведения, поэтому и рисунки к одной и той же сказке получаются разными.
Когда я беру в руки книгу, читаю сказки А.С.Пушкина, то всегда рассматриваю иллюстрации, наслаждаюсь не только красотой слова, но и картинами художников.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
в иллюстрациях русских художников.
Урамаева Анжелика Джалильевна
Россия, Тюменская область, г. Тобольск, МАОУ СОШ № 4, 5 класс
Рецензия
Исследование ученица посвятила сравнению иллюстраций русских художников к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. При проведении исследования она использовала иллюстрации художников: Конашевича Владимира Михайловича, Дехтерёва Бориса Александровича, Зворыкина Бориса Васильевича, Александра Михайловича Куркина, кратко ознакомилась с особенностями их творчества. Просмотрела литературу в школьной и городской библиотеке непосредственно к « Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Использовала материал с сайта Ольги Денисовой. Для проведения своего исследования ученица выделила для себя основные эпизоды в сюжете сказки, отобрала иллюстрации именно к этим эпизодам. Сопоставляя иллюстрации двух разных художников, подбирала к ним строки из текста сказки, пыталась найти общее и разное в работах художников. Не все найденные иллюстрации ученица взяла для сравнения, так как не ко всем подобрала схожие по сюжету иллюстрации.
Она смогла сравнить и сформулировала выводы, позволяющие определить, что у каждого из них свое видение сказки, свое отношение к героям произведения, поэтому и рисунки к одной и той же сказке получаются разными.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
в иллюстрациях русских художников.
Урамаева Анжелика Джалильевна
Россия, Тюменская область, г. Тобольск, МАОУ СОШ № 4, 5 класс
Список используемых источников и литературы
Литература.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч.Ч.1./авт.-сост.Г.С.Меркин.-9-е изд.Москва.:ООО «Русское слово-учебник»,2011г. с.120.
skaz-pushkina.ru/ сайт Ольги Денисовой.
Литература: Справ.шк./научная разработка и составление Н.Г.Быковой; науч. Ред.В.Я.Линков.-М. «Слово», 1996г.
Литература. Начальный курс. учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч.Ч.1./авт.-состМ.А.Снежневская, О.М.Хренова.-М..Мнемозина,2001г.