- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рефлексия на уроке как совместная деятельность учителя и ученика
Рефлексия на уроке как совместная деятельность учителя и ученика
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шиленко Е.С. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План конспект коучинг -сессии
Коучинг- сессия
Шиленко Е.С.
1 уровень
Дата ______________
Время проведения 90 минут
Тема
Рефлексия на уроке как совместная деятельность учителя и ученика
Общие цели.
Целью данного занятия является оказание содействия в понимании важности применения рефлексии на практике посредством диалогического взаимодействия между коучем и коллегами. Определить роль рефлексии в повышении мотивации и интереса к учебе у учащихся. Способствовать формированию профессиональной компетентности учителя по применению рефлексии на практике
Результат обучения
В конце коучинг-сессии учителя:
- знают с кокой целью проводиться рефлексия;
- приобретают навыки применения рефлексии на уроках;
- умеют определять виды рефлексии.
Ключевые идеи
Рефлексия как источник мотива и умения учиться, повышает познавательный интерес. Рефлексия развивает способность к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Виды рефлексии: по функциям, по содержанию, по типу урока, по цели, по способам проведения, по форме деятельности.
Источники
Руководство учителя.
«Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения», авт.А.К.Мынбаева, З.М.Садвакасова.
Материалы и оборудование
ИКТ ресурсы, презентации «Рефлексия», раздаточный материал «Виды рефлексии», картинки с различными видами рефлексии. маркеры, стикеры, корзина идей, видеоклип «Учитель», музыка для релаксации.
Ход занятия
Этапы проведения занятия
Время - 90 мин
Действия коуча и действия участников
Приветствие
Работа в группах
Правила работы в группе
Прием «Светофор»
Просмотр видеоролика
Рефлексия настроя и эмоционального состояния
2 минуты
2 минуты
3 минуты
3 мин
3 мин
5 мин
1.Приветствие коуча.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать в нашей школе. Позвольте мне поздравить вас с началом учебного года, с днем учителя. Пожелать крепкого здоровья и успехов в новом учебном году, и всех благ вашим близким.
2.Формирование групп: каждому участнику предлагается достать из конверта пчелку со стикером определенного цвета и участники с одинаковыми по цвету стикерами объединяются в группы.
2. Распределение ролей в группах.
- Я вижу, что вы распределились по группам, поэтому предлагаю обсудить правила работы в группе. Основываясь на своей учебной практике, я бы вам рекомендовала всегда обсуждать или, впоследствии, напоминать правила работы в группе. Это способствует плодотворному проведению урока
Итак,
1. Обсуждая вопрос в группе, выслушивать мнения друг друга, мнения каждого важны т.е. слушать и слышать товарища
2. Выбрать спикера и таймспикера т.е того, кто будет следить за временем
3.Все мнения должны быть услышаны.
4. Строго следить за таймером, если вам понадобиться дополнительное время, обратитесь ко мне.
5.Работа в группе- это не соревнование, а совместное изучение новой темы, рассмотрение сложного вопроса, ситуации и т.д.
-Если вы согласны прошу поднять сигнальные карточки, они у вас на столах лежат в форме цветов: да -красный цветок; нет- синий
3. Позитивный настрой.
-Вашему вниманию предлагаю посмотреть небольшой сюжет.
Просмотр мультфильма «Учитель»
-Я предлагаю вам обсудить в группах вопрос: «О чем, как вы считаете, данный сюжет? Обоснуйте свое мнение: почему вы так думаете»
Работа в группах. Обсуждение.
Выслушивается мнение групп.
- А остальным группам можно предложить следующий прием:
Если согласны подымите большой палец вверх, если нет-вниз, хочу добавить- в сторону.
- Выслушав ваши мнения, я хочу сделать вывод, что здесь собрались рефлексирующие учителя- т.е. думающие, анализирующие, исследующие свой опыт педагоги.
В данном случае можно согласиться с мнением ученого, психолога и педагога А.А.Бизяева, который под педагогической
-
Рефлексией понимает следующее: « это сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.
Погружение в
тему.
Рефлексия деятельности
5мин
Разминка - Прием «Карта ожиданий»
-Прежде чем мы приступим к рассмотрению темы нашей встречи, я предлагаю вам подумать
Над вопросами
1.Что вы хотели узнать о рефлексии? Т.е Что вы ожидаете увидеть и узнать?
Запишите их на листах бумаги, а затем предложите для рассмотрения
( Обсуждение в группах, предлагаемых вопросов)
Каждая группа называет свои темы для обсуждения по рефлексии, а коуч записывает их на карте «ожиданий»
Коуч:
-И так, мы определились с проблемами , которые вас интересуют.
-В течении нашей совместной работы мы с вами максимально постараемся ответить на них.
Задание
На столах находятся карточки с различными определениями рефлексии. Участникам предлагается рассмотреть их.
-Выберете одно, на ваш взгляд, важное или более точное определение.
Зачитывают по очереди каждая группа свое определение.
Кумулятивная беседа
4минуты
Обсуждение.
-
О чем особенность данных выражений?
-
Почему вы выбрали это определение?
Коуч обращается к коллегам:
- Очень часто, применяя тот или иной вид рефлексии, мы не анализируем свою деятельность и деятельность учащихся. Поэтому главной целью нашего коучинга будет развитие и совершенствование умения применять виды рефлексии для повышения интереса учащихся к учебе, умение анализировать свою деятельность.
- Я заметила, что вы отложили несколько выражений в сторону. Почему?
Стадия вызова
Прием КМ
Рефлексия деятельности
(ОдО)
4 минуты
1 минута
Прием критического мышления «Перепутанные логические цепочки».
1.Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад.
2.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
3. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
4. Рефлексия проводится только в конце урока, для того чтобы понять на каком уровне ЗУН находится учащийся.
5. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать: цель урока, содержание и трудности учебного материала, тип занятий, формы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Участники коучинга обсуждают. Коуч подводит итог и читая высказывания просит поднять карточки. Если утверждение верное - зеленую. Если утверждение неверное - красную.
Показ презентации «Рефлексия» (ИКТ)
10 минут
Просмотр презентации «Рефлексия» ( слайды №1-18)
Физминутка
2 минута
Участникам предлагается веселая разминка. «Вперед четыре шага…»
Групповая творческая работа
5 минут
10-15 мин
Участникам предлагается творческое задание.
1 задание: распределите рефлексии по этапам урока на схеме
Начало урока (какая рефлексия?) в течение урока (?); конец урока (?) ( в группах: распределили и объясняют почему так расположили)
Схему вывешивают дают объяснение.
2 задание:
-Каждая группа получает набор форм проведения рефлексий, вам предлагается познакомиться с ними, распределить их по приемам: рефлексия настроения, эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала и объяснить свой выбор ( на листе написаны разные приемы рефлексии и этому листу приклеиваются полоски с названиями форм проведения рефлексий, получается «солнышко»
1гр.-начало урока; 2 группа- конец урока, 3 группа- в течение урока или на этапе подведения итогов урока)
Работа в группах, обсуждение
Презентация выполненного задания
Взаимооценивание «Светофор»
7 минут
Номер 1 или № 5 от группы зачитывают выполненное творческое задание.
Выступление проверяется по презентации или с помощью приема «Светофор»
-На что еще надо обратить внимание, на ваш взгляд, при выборе формы рефлексии?
Вывод: Форма рефлексий тоже надо учитывать , надо обращать внимание: на определенные темы урока, на возрастные особенности, на оформление и т.д.
Групповая творческая работа
7 минут
2-3мин
Выберите из всех предложенных вам приемов рефлексии, на ваш взгляд, наиболее интересную или новую, которая вам была не знакома и представьте ее другим группам.
- Я предлагаю вам несколько рефлексий, мало применяемых на уроках. Они лежат у вас на столе в желтых конвертах. Познакомтесь с ними и обыграйте их со всеми.
( рассматриваются в группе 1-2 формы)
1. «слон»
2. «три М»
3.Сосуд
4. мои ответы
Защита. Каждая группа представляет свою рефлексию.
Коуч:
-Так, как мы все рефлексирующие учителя, а особенностью любой коучинг-сессии, является обмен опытом. Я предлагаю вам привести пример и из своей практики.
-Как вы проводите рефлексию на своем уроке (1-2 рефлексии)
Рефлексия
5 минут
-Спасибо за плодотворную интересную работу
А сейчас я предлагаю прием «Корзина идей» Это самооценка работы на нашем занятии и взаимооценка всей работы группы и в целом нашей встречи.
-Прошу вас ответить на вопросы, предварительно обсудив в группе.
Ответить на вопросы:
1. Как изменилось Ваше понимание о рефлексии?
2. Какие 3-5 аргументов вы приведете в пользу рефлексии.
3. Какие приемы помогли Вам глубже осмыслить понятие рефлексии.
4. Какие методы вы сможете использовать в своей работе?
Обсуждение, обмен мнениями.
Итоговая рефлексия
2 минут
После проведения коучинга участникам предлагается поделиться впечатлением и наклеить стикеры с пчелками на картинку «Цветок настроения».
1.Ново, нужно,важно актуально применимо
2. Доступно интересно своевременно позитивно
3. Сложно трудно есть вопросы хочу узнать еще
Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.