ФГОС Повторение темы деепричастие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторение темы «деепричастиЕ»

Цели: повторить деепричастия; формировать орфографические умения и навыки; (р/р) уметь конструировать предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Повторение темы.

1. Объяснительный диктант (оставить в тетрадях одну строчку свободной, чтобы после анализа текста вписать заглавие).

Выпавшему снегу два дня.

Он лег на промерзшую землю и до весны не растает.

Теперь ждешь первого морозного скрипа под ногами, пересвистывания красавцев снегирей, ночного потрескивания вётел, легкого морозного дыхания.

Вокруг снег: на муравьиных кочках, широких сучках деревьев, оставшихся кое-где листьях дуба, в вороньем гнезде, запутавшийся среди веток березы.

Мимо меня, ныряя - выныривая лодочками, пролетели, посвистывая, серые, длиннохвостые синицы: «Снег, снег! Снег, снег!»

У них тоже праздник на душе.

(Ф. Нестеров.)

- Озаглавьте текст.

- Объясните графически постановку знаков препинания.

- Определите тип текста, способ связи предложений, средства связи.

- Подчеркните как члены предложения все встретившиеся вам причастия и деепричастия.

- Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

- Надпишите над причастиями их морфологические признаки.

2. Синтаксическая пятиминутка, связанная с орфографической темой.

- Составьте схему предложения:

Зимние лучи солнца осветили удивительную картину леса, открывшуюся перед нами.

- Измените предложение так, чтобы в нем был деепричастный оборот.

- Выделите слова разных частей речи (по вариантам):

I вариант - осветили; II вариант - удивительную.

3. Игра «Составь предложение».

1) Осенью птицы улетают на юг: существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить в именительном падеже единственного числа (осень).

2) Мороз разрумянил щеки: сказуемое употребить без приставки в настоящем времени (румянит).

3) Кисти винограда свисали до земли: слово, обозначающее подлежащее, употребить в качестве дополнения (кисти).

4) Рябины украшают наши леса: существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать дополнением, употребив его в родительном падеже (рябины).

5) Полученное предложение Осень румянит кисти рябины превратить в сложное, добавив к нему вторую часть.

6) Вторую часть полученного предложения преобразовать в деепричастный оборот.

7) Полученное предложение разобрать синтаксически.

4. Самостоятельная работа.

Текст проецируется на экран или учащимся раздаются карточки с текстом.

- Списать текст, образовать от глаголов в скобках деепричастия или причастия; расставить знаки препинания, вставив пропущенные буквы (по вариантам).

I вариант

По ясному небу н..слись (не закрыть) со..нца низкие дымчатые тучи. (Запыхаться) мчится вдоль дороги мартовский ветерок. (Извиниться) за майскую погоду черемуха пригласила всех знакомых на ча..питие. (Думать) о звездах мы думаем и о земном.

II вариант

Если прищ..рить глаза то высоко (мерцать) звездоч..ки пр..близят..ся. (Разогнать) обл..ка прокатился по небу тонким колесом позолоче(н,нн)ый мес..ц. Обл..ка (задевать) за рыжую бороду молодого мес..ца сд..рают с нее позолоту и плывут дальше уже (окрасить).

IV. Подведение итогов урока.

 Домашнее задание.



© 2010-2022