- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ФГОС Повторение темы деепричастие
ФГОС Повторение темы деепричастие
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Толстихина С.В. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Повторение темы «деепричастиЕ»
Цели: повторить деепричастия; формировать орфографические умения и навыки; (р/р) уметь конструировать предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Повторение темы.
1. Объяснительный диктант (оставить в тетрадях одну строчку свободной, чтобы после анализа текста вписать заглавие).
Выпавшему снегу два дня.
Он лег на промерзшую землю и до весны не растает.
Теперь ждешь первого морозного скрипа под ногами, пересвистывания красавцев снегирей, ночного потрескивания вётел, легкого морозного дыхания.
Вокруг снег: на муравьиных кочках, широких сучках деревьев, оставшихся кое-где листьях дуба, в вороньем гнезде, запутавшийся среди веток березы.
Мимо меня, ныряя - выныривая лодочками, пролетели, посвистывая, серые, длиннохвостые синицы: «Снег, снег! Снег, снег!»
У них тоже праздник на душе.
(Ф. Нестеров.)
- Озаглавьте текст.
- Объясните графически постановку знаков препинания.
- Определите тип текста, способ связи предложений, средства связи.
- Подчеркните как члены предложения все встретившиеся вам причастия и деепричастия.
- Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.
- Надпишите над причастиями их морфологические признаки.
2. Синтаксическая пятиминутка, связанная с орфографической темой.
- Составьте схему предложения:
Зимние лучи солнца осветили удивительную картину леса, открывшуюся перед нами.
- Измените предложение так, чтобы в нем был деепричастный оборот.
- Выделите слова разных частей речи (по вариантам):
I вариант - осветили; II вариант - удивительную.
3. Игра «Составь предложение».
1) Осенью птицы улетают на юг: существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить в именительном падеже единственного числа (осень).
2) Мороз разрумянил щеки: сказуемое употребить без приставки в настоящем времени (румянит).
3) Кисти винограда свисали до земли: слово, обозначающее подлежащее, употребить в качестве дополнения (кисти).
4) Рябины украшают наши леса: существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать дополнением, употребив его в родительном падеже (рябины).
5) Полученное предложение Осень румянит кисти рябины превратить в сложное, добавив к нему вторую часть.
6) Вторую часть полученного предложения преобразовать в деепричастный оборот.
7) Полученное предложение разобрать синтаксически.
4. Самостоятельная работа.
Текст проецируется на экран или учащимся раздаются карточки с текстом.
- Списать текст, образовать от глаголов в скобках деепричастия или причастия; расставить знаки препинания, вставив пропущенные буквы (по вариантам).
I вариант
По ясному небу н..слись (не закрыть) со..нца низкие дымчатые тучи. (Запыхаться) мчится вдоль дороги мартовский ветерок. (Извиниться) за майскую погоду черемуха пригласила всех знакомых на ча..питие. (Думать) о звездах мы думаем и о земном.
II вариант
Если прищ..рить глаза то высоко (мерцать) звездоч..ки пр..близят..ся. (Разогнать) обл..ка прокатился по небу тонким колесом позолоче(н,нн)ый мес..ц. Обл..ка (задевать) за рыжую бороду молодого мес..ца сд..рают с нее позолоту и плывут дальше уже (окрасить).
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.