- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа курс по выбору Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Рабочая программа курс по выбору Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лебеденко Н.В. |
Дата | 22.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Токаревская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинского района Алтайского края
«Принято»
Руководитель МО_________/______________/
Протокол № ____ от « » 2014
«Утверждаю»
Директор________Щекочихина О.В.
Приказ №_____ от «__»______2014
Рабочая программа
Учебный курс по русскому языку
«Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
Класс 9
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ основное общее
Уровень обучения базовый
Срок реализации: 01. 09. 2014- 25.05.2015
Составитель :Лебеденко Надежда Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Токарево 2014
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе на базовом уровне и представляет собой углубление основного курса русского языка в 9 классе.
Цель курса - закрепить умения создания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры, эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Задачи курса:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
- развивать речевые универсальные учебные действия.
Программа рассчитана на 34 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся умеют:
- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написанию сочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.Данное задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Календарно-тематическое планирование
Планир.
дата
проведения урока
Фактическая дата
проведения урока
Номер темы и ее название
Всего часов на тему
Из них
Теоретические занятия
Практические занятия
др
Тема 1 Введение
1
-
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения задания 15.
1
0,5
0,5
Тема 2. Логика построения текста-рассуждения
19
-
Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
1
0,5
0,5
-
Тезис сочинения на лингвистическую тему
1
0,5
0,5
-
Комментарий к тезису
1
0,5
0,5
-
Интерпретация к высказываниям о языке
1
0,5
0,5
-
Тезис. Варианты формулировки тезиса.
1
0,5
0,5
-
Практическая работа. Определение тезиса в тексте
1
0,5
0,5
-
Как доказывать тезис: правила подбора аргументов (доводов)
1
0,5
0,5
-
Грамматический уровень языковой системы
2
1
1
-
Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте.
1
0,5
0,5
-
Лексический уровень языковой системы
2
1
1
-
Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте.
1
0,5
0,5
-
Изобразительно-выразительные средства языка.
1
0,5
0,5
-
Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте
1
1
1
-
Язык и речь
1
0,5
0,5
-
Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте
1
0,5
0,5
-
Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения
1
0,5
0,5
-
Практическая работа . Делаем выводы.
1
0,5
0,5
Тема 3. Логика развития мысли в тексте-рассуждении
3
1. Логика развития мысли в тексте-рассуждении (работа со схемой сочинения-рассуждения)
0,5
0,5
2.Работа со схемой сочинения- рассуждения
0,5
0,5
3.Практическая работа. Построение логических схем к тексту.
0,5
0,5
Тема 4. Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении.
2
0,5
1,5
-
Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении.
0,5
0,5
-
Практическая работа. Сохранение логики текста.
1
Тема 5. Речевое оформление сочинения
9
-
Грамматические нормы (морфологические)
1
0,5
0,5
-
Грамматические нормы (синтаксические нормы)
1
0,5
0,5
-
Лексические нормы
1
0,5
0,5
-
Практическая работа. Анализ сочинений на выявление речевых и грамматических ошибок.
1
1
-
Практическая работа. Анализ сочинений (текстов) с точки зрения связности и последовательности изложения материала.
1
1
-
Фактические ошибки в сочинении и как их можно избежать.
1
0,5
0,5
-
Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения на заданную тему или/и по прочитанному тексту.
2
2
-
Редактирование и рецензирование сочинений на лингвистическую тему
1
1
Итого:
34
Список использованной литературы:
-
ГИА. Практикум по русскому языку. Выполнение задания С2. Сочинение на лингвистическую тему/ Г.Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2014
-
Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю.Понимаю. Могу.: рабочая тетрадь по русскому языку. 8-9 классы/ Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. -Ростовн/Д: Легион, 2011.