Рабочая программа курс по выбору Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Токаревская средняя общеобразовательная школа»

Новичихинского района Алтайского края


«Принято»

Руководитель МО_________/______________/

Протокол № ____ от « » 2014

«Утверждаю»

Директор________Щекочихина О.В.

Приказ №_____ от «__»______2014



Рабочая программа

Учебный курс по русскому языку

«Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Класс 9



УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ основное общее

Уровень обучения базовый

Срок реализации: 01. 09. 2014- 25.05.2015


Составитель :Лебеденко Надежда Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории




Токарево 2014



Пояснительная записка


Программа учебного курса «Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе на базовом уровне и представляет собой углубление основного курса русского языка в 9 классе.

Цель курса - закрепить умения создания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры, эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Задачи курса:

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;

- развивать речевые универсальные учебные действия.

Программа рассчитана на 34 часа

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся умеют:

- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);

- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написанию сочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.Данное задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
















Календарно-тематическое планирование





Планир.

дата

проведения урока

Фактическая дата

проведения урока

Номер темы и ее название

Всего часов на тему

Из них

Теоретические занятия

Практические занятия

др

Тема 1 Введение

1



  1. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения задания 15.

1

0,5

0,5

Тема 2. Логика построения текста-рассуждения

19



  1. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1

0,5

0,5


  1. Тезис сочинения на лингвистическую тему

1

0,5

0,5


  1. Комментарий к тезису

1

0,5

0,5


  1. Интерпретация к высказываниям о языке

1

0,5

0,5


  1. Тезис. Варианты формулировки тезиса.

1

0,5

0,5


  1. Практическая работа. Определение тезиса в тексте

1

0,5

0,5


  1. Как доказывать тезис: правила подбора аргументов (доводов)

1

0,5

0,5


  1. Грамматический уровень языковой системы

2

1

1


  1. Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте.

1

0,5

0,5


  1. Лексический уровень языковой системы

2

1

1


  1. Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте.

1

0,5

0,5


  1. Изобразительно-выразительные средства языка.

1

0,5

0,5


  1. Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте

1

1

1


  1. Язык и речь

1

0,5

0,5


  1. Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте

1

0,5

0,5


  1. Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения

1

0,5

0,5


  1. Практическая работа . Делаем выводы.

1

0,5

0,5

Тема 3. Логика развития мысли в тексте-рассуждении

3


1. Логика развития мысли в тексте-рассуждении (работа со схемой сочинения-рассуждения)

0,5

0,5

2.Работа со схемой сочинения- рассуждения

0,5

0,5

3.Практическая работа. Построение логических схем к тексту.

0,5

0,5

Тема 4. Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении.

2

0,5

1,5


  1. Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении.

0,5

0,5


  1. Практическая работа. Сохранение логики текста.

1

Тема 5. Речевое оформление сочинения

9



  1. Грамматические нормы (морфологические)

1

0,5

0,5


  1. Грамматические нормы (синтаксические нормы)

1

0,5

0,5


  1. Лексические нормы

1

0,5

0,5


  1. Практическая работа. Анализ сочинений на выявление речевых и грамматических ошибок.

1

1


  1. Практическая работа. Анализ сочинений (текстов) с точки зрения связности и последовательности изложения материала.

1

1


  1. Фактические ошибки в сочинении и как их можно избежать.

1

0,5

0,5


  1. Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения на заданную тему или/и по прочитанному тексту.

2

2


  1. Редактирование и рецензирование сочинений на лингвистическую тему

1

1

Итого:

34



Список использованной литературы:

  1. ГИА. Практикум по русскому языку. Выполнение задания С2. Сочинение на лингвистическую тему/ Г.Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2014

  2. Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю.Понимаю. Могу.: рабочая тетрадь по русскому языку. 8-9 классы/ Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. -Ростовн/Д: Легион, 2011.




















































© 2010-2022