Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин)

Тема: Соотношение произношения и написания слов. Произноше­ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин). Цель:  изучить особенности орфоэпии и соотношение гласных. Задачи: 1.     обучающие: - изучить особенности орфоэпии. Соотношение произношения и написания слов. Произноше­ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин); - сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Соотношение произношения и написания слов. Произноше¬ние согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).Класс _______________

Предмет_________________

Дата:

Тема: Соотношение произношения и написания слов. Произношение согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин).

Цель: изучить особенности орфоэпии и соотношение гласных.

Задачи:

  1. обучающие:

- изучить особенности орфоэпии. Соотношение произношения и написания слов. Произношение согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин);

- сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки;

2. развивающие:

- создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- продолжить развитие творческих способностей;

- формирование орфографической зоркости;

3. воспитательные:

- воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Методы работы: устная, письменная

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку.



  1. Актуализация знаний.

Что такое бука?

Что такое звук?

Сколько букв в алфавите?

Сколько звуков?

На какие две группы делятся звуки?

Охарактеризуйте гласные и согласные звуки.

Задание 1.

I вариант

Разлмать конструкцию, присоеднить к стене, поглдеть направо, покзать рукой, оцнить результат, пожлеть ребёнка, облваться водой, встрхнул руками, рсковать жизнью, удвительное путешествие, не спеша удлиться, цвтущий рзарий, продлжительная голдовка.

II вариант

Тжёлый чемодан, нбесное тело, длёкие миры, дружно зашгали, заграничные пспорта, посдить морковь, городское насление, истрический процесс, лгко учиться, еврпеец, гворят на трёх языках, скльзит по льду, двно не виделись, смшной рассказ, содргнулся от шума, повселиться на празднике.

Упражнение_______________



  1. Изучение нового материала.

Гласные - это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой.

Согласные - это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка - это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука. Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] - свистящий, а при произнесении [ш] - шипящий. Смычка, второй вид артикуляции согласных, образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.

Учитель: Какие же звуки бывают?

Ученики: Гласные и согласные.

Учитель: Кто может назвать гласные звуки русского языка?

Ученики: а, о, у, э, и, ы

Учитель: А что бы вы сказали человеку, который назовет среди гласных еще и Е, Ё, Ю, Я?

Ученики: Это буквы, а не звуки.

Учитель: Правильно. Запомните, что гласные звуки - это а, о, у, э, и, ы.

Динамическая пауза. А теперь давайте поиграем. Встаньте рядом со своими партами. Когда я называю гласный звук, вверх руки поднимают девочки, а если согласный - мальчики - Д, О, Б, Р,У, А, К, Т, Э, Л, Н, Ы.

По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.

При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих - только шум. Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.

Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] - звонкие, а [к] и [т] - глухие. Звонкость-глухость - это важнейший признак согласных в русском языке. Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п], [з] - [c] и другие. Таких пар 11.

Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п'] и [б'], [ф] и [в], [ф'] и [в'], [к] и [г], [к'] и [г'], [т] и [д], [т'] и [д'], [ш] и [ж], [с] и [з], [с'] и [з'].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости - глухости. Например, звуки [р], [л], [н], [м], [й'] - непарные звонкие, а [ц] и [ч'] - непарные глухие.

Непарные по глухости-звонкости. Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й'], [р'], [л'], [н'], [м']. Глухие непарные: [ц], [ч'], [ш':], [х], [х'].

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.

Твёрдость-мягкость - второй важнейший признак согласных в русском языке. Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] - [ м'], [з] - [ з']. Звонкие мягкие звучат выше, чем твердые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] - [б'], [ в] - [ в'] и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б'], [м] и [м'], [п] и [п'], [в] и [в'], [ф] и [ф'], [з] и [з'], [с] и [с'], [д] и [д'], [т] и [т'], [н] и [н'], [л] и [л'], [р] и [р'], [к] и [к'], [г] и [г'], [х] и [х'].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, звуки [ж], [ш], [ц] - непарные твёрдые, а [й'] и [ч'] - непарные глухие.

Непарные по твёрдости-мягкости. Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц]. Мягкие непарные: [й'], [ч'], [ш':].



  1. Закрепление.

Заменить один согласный другим

Корж, лапка, ногти, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено.

Упражнение________________

Упражнение________________

Тестирование.

Тест «ЗВУКИ И БУКВЫ»

1. Найдите согласные звонкие звуки:

1) [с]; 2)[в]; 3)[р]; 4) [т]; 5)[ш]; 6)[з].

2. Найдите согласные глухие звуки:

1) [ч]; 2) [ж]; 3) [н];4) [к];5) [ф]; 6)[ц].

3. В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости -звонкости?

1)[б],[ф],[ш],[м]; 2)[т],[к],[д] [г];

3)[в],[н], [з],[л]; 4) [ж], [р],[с], [т].

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1)чаща; 2) дело; 3) точка 4) шина

5.В каком слове все согласные звуки твердые

1) тень 2) подвиг 3) собака 4) барабанщик



  1. Подведение итогов.

Как проверить безударную гласную в коне слова?

Что такое ударение?

Охарактеризуйте гласные и согласные звуки.



  1. Домашнее задание.

________________

________________















Д.и.д.



















































© 2010-2022