- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по внеурочной деятельности в 7 классе по русскому языку
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 7 классе по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ярдаева А.А. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Спецкурс «Русский язык»
(Принципы русской орфографии)
Пояснительная записка
Актуальность курса "Принципы русской орфографии" по выбору определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 35 часов. Занятия организованы по одному часу в неделю.
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
-
научность;
-
доступность;
-
последовательность и системность изложения материала;
-
преемственность и перспективность;
-
связь теории с практикой;
-
наглядность;
-
целостность.
Курс "Принципы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
-
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
-
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
-
эвристическая беседа;
-
исследование;
-
проблемно-поисковые задания;
-
наблюдение;
-
лингвистические игры;
-
индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:
-
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
-
условия, от которых зависит написание;
-
норму, действующую при данных условиях;
-
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
-
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
-
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
-
правильно писать сложные слова,
-
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
-
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
-
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
-
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
-
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
-
правильно писать не с разными частями речи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Краткое содержание
Знания, умения, навыки
1-2
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.
2
Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова.
Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов.
3-4
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня.
2
Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные.
Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов. Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их.
5
Правописание о/ё после шипящих в корне слова.
1
Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё.
Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов.
6-7
Правописание приставок на -з / -с.
2
Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с.
Знать три группы приставок в зависимости от их правописания.
8
Написание ы в начале корня после приставок на согласный.
1
Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы.
Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило.
9-10
Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных.
2
Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи.
Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться.
11
Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.
1
Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.
Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова.
12-13
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
2
Чередование а/о: в корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн-
Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир--блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я).
Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием.
14
Разделительный Ъ
1
Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-.
Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-.
15
Правописание Ь как разделительного знака как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.
1
Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц.
Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости.
Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы.
16-17
Употребление приставок пре- и при-.
2
Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их.
Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).
18-19
Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.
2
Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.
Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.
20-21
Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).
2
Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).
Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).
22
Правописание суффиксов имён прилагательных.
1
Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных -к- (-ск-).
Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных.
23-24
Правописание суффиксов глаголов.
2
Правописание суффиксов глаголов ова-
(-ева), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению.
25-26
Правописание суффиксов причастий.
2
Правописание суффиксов причастий: -ущ-
(-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом- (-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Знать суффиксы причастий и условия их употребления.
27-28
Написание не с именами существительными, именами прилагательными.
2
Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными.
Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы.
29
Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями.
1
Вспомнить правила написания не с глаголами и деепричастиями. Развивать навыки и умения написания данных частей речи с не.
Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах.
30
Написание не с причастиями.
1
Формировать навык употребления н и нн в причастиях.
Уметь определять зависимые от причастия слова, полную и краткую форму причастия. Знать, как пишется не с причастиями.
31
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
1
Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-.
Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании.
32
Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.
1
Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных.
Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме.
33
22. Употребление прописных букв.
1
Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв.
Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв.
34
Правила переноса.
1
Закрепить правила переноса слов.
Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме.
35
Итоговое занятие. Викторина «Знатоки орфографии»
1
Контроль качества освоения материала
Знать основные правила орфографии, уметь применять их на практике.
Итого: 35 занятия
Список используемой литературы
Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.