Урок внеклассного чтения в 5 классе «М. В. Ломоносов - родоначальник русской литературы»

Урок внеклассного чтения имеет цель - развитие поисковых способностей младших школьников.Задачи: Обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся. Развить интерес к изучению деятельности ученых нашего государства. Формирование ключевых компетентностей (коммуникативная, информационная, решение проблем).Ожидаемые результаты - получение школьниками ответа на проблемный вопрос:» Почему Ломоносова можно назвать родоначальников русской литературы» Урок проводился в Гимназии г.Чайковск...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Урок литературы в 5 классе (внеклассное чтение).

Тема урока: "М.В. Ломоносов - родоначальник русской литературы"

Цель:

Развитие поисковых способностей младших школьников

Задачи:

  • Обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова

  • Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

  • Развить интерес к изучению деятельности ученых нашего государства.

  • Формирование ключевых компетентностей (коммуникативная, информационная, решение проблем).

Оборудование:

карта "Россия в XVII-XVIII вв.";

портрет М.В.Ломоносова;

м/м установка

Необходимо: жетоны, грамоты, листы с названием группы, распечатать тексты, листочек с формой синквейна, кувшинчики для рефлексии (30 штук).

Опережающее задание к уроку:

1. Познакомиться с биографией самостоятельно по любым источникам.

2. Разбиться на 4 группы (по 6 человек), придумать названия группам в соответствии с темой урока.

3. Подготовить инсценировку.


Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята, начнем мы наш урок с того, что отправимся в путешествие в далекий восемнадцатый век, в Архангельскую губернию Поморского края.

I. Представление учащимися сцены того, как М. Ломоносов покинул отчий дом и ушел в Москву учиться (5 мин.).

Ведущий: Во времена Петра Великого в небольшой деревне Мишанская, позже слившейся с деревней Денисовкой, рядом с городом Холмогоры, Архангельской губернии в семье Ломоносовых в 1711 году родился сын Михаиле. Крепок он был здоровьем. Очень скоро его отец Василий Дорофеевич стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле "Чайка" по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану (показывает на карте).

М. Ломоносов (сидит за столом, пишет, задумчиво): Люблю я свой край. Простор кругом, река широкая. Рыбу люблю ловить. Но есть у меня заветная мечта. Вот вчера исполнилось мне 19 лет, а мечту свою я так и не осуществил. Хочу учиться. И грамматику, и арифметику я всю изучил. И книг много прочитал. Но, говорят, в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много. Но как это объяснить отцу?

Василий Дорофеевич, отец: Михаило, пойди-ка сюда. Вишь ты, какой большой вымахал. Решил я тебя женить. Невесту уже выбрал. И не качай головой. Мое слово твердое. Учен уже и так. Видано ли дело, детина 19-ти лет учиться с малолетками захотел. Не бывать этому.

Ведущий: Упрям отец, но не меньше упрям и сын, быть рыбаком хорошо, но желание учиться все затмевает, да и жениться еще рано. И отправился Михаиле к соседу, который и раньше поощрял желание Ломоносова учиться. Когда Фома Иванович бывал в городах, обязательно привозил Михаилу книги, а он за это помогал Фоме Ивановичу по хозяйству.

М. Ломоносов: Здравствуй, Фома Иванович! За советом я к тебе. Падал к отцу в ноги, просил отпустить меня учиться добром. Но он не соглашается, я решил уйти тайком.

Фома Иванович: Как же ты уйдешь, Михайло, без паспорта, да и без денег? Тебя без паспорта на Москве поймают и будут палками на площади бить, будто беглого. Одумайся, Михайло.

М. Ломоносов: Я на все согласен и готов всякое мучение принять, такая у меня охота к наукам, все равно я из дому уйду.

Фома Иванович: Ладно, будь по-твоему. Вот тебе паспорт, новый полукафтан, чтобы было, в чем по Москве ходить. И еще дам тебе в долг три рубля. Деньги немалые. Если зря тратить не будешь, на них полгода можно прожить.

М. Ломоносов: Спасибо тебе, Фома Иванович. Век не забуду твою доброту.

Ведущий: Прошло несколько дней. В студеную зимнюю ночь Михайло тайно покинул отчий дом и с рыбным обозом отправился в Москву.

II. Организационный момент (3 мин.).

С Ломоносова начинается наша литература;

он был ее отцом.

В.Г.Белинский



Учитель: Вы, наверное, уже догадались, ребята, о ком сегодня на уроке пойдет у нас речь. Правильно, о Ломоносове. Вы уже многое узнали о Л., как о великом ученом и изобретателе, но Ломоносов был и великим писателем. Критик В.Г Белинский, современник Пушкина, сказал, что с Ломоносова начинается наша литература, он был ее отцом».

Сегодня на уроке мы узнаем, почему именно с М.В.Ломоносова начинается наша литература. К концу урока должны будем ответить на вопрос, почему именно его мы называем отцом русской литературы.

Для работы на уроке мы разбились на 4 группы. Вы придумали названия своим группам, представьтесь (1 мин.)

Правильные и наиболее удачные ответы будут оцениваться жетонами «Знаток творчества Ломоносова». В конце урока мы подведем итоги по набранным жетонам и выявим, какая же группа работала наиболее активно, и кто же у нас является знатоком творчества Ломоносова.

III. Беседа с ребятами на повторение биографии Ломоносова. (3 мин)

Что вы помните из биографии Ломоносова, продолжите фразу: "Я знаю, что…" (по очереди каждая группа). Выдача жетонов.

(1. Не сразу М. Ломоносова приняли в академию. Он скрыл свое происхождение, выдал себя за дворянина. Однако вскоре проявил выдающиеся способности к учению. Затем он был направлен в числе лучших в Петербург, в гимназию при Академии наук. Не прошло и года, как его в числе лучших студентов университета отправляют в Германию. Немецкие профессора были восхищены талантом, знаниями и трудолюбием Ломоносова. Возвратившись в Россию, полный сил и энергии, он приступает к работе в Петербургской Академии наук, где служит до конца своей жизни.

2. Ломоносов стал основоположником многих наук, которые после него получили широкое распространение в России.

3. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый российский университет, добился того, чтобы принимали туда не только детей дворян, а всех сословий.)

4. Любимая наука Ломоносова - химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге;

5. Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;

6. Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;

7. Наблюдая за Венерой установил, что у этой планеты есть атмосфера;

8. Сочинял стихи;

9. Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");

10. Учился в Германии, Славяно-греко-латинской академии, Петербургской академия наук).

11. В феврале 1961 года осуществился запуск межпланетного космического корабля к планете Венера, открыл в 1761 году существование на Венере атмосферы Ломоносов.

12. По национальности жена Ломоносова была немкой. Христиана Цильх.

VI. М.В.Ломоносов - создатель теории "трёх штилей"

Таким образом, М.В.Ломоносов был таким великим ученым, так много сделал в разных областях науки, что его даже назвали "наш первый университет ". В области литературы у Ломоносова также были «изобретения». Одно из них теории "трёх штилей". Перед вами текст. Сейчас вы будете с этим текстом работать в группе. Текст поможет нам ответить на главный вопрос сегодняшнего урока: почему же мы считаем Ломоносова родоначальником русской литературы. Необходимо познакомиться с информацией и ответить на вопросы:

1 гр. - Ответить на вопрос «В чем заключается смысл теории трех штилей?».

2 гр. - Расскажите про высокий штиль (какая используется лексика (слова), приведите примеры жанров, в которых используется данный штиль).

3 гр. - Расскажите про средний штиль (какая используется лексика (слова), приведите примеры жанров, в которых используется данный штиль).

4 гр. - Расскажите про низкий штиль (какая используется лексика (слова), приведите примеры жанров, в которых используется данный штиль).

Напоминаю вам, что умение работать в группе, взаимодействовать с другими людьми - это очень нужное и важное в жизни качество. Распределите обязанности в группе, выберите выступающего, который представит результаты работы в группе. На листочках можно делать отметки карандашом. У вас есть командир, слушайте его.

Текст для анализа

В 18 веке в распоряжении пишущих был не один, а два типа письменной речи, каждый из которых применялся в зависимости от содержания и литературного характера излагаемого.

Для всего, что сколько-нибудь возвышалось над непосредственными бытовыми надобностями, что было адресовано к читателю как материал для чтения, применялся церковно-славянский язык. Это был язык довольно сильно отличавшийся от русской бытовой речи, в нем были неизвестные живому языку слова (брада вместо борода, ношь вместо ночь, вижду вместо вижу, в руце вместо в руке, слепаго вместо слепова и т. д.)

Этому книжному языку противостоял в письменном употреблении другой тип языка, который был гораздо ближе языку живого устного общения и применялся для чисто деловых надобностей (для официальной и частной переписки, составления юридических документов и правительственных распоряжений и т. д.) - его называли «приказной» язык.

Для художественной литературы ни тот ни другой язык не был пригоден. Церковнославянский язык был для нее непригоден вследствие своей тесной связи с церковной литературой. С другой стороны, приказный язык, хотя и близкий по формам к живой речи, был очень однообразен и беден средствами для того, чтобы на нем писать литературного произведения.

Для литературы нужен был новый книжный язык, то есть такой язык, который и обладал бы соответствующей образностью и возвышенностью, но и в то же время был бы лишен привкуса церковности и старины.

Надо сказать, что литература до Ломоносова - это в основном произведения религиозной тематики и летописи. Сколько-нибудь значимых писателей до Ломоносова не было.

Ломоносов понял, что совсем избавляться от церковнославянских слов нельзя, так как за время многовекового воздействия церковно-славянской стихии на русскую письменную речь множество церковно-славянских слов и выражений прочно осело в устной речи грамотных русских людей, став, таким образом, неотъемлемой частью повседневного русского языка.

Именно на этом взгляде и строится его теория «трех штилей». В 1758 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений "О пользе книг церковных в российском языке", в котором ее излагает.

В русском языке, согласно его мнению, слова по принадлежности к тому или иному стилю могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес высокую лексику церковнославянского (очи - вместо глаза, глас - вместо голос и пр.) и русского языка, ко второму - знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему - чисто русские слова, которых нет в церковных книгах.

Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие, а поэтому не понятные современникам церковнославянские и простонародные слова.

В зависимости от использования слов трех родов создается тот или иной стиль: "высокий" - церковнославянские слова и русские, "средний" - русские слова с небольшой примесью церковнославянских, "низкий" - русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковнославянских.

Каждому "штилю" соответствуют свои жанры: "высокому" - героические поэмы, оды (Ода - поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью. Основной смысл оды связан с Отечеством и служением ему), трагедии (трагедия - произведение с трагическим финалом, предназначенное для постановки в театре);

"среднему" - драмы, дружеские письма, элегии (лирическое стихотворение грустного, задумчивого настроения);

"низкому" - комедии (комедия - произведение, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, предназначенное для постановки в театре); эпиграммы (Эпиграмма - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление), песни, басни.

Излюбленный жанр Ломоносова в «высоком штиле» - ода. Речь идёт об одах, основной смысл которых связан с Отечеством и служением ему. Поэзия Ломоносова - это патриотическая, гражданская деятельность. В его произведениях Россия выступала как могущественная и просвещенная держава.

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют,

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Класс - церковнославянское слово «колос».

Дерзают - сметь или осмеливаться, отваживаться, решаться (церковнославянское слово).

Ломоносов показал возможность использования и двух других - "среднего" и "низкого".

Прекрасный образец первого - личные письма ученого. Здесь стоит привести выдержку из одного письма: "Между тем умер г. Рихман прекрасной смертию, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет, но бедная вдова его, сын лет пяти, который добрую надежду показывал, и две дочери, как о нём, так и своём крайнем несчастии плачут. Того ради, Ваше превосходительство будьте им милостивый помощник, чтобы бедная вдова лучшего профессора до смерти своей пропитание имела и сына своего могла воспитать, чтобы он такой же был любитель наук, как его отец. За такое деяние господь Вас наградит".

Примером "низкого штиля" является сатирическое стихотворение на духовенство:

О страх! Об ужас! Гром! Ты дёрнул за штаны,

Которы подо ртом висят у сатаны

Ты видишь, он зато свирепствует и злится.

Диравой красной нос, халдейская печь, дымится,

Огнём и жупелом исполнены усы.

О. как бы хорошо коптить в них колбасы!

Наблюдение за работой ребят в группе.


Пока ребята работают с текстом, можно предложить гостям вопросы:

1. Какая связь между Ломоносовым и модным увлечением сегодняшних школьниц плетением фенечек (стеклярус, который служит материалом для фенечек, тоже изготавливался на фабрике Ломоносова в Усть-Родице, что в 63 верстах от Петербурга, наряду со смальтой - цветными стекляшками для мозаик)

2. О каком времени пишет Ломоносов: "имея 1 алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание больше, как на денежку квасу, на денежку хлеба, прочее шло на бумагу, перья, обувь и другие нужды" (Годы обучения в славяно-греко-латинской академии).

3. Какая связь между основателем первого русского университета М.В.Ломоносовым и художественной резьбой по кости? (Родина резьбы по кости - село Холмогоры Архангельской области. Родина Ломоносова тоже село Холмогоры)

4. В каком году был основан Московский университет? (1755)

5. Назовите потомков Ломоносова. Что вам о них известно? (У Ломоносова была дочь Елена, которая вышла замуж за библиотекаря Екатерины II Константинова. У них 2 дочери: Софья и Екатерина. Внучка М.В.Ломоносова Софья Алексеевна была замужем за генералом Раевским - героем Отечественной войны с Наполеоном. С детьми Раевских дружил А.С. Пушкин. Некоторые его произведения связаны романтической дружбой с младшей из сестёр Раевских - Марией (правнучкой Ломоносова). Она же, став женой декабриста Волконского, поехала вслед за ним в Сибирь. Сестра Волконской - Екатерина Раевская (другая правнучка) стала женой декабриста Орлова.

2. Беседа по тексту на выявление восприятия и усвоения материала. (5 мин.)

1 гр. - Ответить на вопрос «В чем заключается смысл теории трех штилей?».

2 гр. - Расскажите про высокий штиль (какая используется лексика (слова), приведите примеры жанров, в которых используется данный штиль).

3 гр. - Расскажите про средний штиль (какая используется лексика (слова), приведите примеры жанров, в которых используется данный штиль).

4 гр. - Расскажите про низкий штиль (какая используется лексика (слова), приведите примеры жанров, в которых используется данный штиль).

- Подведем итоги: для каждого литературного жанра характерен тот или иной штиль, используются определенные слова.

- А для нас, людей 21 века, в чем значимость этой теории? Насколько она современна?

Сегодня мы тоже придерживаемся этой теории. Как Ломоносов сказал в 18 веке, что есть низкий и высокий штиль в литературе, так оно и есть. Отличаются же слова в гимне гимназии или гимне России и в стихотворениях Агнии Барто.

Россия - священная наша держава,

Россия - могучая наша страна.

Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко.

Или сравните письмо другу и сочинение по литературе.

Заслуга теории - вывод о недопустимости смешивать слова в разных речевых ситуациях. Ломоносов сделал первые шаги в раскрытии законов культуры речи и стилистики.

-Свяжите сделанный нами вывод с главным вопросом урока. Почему же мы говорим про Ломоносова, что он не только реформатор русского литературного языка, но и отец русской литературы?

Литература - это искусство слова, оно развивается на основе литературного языка.

Выдать жетоны.

Динамическая пауза (проводит один из учеников).

V. Работа с "Одой на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года"

Познакомимся с отрывком из оды Ломоносова, с одним из любимых жанров Ломоносова. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года".

Ода написана после того, Елисавета Петровна утвердила новый устав Академии Наук. С этим уставом Ломоносов связывал надежды на успешное развитие наук в России.

1. Чтение отрывка подготовленными учениками (3 чел.). - 3 мин.

Текст оды у каждого учащегося.

Класс получает задание ответить на вопрос:

- Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный в оде.

- Почему Л. прославляет ее?

- Как изображена в оде Россия?

- Что, по мнению автора, необходимо для процветания и благоденствия Родины?

- Докажите, что перед нами ода.

- Назовите средства выразительности, свойственные оде.(церковнославянская лексика, восклицательные предложения, торжественность стиля, тематика служения Отчизне).

- Оцените читающего. Правила выразительного чтения

Соблюдай правильный темп, ритм чтения, избегай торопливости.

Следи за дикцией (произношением)

Обращай внимание на знаки препинания.

Отыскивай наиболее важные по смыслу слова и словосочетания.

Соблюдай определённый тон (интонацию).





Текст оды

Справочный материал

Сия тебе единой слава, сия - эта

Монархиня, принадлежит,

Пространная твоя держава

О как тебе благодарит!

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно, в оных - в них

Наукой будет откровенно, откровенно - открыто

Что щедростью твоей цветет.

Толикое земель пространство

Когда всевышний поручил

Тебе в счастливое подданство,

Тогда сокровища открыл,

Какими хвалится Индия;

Но требует к тому Россия

Искусством утвержденных рук.

Сие злату очистит жилу;

сия - эта

воззри - посмотри

Широкое открыто поле,

Где музам путь свой простирать!

Твоей великодушной воле

Что можем за сие воздать?

Мы дар твой до небес прославим

И знак щедрот твоих поставим,

Где солнца всход и где Амур

В зеленых берегах крутится,

Желая паки возвратиться паки - очень.

В твою державу от Манжур.

И се Минерва ударяет

В верьхи Рифейски копием; Рифей - Уральские горы

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что россам в руки предается россы - русские

Драгой его металл из гор, драгой - драгоценный

Которой там натура скрыла; натура - природа

От блеску дневного светила

Он мрачный отвращает взор.



паки - очень

Манжуры - тунгусо-маньчжурский народ, коренное население Северо-Восточного Китая

Миневра - богиня мудрости

Рифей - Уральские горы.

Плутон - в древнеримской мифологии повелитель загробного мира

россы - русские

драгой - дорогой

натура - природа

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрений

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.


дерзайте - решайтесь, действуйте.

раченье - старанье, прилежанье, усердие.

Платон - философ.

Невтон - Исаак Ньютон, во времена Ломоносова Ньютон был известен как «Исаак Невтон».

отрада - радость.

пользуют - помогают

градской - городской

2. Беседа (3 мин.):

- Оцените читающих всух.

- Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный в оде.

- Почему Ломоносов так восхваляет ее?

- Как изображена в оде Россия? Приведите примеры из текста.

- Что, по мнению автора, необходимо для процветания и благоденствия Родины?

В оде "На день восшествия…"Ломоносов поёт славу великой и могучей России. По мнению поэта, наша Родина - огромная и богатейшая страна. Речь идёт о неисчислимых богатствах ("какими хвалится Индия") в недрах земли русских. Огромные богатства необходимо изучать, разрабатывать, исследовать. А для этого нужны умные и рачительные хозяева, мудрые и многознающие учёные.

Ломоносов, призывал к активному участию в деле развития наук в родном отечестве для развития могущества России

- Докажите, что перед нами ода.

- Назовите средства выразительности, свойственные оде (церковнославянская лексика, восклицательные предложения, торжественный стиль, тема Отечества и служения ему).

- Была бы ода понятна без справочных материалов?

- Как надо читать малопонятный текст?

При необходимости всегда обращайтесь к справочным материалам, словарям, Интернету.

Итоги по оде:

Можно говорить, что Ломоносов - отец русской литературы, так как начиная именно с его од мотив литературы становится - героико-патриотический, а до Ломоносова литература была религиозной.

В оде Ломоносов так сумел выразить свои мысли и чувства , что и дало возможность Белинскому именно с оды Ломоносова вести начало русской литературы.

Л. - реформатор стихосложения. Стихотворения, созданные до него не соответствовали характеру русского языка и ограничивают возможности стихосложения.

Выдать жетоны.

.

VIII. Итог.

Закончим урок творческим заданием (5 минут).

1 группа - сочинить синквейн.

2 группа - придумать эпитафию - надпись к памятнику.

Напомнить, что в соответствии с теорией 3 штилей, говоря о высокопоставленном человеке. надо употреблять соответствующие слова.

3-4 группа - продолжить фразу «Белинский назвал Ломоносова Отцом русской литературы, потому что:

1.

2.

Цель ваших творческих работ - выразить свое отношение к Ломоносову.

Работа в группах - 2 минуты.

Выступление учащихся. Попросить командира оценить, кому дать за эту работу жетоны.

Итог: ответили ли мы с вами на вопрос, почему же Белинский назвал Л. отцом русской литературы.

Варианты ответов

Подсчет жетонов:

по группам (эта группа была наиболее активна).

индивидуально. У кого больше жетонов. Присваивается почетное звание «Знаток творчества Ломоносова».

Оценивание учащихся.

Д/з: Какое д/з вы бы хотели сделать после сегодняшнего урока? (стихотворение, презентация. газета, эпитафия).


© 2010-2022