- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Самоанализ мультимедийной разработки урока литературы в 9 классе по теме «Печорин как «портрет своего поколения»
Самоанализ мультимедийной разработки урока литературы в 9 классе по теме «Печорин как «портрет своего поколения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Силаева Д.М. |
Дата | 11.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Самоанализ мультимедийной разработки учебного занятия
(урока литературы в 9 классе по теме
«Печорин как «портрет своего поколения»)
учителя русского языка и литературы МОСШ № 3 г. Белоярского
Силаевой Дили Миниахметовны
Урок литературы в 9 классе по теме «Печорин как «портрет своего поколения» соответствует программе курса литературы для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной) и рабочей программе (учебно-методическому комплексу предмета). Преподавание ведётся по учебнику «Литература. 9 класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений» (Автор-составитель В.Я.Коровина). Данная тема включена в раздел «Литература 19 века». На изучение темы отведено 6 часов.
Данная тема имеет большое значение для развития эстетического вкуса учащихся как основы читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора. Это четвертый урок по изучению романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», тип урока: урок изучения нового материала.
Этот урок проводился в классе, где учащиеся имеют хорошие знания. В этом классе нет учащихся с уровнем развития интеллектуального потенциала низким и ниже среднего
Учащиеся обладают высокой познавательной активностью, умеют работать в режиме творческого поиска.
Исходя из особенностей класса и темы, учитывая интеллектуальные особенности учащихся, были поставлены обучающие цели
Постановка данной развивающей цели способствовала достижению познавательного аспекта урока. Развитие умения интерпретировать художественное произведение на основе личностного восприятия, осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства помогло усвоению знаний по теме урока.
Воспитательное значение урока трудно переоценить, поскольку ученики-подростки вдумчиво размышляли о взаимоотношениях, о дружбе и любви, о предательстве и умении прощать, понимать поступки других, их мотивы. Все это важно в период становления личности, взросления. Воспитание осознанного отношения к освоению знаний осуществлялось через организацию групповых форм работы и создание в этих микроколлективах рабочей дружеской обстановки, а также через создание дружеской, творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников
На уроке был использован частично - поисковый метод, который при изучении нового материала являются наиболее оптимальным. Он соответствует уровню учебных возможностей школьников, способствует их мотивации, обеспечивает диалог в обучении и достижении целей урока. Главное - не передать готовые знания, а развить детей, научить их самих добывать знания.
Подготовка к предстоящей работе была организована с помощью проблемного задания-вопроса (эпиграф), словарной работы, которые мотивировали учащихся на дальнейшую учебную деятельность. Чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала, способствовать развитию интереса к произведению М.Ю. Лермонтова, учитель привлекает внимание вопросами: Задумывались ли вы когда-нибудь о том, где в жизни вам пригодится такой предмет как литература? Что дает литература человеку? Зачем мы ее изучаем?
Цели урока конкретизированы, связаны с содержанием учебного материала, предполагают задачи самостоятельного поиска знаний. Цели соответствуют возможностям содержания учебного материала.
На протяжении всего урока дается установка на достижение целей урока. На каждом этапе учебного занятия ставятся свои дидактические задачи. Все запланированные задачи были реализованы на уроке.
Данная тема изучается на основе сведений по теории литературы «герой в эпическом произведении», «психологический портрет», «автор и его герой»
-
Овладение средствами создания характера литературного героя позволит им выявить приемы раскрытия образа Печорина
-
Наблюдение над авторским стилем поможет определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику лирического произведения
-
Интерпретация изученных произведений на основе личного восприятия поможет освоить представления о мире, способствующие успешной социальной адаптации учащихся
Усвоение пройденного на уроке реализовано через применение различных методов обучения. Объяснение нового материала шло через создание проблемной ситуации. Приемы и методы стимулировали стремление учащихся обсуждать поставленные проблемы, поделиться с другими приобретенной информацией, активно оперировать полученными знаниями и собственными выводами
Логически выстроенная цепочка заданий помогла организовать работу с главами романа и их дальнейший анализ.
Расширению кругозора и познавательной активности учащихся, а также наглядному представлению изучаемого материала помогла демонстрация видеофрагментов.
Словарная работа способствовала углубленному пониманию идейного и эмоционального содержания текста художественного произведения
Творческая работа помогла проверить сформированность умения грамотно строить развернутые аргументированные высказывания
Выбранные методы при изучении нового материала являются наиболее оптимальными. Они соответствуют уровню учебных возможностей школьников, способствуют их мотивации, обеспечивают диалог в обучении и достижении целей урока. Работа у доски, с первоисточником, записи в тетрадях, ответы ребят, смена видов деятельности позволили правильно распределить внимание. Выбранный темп ведения урока способствовал высокой активности и работоспособности учащихся. Продуманность приемов и методов позволила всем заинтересованно и внимательно следить за ответами одноклассников
Цели урока были направлены на практическую деятельность учеников. Стимулированию познавательного интереса, вовлечению учащихся в активное обсуждение спорных научных проблем, побуждению к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции способствовал учебный диалог.
Учащиеся самостоятельно выполняли практическую работу и выясняли, как раскрывается внутренний мир героя в «Журнале Печорина»?
Проводили исследования и выстраивали рассуждения, комментарии, выводы, оформляли в виде таблицы и защищали свои заключения и литературные выводы.
Содержания образования в мультимедийной разработке соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и программе курса «литература»
Логичность изложения содержания строилась по схеме
Подготовка к восприятию произведения с помощью работы со словарем, с эпиграфом
Выявляем приемы раскрытия образа при выполнении практической работы
Смотрим видеосюжет-описание внешности главного героя
Строим диалоги
Проверяем первичное усвоение знаний с помощью творческой работы
Доступность содержания урока осуществляется за счёт соблюдения принципов
от известного к неизвестному,
от легкого к трудному,
от простого к сложному,
а также были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся - каждый вправе был выбрать себе группу и решать проблемный вопрос, который ему наиболее близок.
На уроке ученики пользовались теоретико-литературными понятиями как инструментом, способствующему постижению художественного произведения, проводили исследование на основе анализа текста произведения
Структура урока, включающая в себя: оргмомент, актуализацию знаний, изучение нового материала, применение знаний в знакомой, новой учебных ситуациях, подведение итогов, информацию о домашнем задании, рефлексию соответствовала как дидактической цели урока, так и типу урока. Все этапы урока выполнены. На каждом этапе работа строилась таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником образовательного процесса. Деятельность учащихся была направлена на решение поставленных задач и развитие самого себя.
Темп ведения урока был оптимальным. Целесообразное распределение времени по этапам урока повлияло на его эффективность. Живые логические мостики от одного стихотворения к другому позволили переключить внимание учеников на зрительную конкретизацию возникших образов, способствовали творческому их развитию, а также позволили рационально распределить время урока. Актуальность использования электронных образовательных ресурсов объясняется наглядным представлением материала, повышением мотивации учеников и экономией учебного времени.
Аппарат для оценивания деятельности обучающихся включает в себя несколько компонентов
Оценивание одного ученика другим - устный опрос - творческая работа - поурочный балл
Контроль усвоения нового материала происходил на разных этапах урока.
По итогам выполнения практической работы качество обученности составило 88%.
Домашнее задание было задано на этапе актуализации знаний. Это было сделано для того, чтобы учащиеся выполняли домашнее задание осознанно.
Оно было
-оптимально по объёму
-вариативно по содержанию
- необходимо самому ученику.
Домашнее задание носило творческий характер и являлось логическим продолжением работы на уроке, позволившее учащимся обобщить полученные на уроке знания. Учащимся была предоставлена возможность самостоятельного выбора стихотворений для дальнейшего анализа. Осуществлён индивидуально-дифференцированный подход. Обучающиеся получили подробный инструктаж по выполнению домашнего задания.
С целью отслеживания продуктивности урока для каждого учащегося на уроке была проведена рефлексия.
Ученики оценили собственное участие в работе на уроке по предложенному алгоритму.
Урок завершился обобщением и выборочным чтением синквейнов.
Таким образом, структура и организация урока, отбор содержания учебного материала, формы и приёмы деятельности обеспечили реализацию поставленных перед уроком образовательных, воспитательных и развивающих целей.
Такая система работы позволяет добиться хороших показателей, о чем свидетельствует рейтинг учителя и предмета в данном классе.
В данной разработке учитываются принципы экологии мультимедийного урока - подобран оптимальный цветовой дизайн (приятное для глаз сочетание цветов), текстом презентация не перегружена; нет перенасыщения анимацией, в течение урока происходит смена видов учебной деятельности, непрерывное применение технических средств соответствовало СанПИНу и не превышало допустимые в 9 классе 25 минут. Хотелось бы отметить, что мультимедийная разработка данного урока универсальна и в каждом конкретном случае может быть изменена учителем в зависимости от уровня подготовки класса или предполагаемого времени изучения данной темы в контексте раздела или курса.