Программа курса «Основы стилистики и культуры речи»

Представляю  собственную разработку авторской программы курса « Основы стилистики и культуры речи», которая предназначена для факультативов, дополнительных занятий, работы кружка и др. Программа ориентирована на совершенствование культуры речи обучающихся, развития и совершенствования  навыков стилистического анализа текстов, и предназначена для старшей школы. Содержание программы курса также можно использовать при подготовке к экзаменам в режиме ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе в 9 и 11...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА КУРСА « Основы стилистики и культуры речи» (8-9 классы)

Автор: Будачева О.А.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

АКТУАЛЬНОСТИ КУРСА.

Современное общество ставит перед школой цель - формирование и развитие умений и навыков обучающихся, формирование предметных, надпредметных и метапредметных универсальных учебных умений, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями общества. Программы по русскому языку 5-9 классов ориентированы на овладение основными умениями и навыками орфографического и пунктуационного письма, овладение основными приемами культуры речи. Изучению же основ стилистики, расширенном представлении о культуре и нормативности речи, а также умению глубоко проникать в текст уделяется недостаточно внимания.

Практическое назначение предложенного курса « Основы стилистики и культуры речи» является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы и диктуемые социумом.

Программа курса рассчитана на воспитанников кружка Центра дополнительного образования, а также может рассматриваться в качестве элективного курса гимназического образования или факультатива для 8-9 классов.

Предложенная программа призвана способствовать формированию общей культуры личности и , в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных задач.

ЦЕЛЬ: развитие коммуникативной культуры обучающихся ( воспитанников), формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными стилями речи.

ЗАДАЧИ:

- расширить знания о разделе « Стилистика», о понятиях « текст», « функциональные стили речи», « культура речи»;

-дать основы стилистической грамотности;

-формировать умения анализировать текст, « конструировать» ( создавать) текст по образцу и самостоятельно, выявлять и оценивать изобразительные приемы в нем, умение вести диалог, полилог, умение оппонировать и др.;

-воспитывать культурно - ценностное отношение к русской речи;

-совершенствовать речевую культуру;

-Способствовать овладению системой норм русского литературного языка.



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

8класс.

1.Введение.Понятие о культуре речи и стилистике.

Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык - основа культуры речи. Пять функциональных стилей современного литературного языка.

Форма подведения итогов: анализ текста ( правильность, нормативность)

2.Культура речи и формы существования национального языка.

Диалекты. Жаргоны. Просторечия. Сленг.

Кодификация - закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о языковой норме. Виды норм ( языковая и речевая).

Форма подведения итогов: анализ текста ( выявление ненормативных и речевых ошибок и недочетов).

3.Секреты стилистики.

Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Понятие о полисемии.

Форма подведения итогов: контрольная работа ( зачет).

В результате усвоения программы первого года обучения обучающиеся ( воспитанники) должны

ЗНАТЬ:

- основные понятия курса, предметную терминологию;

- основные функциональные стили речи;

- виды языковой и речевой норм;

-основные приемы анализа текста с позиции курса « Основы стилистики и культуры речи»;

УМЕТЬ:

- выявлять речевые и языковые ошибки и недочеты в тексте;

- различать тексты разных жанров и разной стилистической направленности;

- составлять мини- тексты заданной стилистической направленности.

  1. класс.

Второй год обучения предполагает совершенствование и развитие знаний и умений, приобретенных за первый год изучения курса « Основы стилистики и культуры речи».

1.Коммуникативные качества речи.

Правильность, чистота речи, логичность, точность, благозвучие, выразительность, богатство, лаконичность. Уместность речи - регулятор коммуникативного процесса.

Форма подведения итогов: контрольная работа ( зачет).

3.Функциональные разновидности современного русского языка.

Русский литературный язык и его функциональные стили. Книжная и разговорная лексика. Функциональные стили: их особенности и области применения. Язык и стиль официально - деловой речи.

Форма подведения итогов: анализ текстов разной стилистической направлености.

3.Стилистический эксперимент.

Стилистическая окраска слов, оценка диалектизмов, жаргонизмов, сленга, использование историзмов и архаизмов, оценка неологизмов и заимствованных слов.

Форма подведения итогов: практическая работа ( анализ текстов).

В результате усвоения программы курса второго года обучения обучающиеся ( воспитанники) должны

ЗНАТЬ:

- основные коммуникативные качества речи;

- особенности функциональных стилей речи и области применения стилей;

- стилистические разновидности окраски слов;

- основные приемы конструирования документов;

УМЕТЬ:

- анализировать текст с точки зрения коммуникативных качеств речи ( правильность, чистота, логичность и др.);

- анализировать текст, определять его стилистическую направленость;

- различать книжный и разговорный стили по языковым и речевым признакам;

- создавать по образцу тексты официально - делового стиля - заявление, анкета, акт, служебная записка и др.;

- выделять, различать, исправлять в тексте слова, употребляемые за пределами нормативности ( жаргонизмы, сленг, диалектизмы и др.).



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема занятия

Теория/практика

Количество часов

1

Введение. Понятие о культуре речи

Т

2

2

Введение. Понятие о стилистике

Т

2

3

«Правильность речи». Что это такое?

Т

2

4

Правила «правильной» речи

Т

4

5

Наблюдаем, замечаем, оцениваем…

П

2

6

Понятие о литературном языке

Т

2

7

Составляющие литературного языка

Т

2

8

Литературный язык - основа культуры речи

Т

2

9

Анализ текстов разных стилей

П

2

10

Функциональные стили русского литературного языка

Т

2

11

Язык художественной литературы

Т

2

12

Язык документов

Т

2

13

Публицистика

Т

2

14

Разговорный стиль

Т

2

15

Язык науки

Т

2

16

Обобщение: пять функциональных стилей

Т

2

17

Наблюдаем, выделяем, различаем…

П

2

18

Анализ текста ( по выбору)

П

2

19

Языковая норма. Признаки нормы. Видв норм.

Т

6

20

Анализ эпизодов текстов с позиции нормативности.

П

2

21

Кодифицированная речь. Понятие. Сфера применения

Т

4

22

Учимся различать. Разговорная и кодифицированная речь

П

2

23

Виды норм. Языковая и речевая нормы

Т

4

24

Грамматическая норма

Т

2

25

Лексические и орфоэпические нормы

Т

2

26

Акцентологическая норма

Т

2

27

Практическая работа по теме « Нормативность»

П

4

28

Диалект - говор. Диалектизмы

Т

4

29

Слушаем, наблюдаем, анализируем…

П

4

30

Жаргон и жаргонизмы

Т

4

31

Просторечие. Разговорный стиль. Лексические и орфоэпические особенности

Т

2

32

Лексика - самая подвижная часть языка

Т

2

33

Активная лексика

Т

2

34

Пассивная лексика

Т

2

35

Демократизация или обеднение современных языка и речи?

Т

2

36

Лексическая сочетаемость

Т

2

37

Речевая культура и нарушение лексической и стилистической сочетаемости

Т

2

38

Анализ текста публицистического стиля

П

2

39

Анализ текстов научного и художественного стилей

П

4

40

Тавтология и чистота речи

Т

2

41

Тавтология и точность речи

Т

2

42

Смысловая неточность

Т

2

43

Плеоназм. и точность речи. Плеоназм и чистота речи

т

4

44

Практическая работа по теме « тавтология»

п

2

45

Практическая работа по теме «Плеоназм»

П

2

46

Что такое « речевая избыточность»?

Т

2

47

Предметная точность

т

4

48

Понятийная точность

Т

2

49

Значение слова и его сочетаемость

Т

2

50

Практическая работа по теме» Речевая избыточность»

п

4

51

Речевая недостаточность. Паронимы

Т

2

52

Ошибки в стилистической оценке слов

т

2

53

Ошибки в сочетаемости слов

Т

54

Синтаксическая омонимия

Т

2

55

Речевая недостаточность и эффективность общения

Т

2

56

Практическая работа по теме «Речевая недостаточность»

п

4

57

Полисемия. Многозначность слова. Семантика.

Т

2

58

Полисемия. Разные значения слов. Смысловые оттенки слов

т

2

59

Анализ текст с точки зрения чистоты и точности речи

п

2

ИТОГО:

104 часов - теория

40 часов - практика

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема занятия

Теория/практика

Количество часов

1

Коммуникативные качества речи

Т

2,5

2

Уместность речи - регулятор коммуникативного процесса

Т

2,5

3

Правильность речи

Т

2,5

4

Закономерность развития и функционирования языка

Т

2,5

5

Чистота речи

Т

2,5

6

Слова и выражения в речи, отвергаемы нормами морали и нравственности

Т

2,5

7

Слова - паразиты и слова - сорняки

Т

2,5

8

Литературный язык и чистота речи

Т

2,5

9

Анализ текста ( « Чистота речи»)

П

2,5

10

Анализ статьи К. И. Чуковского « Живой как жизнь. Разговоры о русском языке»

П

2,5

11

Логичность речи

Т

2,5

12

Логическое определение

Т

2,5

13

Алогичность речевых высказываний

П

2,5

14

Точность речи. Предметная точность

Т

2,5

15

Понятийная точность

Т

2,5

16

Точность словоупотребления

П

2,5

17

Правильное использование многозначных слов

П

2,5

18

Значение слова и его сочетаемость

П

2,5

19

Выразительность речи

Т

2,5

20

« Красноречие - искусство» ( М. В. Ломоносов)

Т

2,5

21

Образность, эмоциональность речи

Т

2,5

22

Невербальные средства общения и выразительности

Т

2,5

23

Выразительные средства языка

Т

10

24

Анализ текстов ( « Выразительные средства языка»)

П

10

25

Речевое богатство

Т

5

26

Полисемия. Омонимия

Т

5

27

Практическая работа ( « Омонимия»)

П

2,5

28

Благозвучие

Т

5

29

Анализ поэтических текстов ( конец 19 - начало 20 века)

П

5

30

Лаконичность речи. Основные признаки

Т

5

31

Анализ ранних рассказов А. П. Чехова ( к теме « Лаконизм и лаконичность»)

П

5

32

Уместность речи. Смысловая, понятийная культура речи

Т

10

33

Книжная лексика

Т

5

34

Разговорная лексика. Социальные перемены и их отражение в лексике.

Т

5

35

Анализ публицистической статьи

п

2,5

36

Функциональные стили и их особенности

Т

7,5

37

Области применения стилей

Т

2,5

38

Литературный язык и стили

Т

5

39

Подвижность функционально - стилистических границ

Т

5

40

Анализ тесктов разной стилистической направлености

П

7,5

41

Официально - деловая речь

Т

2,5

42

Язык и стиль

Т

2,5

43

Стилистическая окраска слов

Т

5

44

Оценка диалектов, она, сленга, просторечия

Т

5

45

Использование архаизмов и историзмов

Т

5

46

Практическая работа ( анализ текстов)

П

2,5

47

Оценка новых и заимствованных слов в текстах разной стилистической направленности

т

5

ИТОГО:

135 часов - теория

50 часов - практика

4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ФОРМЫ, МЕТОДЫ РАБОТЫ)

Большое место отводится разнообразным видам самостоятельной работы: работа с текстом ( ознакомительный анализ, создание ( конструирование) вторичного текста, тезисов, составление конспектов, развернутого плана и др.). Организуется наблюдение над речью, определяются элементы разной стилистической направленности, особенности стилистической разновидности окраски слов, создаются алгоритмы работы с текстом ( например, для конструирования текста стандартного документа), выявляются основные виды языковой и речевой норм. Наряду с углубленным освоением теоретического материала обучающиеся ( воспитанники) анализируют стилевые компоненты текстов разных жанров, содержащиеся в них художественные приемы, риторические фигуры, работают с текстами в качестве редакторов ( определяют языковые и речевые ошибки и недочеты, анализируют текстовый материал с точки зрения логики, уместности и точности словоупотребления, благозвучия, уместности речевых оборотов и др.

Формы и методы работы:

- наблюдение;

- анализ;

- проектная деятельность;

- оппонирование и защита ( первичный опыт);

- совершенствование ( редактирование по образцу и самостоятельно) текстов разной стилистической направленности;

- творческие работы ( сочинения, эссе и др.)



  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Основные критерии

Показатели

Способы отслеживания

1

Владение понятиями курса « Стилистика»: функциональные стили речи, языковая и речевая норма, коммуникативные качества речи и др.

Первый год обучения

Первый год обучения

Оперируют названными понятиями, используют в речи

Выполнение практических заданий ( устных и письменных)

Второй год обучения

Второй год обучения

Анализируют текст с позиций коммуникативных качеств речи; выявляют стилистическую направленность текста

Стилистический (первичный) анализ текста по образцу

2

Работа с текстом

Первый год обучения

Первый год обучения

Выявляют речевые и языковые ошибки и недочеты с точки зрения нормы, логики, выразительности, уместности и др.

Анализ текста

Второй год обучения

Второй год обучения

Создание (конструирование) вторичного текста

Редактирование первичного текста

3

Владение основными приемами конструирования ( создания) текста

Первый год обучения

Первый год обучения

Создание (составление) текста заданной стилистической направленности ( первичное)

Создание (конструирование) документа, статьи (эссе) и др.

Второй год обучения

Второй год обучения

Составление текстов официально - делового стиля

Заявление, анкета, служебная и объяснительная записки и др.

4

Культура устной и письменной речи

Первый год обучения

Первый год обучения

Соблюдает этические и эстетические нормы поведения, общения, овладевает культурой речи в общении

Стилистический эксперимент (ролевая игра)

Второй год обучения

Второй год обучения

Владение основными приемами культуры речи, выстраивание устной и письменной речи с точки зрения коммуникативных качеств речи и нормы

Выступление ( сообщение, доклад, первичное оппонирование и защита, письмо)

5.УРОВНИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КУРСА

Уровни

Первый год обучения

Второй год обучения

Низкий (репродуктивный)

-Умение различать тексты разной стилистической направленности, выделять их основные признаки.

-Умение выделять ненормированную речь.

- Определение стилистической окраски слов ( диалекты, просторечие, жаргон, сленг и др.).

-Умение различать книжную и разговорную лексику

- Знание основных коммуникативных качеств речи, умение находить в тексте стилистические особенности.

- Знание основных приемов конструирования текста

Средний ( стандартный)

- Составление текста по образцу ( алгоритму).

-Умение различать языковую и речевую нормы.

-Владение основными приемами создания документа, алгоритмом конструирования текста

- Умение создавать стандартный документ ( анкета, заявление и др.)

- Знание сферы применения и особенностей использования пяти основных функциональных стилей речи и языка

Высокий ( творческий)

- Оценка уместности в тексте стилистически окрашенных слов.

- Анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств речи

- Создание текстов заданной стилистической направленности ( самостоятельно)

-Редактирование текста

ЛИТЕРАТУРА.

Для учителя:

Солганик Г.Я. От слова к тексту.-М., 1993

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10 - 11 кл. - М,, 1996

Солганик Г. Я. Стилистика текста. - М,, 1997

Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М,, 1988

Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет. - М., 2002

Львов М. Р. Основы теории речи. - М., 2003

Для обучающегося ( воспитанника):

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М,. 1996

Васильева А. Н. Основы культуры речи. - М., 1990

Винокур Т. Г . Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. - М., 1993

Головин Б. Н. Как говорить правильно. - М., 1988

© 2010-2022