- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа курса «Основы стилистики и культуры речи»
Программа курса «Основы стилистики и культуры речи»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ольга А.Б. |
Дата | 18.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА КУРСА « Основы стилистики и культуры речи» (8-9 классы)
Автор: Будачева О.А.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
АКТУАЛЬНОСТИ КУРСА.
Современное общество ставит перед школой цель - формирование и развитие умений и навыков обучающихся, формирование предметных, надпредметных и метапредметных универсальных учебных умений, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями общества. Программы по русскому языку 5-9 классов ориентированы на овладение основными умениями и навыками орфографического и пунктуационного письма, овладение основными приемами культуры речи. Изучению же основ стилистики, расширенном представлении о культуре и нормативности речи, а также умению глубоко проникать в текст уделяется недостаточно внимания.
Практическое назначение предложенного курса « Основы стилистики и культуры речи» является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы и диктуемые социумом.
Программа курса рассчитана на воспитанников кружка Центра дополнительного образования, а также может рассматриваться в качестве элективного курса гимназического образования или факультатива для 8-9 классов.
Предложенная программа призвана способствовать формированию общей культуры личности и , в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных задач.
ЦЕЛЬ: развитие коммуникативной культуры обучающихся ( воспитанников), формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными стилями речи.
ЗАДАЧИ:
- расширить знания о разделе « Стилистика», о понятиях « текст», « функциональные стили речи», « культура речи»;
-дать основы стилистической грамотности;
-формировать умения анализировать текст, « конструировать» ( создавать) текст по образцу и самостоятельно, выявлять и оценивать изобразительные приемы в нем, умение вести диалог, полилог, умение оппонировать и др.;
-воспитывать культурно - ценностное отношение к русской речи;
-совершенствовать речевую культуру;
-Способствовать овладению системой норм русского литературного языка.
-
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
8класс.
1.Введение.Понятие о культуре речи и стилистике.
Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык - основа культуры речи. Пять функциональных стилей современного литературного языка.
Форма подведения итогов: анализ текста ( правильность, нормативность)
2.Культура речи и формы существования национального языка.
Диалекты. Жаргоны. Просторечия. Сленг.
Кодификация - закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о языковой норме. Виды норм ( языковая и речевая).
Форма подведения итогов: анализ текста ( выявление ненормативных и речевых ошибок и недочетов).
3.Секреты стилистики.
Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Понятие о полисемии.
Форма подведения итогов: контрольная работа ( зачет).
В результате усвоения программы первого года обучения обучающиеся ( воспитанники) должны
ЗНАТЬ:
- основные понятия курса, предметную терминологию;
- основные функциональные стили речи;
- виды языковой и речевой норм;
-основные приемы анализа текста с позиции курса « Основы стилистики и культуры речи»;
УМЕТЬ:
- выявлять речевые и языковые ошибки и недочеты в тексте;
- различать тексты разных жанров и разной стилистической направленности;
- составлять мини- тексты заданной стилистической направленности.
-
класс.
Второй год обучения предполагает совершенствование и развитие знаний и умений, приобретенных за первый год изучения курса « Основы стилистики и культуры речи».
1.Коммуникативные качества речи.
Правильность, чистота речи, логичность, точность, благозвучие, выразительность, богатство, лаконичность. Уместность речи - регулятор коммуникативного процесса.
Форма подведения итогов: контрольная работа ( зачет).
3.Функциональные разновидности современного русского языка.
Русский литературный язык и его функциональные стили. Книжная и разговорная лексика. Функциональные стили: их особенности и области применения. Язык и стиль официально - деловой речи.
Форма подведения итогов: анализ текстов разной стилистической направлености.
3.Стилистический эксперимент.
Стилистическая окраска слов, оценка диалектизмов, жаргонизмов, сленга, использование историзмов и архаизмов, оценка неологизмов и заимствованных слов.
Форма подведения итогов: практическая работа ( анализ текстов).
В результате усвоения программы курса второго года обучения обучающиеся ( воспитанники) должны
ЗНАТЬ:
- основные коммуникативные качества речи;
- особенности функциональных стилей речи и области применения стилей;
- стилистические разновидности окраски слов;
- основные приемы конструирования документов;
УМЕТЬ:
- анализировать текст с точки зрения коммуникативных качеств речи ( правильность, чистота, логичность и др.);
- анализировать текст, определять его стилистическую направленость;
- различать книжный и разговорный стили по языковым и речевым признакам;
- создавать по образцу тексты официально - делового стиля - заявление, анкета, акт, служебная записка и др.;
- выделять, различать, исправлять в тексте слова, употребляемые за пределами нормативности ( жаргонизмы, сленг, диалектизмы и др.).
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
-
№
Тема занятия
Теория/практика
Количество часов
1
Введение. Понятие о культуре речи
Т
2
2
Введение. Понятие о стилистике
Т
2
3
«Правильность речи». Что это такое?
Т
2
4
Правила «правильной» речи
Т
4
5
Наблюдаем, замечаем, оцениваем…
П
2
6
Понятие о литературном языке
Т
2
7
Составляющие литературного языка
Т
2
8
Литературный язык - основа культуры речи
Т
2
9
Анализ текстов разных стилей
П
2
10
Функциональные стили русского литературного языка
Т
2
11
Язык художественной литературы
Т
2
12
Язык документов
Т
2
13
Публицистика
Т
2
14
Разговорный стиль
Т
2
15
Язык науки
Т
2
16
Обобщение: пять функциональных стилей
Т
2
17
Наблюдаем, выделяем, различаем…
П
2
18
Анализ текста ( по выбору)
П
2
19
Языковая норма. Признаки нормы. Видв норм.
Т
6
20
Анализ эпизодов текстов с позиции нормативности.
П
2
21
Кодифицированная речь. Понятие. Сфера применения
Т
4
22
Учимся различать. Разговорная и кодифицированная речь
П
2
23
Виды норм. Языковая и речевая нормы
Т
4
24
Грамматическая норма
Т
2
25
Лексические и орфоэпические нормы
Т
2
26
Акцентологическая норма
Т
2
27
Практическая работа по теме « Нормативность»
П
4
28
Диалект - говор. Диалектизмы
Т
4
29
Слушаем, наблюдаем, анализируем…
П
4
30
Жаргон и жаргонизмы
Т
4
31
Просторечие. Разговорный стиль. Лексические и орфоэпические особенности
Т
2
32
Лексика - самая подвижная часть языка
Т
2
33
Активная лексика
Т
2
34
Пассивная лексика
Т
2
35
Демократизация или обеднение современных языка и речи?
Т
2
36
Лексическая сочетаемость
Т
2
37
Речевая культура и нарушение лексической и стилистической сочетаемости
Т
2
38
Анализ текста публицистического стиля
П
2
39
Анализ текстов научного и художественного стилей
П
4
40
Тавтология и чистота речи
Т
2
41
Тавтология и точность речи
Т
2
42
Смысловая неточность
Т
2
43
Плеоназм. и точность речи. Плеоназм и чистота речи
т
4
44
Практическая работа по теме « тавтология»
п
2
45
Практическая работа по теме «Плеоназм»
П
2
46
Что такое « речевая избыточность»?
Т
2
47
Предметная точность
т
4
48
Понятийная точность
Т
2
49
Значение слова и его сочетаемость
Т
2
50
Практическая работа по теме» Речевая избыточность»
п
4
51
Речевая недостаточность. Паронимы
Т
2
52
Ошибки в стилистической оценке слов
т
2
53
Ошибки в сочетаемости слов
Т
54
Синтаксическая омонимия
Т
2
55
Речевая недостаточность и эффективность общения
Т
2
56
Практическая работа по теме «Речевая недостаточность»
п
4
57
Полисемия. Многозначность слова. Семантика.
Т
2
58
Полисемия. Разные значения слов. Смысловые оттенки слов
т
2
59
Анализ текст с точки зрения чистоты и точности речи
п
2
ИТОГО:
104 часов - теория
40 часов - практика
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
-
№
Тема занятия
Теория/практика
Количество часов
1
Коммуникативные качества речи
Т
2,5
2
Уместность речи - регулятор коммуникативного процесса
Т
2,5
3
Правильность речи
Т
2,5
4
Закономерность развития и функционирования языка
Т
2,5
5
Чистота речи
Т
2,5
6
Слова и выражения в речи, отвергаемы нормами морали и нравственности
Т
2,5
7
Слова - паразиты и слова - сорняки
Т
2,5
8
Литературный язык и чистота речи
Т
2,5
9
Анализ текста ( « Чистота речи»)
П
2,5
10
Анализ статьи К. И. Чуковского « Живой как жизнь. Разговоры о русском языке»
П
2,5
11
Логичность речи
Т
2,5
12
Логическое определение
Т
2,5
13
Алогичность речевых высказываний
П
2,5
14
Точность речи. Предметная точность
Т
2,5
15
Понятийная точность
Т
2,5
16
Точность словоупотребления
П
2,5
17
Правильное использование многозначных слов
П
2,5
18
Значение слова и его сочетаемость
П
2,5
19
Выразительность речи
Т
2,5
20
« Красноречие - искусство» ( М. В. Ломоносов)
Т
2,5
21
Образность, эмоциональность речи
Т
2,5
22
Невербальные средства общения и выразительности
Т
2,5
23
Выразительные средства языка
Т
10
24
Анализ текстов ( « Выразительные средства языка»)
П
10
25
Речевое богатство
Т
5
26
Полисемия. Омонимия
Т
5
27
Практическая работа ( « Омонимия»)
П
2,5
28
Благозвучие
Т
5
29
Анализ поэтических текстов ( конец 19 - начало 20 века)
П
5
30
Лаконичность речи. Основные признаки
Т
5
31
Анализ ранних рассказов А. П. Чехова ( к теме « Лаконизм и лаконичность»)
П
5
32
Уместность речи. Смысловая, понятийная культура речи
Т
10
33
Книжная лексика
Т
5
34
Разговорная лексика. Социальные перемены и их отражение в лексике.
Т
5
35
Анализ публицистической статьи
п
2,5
36
Функциональные стили и их особенности
Т
7,5
37
Области применения стилей
Т
2,5
38
Литературный язык и стили
Т
5
39
Подвижность функционально - стилистических границ
Т
5
40
Анализ тесктов разной стилистической направлености
П
7,5
41
Официально - деловая речь
Т
2,5
42
Язык и стиль
Т
2,5
43
Стилистическая окраска слов
Т
5
44
Оценка диалектов, она, сленга, просторечия
Т
5
45
Использование архаизмов и историзмов
Т
5
46
Практическая работа ( анализ текстов)
П
2,5
47
Оценка новых и заимствованных слов в текстах разной стилистической направленности
т
5
ИТОГО:
135 часов - теория
50 часов - практика
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ФОРМЫ, МЕТОДЫ РАБОТЫ)
Большое место отводится разнообразным видам самостоятельной работы: работа с текстом ( ознакомительный анализ, создание ( конструирование) вторичного текста, тезисов, составление конспектов, развернутого плана и др.). Организуется наблюдение над речью, определяются элементы разной стилистической направленности, особенности стилистической разновидности окраски слов, создаются алгоритмы работы с текстом ( например, для конструирования текста стандартного документа), выявляются основные виды языковой и речевой норм. Наряду с углубленным освоением теоретического материала обучающиеся ( воспитанники) анализируют стилевые компоненты текстов разных жанров, содержащиеся в них художественные приемы, риторические фигуры, работают с текстами в качестве редакторов ( определяют языковые и речевые ошибки и недочеты, анализируют текстовый материал с точки зрения логики, уместности и точности словоупотребления, благозвучия, уместности речевых оборотов и др.
Формы и методы работы:
- наблюдение;
- анализ;
- проектная деятельность;
- оппонирование и защита ( первичный опыт);
- совершенствование ( редактирование по образцу и самостоятельно) текстов разной стилистической направленности;
- творческие работы ( сочинения, эссе и др.)
-
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
-
№
Основные критерии
Показатели
Способы отслеживания
1
Владение понятиями курса « Стилистика»: функциональные стили речи, языковая и речевая норма, коммуникативные качества речи и др.
Первый год обучения
Первый год обучения
Оперируют названными понятиями, используют в речи
Выполнение практических заданий ( устных и письменных)
Второй год обучения
Второй год обучения
Анализируют текст с позиций коммуникативных качеств речи; выявляют стилистическую направленность текста
Стилистический (первичный) анализ текста по образцу
2
Работа с текстом
Первый год обучения
Первый год обучения
Выявляют речевые и языковые ошибки и недочеты с точки зрения нормы, логики, выразительности, уместности и др.
Анализ текста
Второй год обучения
Второй год обучения
Создание (конструирование) вторичного текста
Редактирование первичного текста
3
Владение основными приемами конструирования ( создания) текста
Первый год обучения
Первый год обучения
Создание (составление) текста заданной стилистической направленности ( первичное)
Создание (конструирование) документа, статьи (эссе) и др.
Второй год обучения
Второй год обучения
Составление текстов официально - делового стиля
Заявление, анкета, служебная и объяснительная записки и др.
4
Культура устной и письменной речи
Первый год обучения
Первый год обучения
Соблюдает этические и эстетические нормы поведения, общения, овладевает культурой речи в общении
Стилистический эксперимент (ролевая игра)
Второй год обучения
Второй год обучения
Владение основными приемами культуры речи, выстраивание устной и письменной речи с точки зрения коммуникативных качеств речи и нормы
Выступление ( сообщение, доклад, первичное оппонирование и защита, письмо)
5.УРОВНИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КУРСА
-
Уровни
Первый год обучения
Второй год обучения
Низкий (репродуктивный)
-Умение различать тексты разной стилистической направленности, выделять их основные признаки.
-Умение выделять ненормированную речь.
- Определение стилистической окраски слов ( диалекты, просторечие, жаргон, сленг и др.).
-Умение различать книжную и разговорную лексику
- Знание основных коммуникативных качеств речи, умение находить в тексте стилистические особенности.
- Знание основных приемов конструирования текста
Средний ( стандартный)
- Составление текста по образцу ( алгоритму).
-Умение различать языковую и речевую нормы.
-Владение основными приемами создания документа, алгоритмом конструирования текста
- Умение создавать стандартный документ ( анкета, заявление и др.)
- Знание сферы применения и особенностей использования пяти основных функциональных стилей речи и языка
Высокий ( творческий)
- Оценка уместности в тексте стилистически окрашенных слов.
- Анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств речи
- Создание текстов заданной стилистической направленности ( самостоятельно)
-Редактирование текста
ЛИТЕРАТУРА.
Для учителя:
Солганик Г.Я. От слова к тексту.-М., 1993
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10 - 11 кл. - М,, 1996
Солганик Г. Я. Стилистика текста. - М,, 1997
Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М,, 1988
Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет. - М., 2002
Львов М. Р. Основы теории речи. - М., 2003
Для обучающегося ( воспитанника):
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М,. 1996
Васильева А. Н. Основы культуры речи. - М., 1990
Винокур Т. Г . Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. - М., 1993
Головин Б. Н. Как говорить правильно. - М., 1988