Рабочая программа по русскому языку и литературе для 8 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 и Программы по литературе Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой (под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева и при участии канд. пед. наук О.В. Чиндиловой). Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

Программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

Отсюда цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать

2.Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3.Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4.Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5.Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6.Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7.Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8.Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В программе выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум).

При рекомендации подходов к изучению учитывается значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста.

Произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются в аспекте, выбранном учителем в соответствии с запросами и возможностями учащихся.

Ориентация разделов программы на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

- соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

- эмоциональная ценность произведения;

- опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:

- национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

- способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

- психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.

Программа для 7-8-х классов учитывает, что это период формирования читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. В связи с этим в центре программы - произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

Учет возрастных интересов и возможностей учащихся при отборе содержания программы в 5~8-м кл. позволяет говорить о личностно ориентированном подходе к литературному образованию школьников.

В программе и реализующих ее учебных хрестоматиях и учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса.

Программа по литературе обеспечена учебниками Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой 8-й класс - «Дом без стен».

Учитель пользуется программой без каких-либо изменений, так как считает её полностью приемлемой для образовательного учреждения, соответствующей уровню подготовки учащихся, развивающей все основные компетенции, реализующей принцип непрерывности и преемственности образования.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю, 35 уч.недель)

Рабочая программа ориентирована на освоение учащимися 8 класса следующих умений:

- читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики;

- выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть;

- воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое;

- выявлять авторское отношение к изображенному;

- определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

- выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;

- работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;

- понимать связь изученного произведения со временем его написания (5-8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8 кл.);

- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров.


















Учебно-тематический план:


№ п/п

Тема

Кол - во часов

Кол - во контрольных работ

1

Введение

1


2

Пролог. «Человек толпы. Человек в толпе»

13

Классное сочинение №1

3

Действие I. «Человек размышляющий»

13

Классное сочинение №2

4

Действие II. «Человек чувствующий»

12

Домашнее сочинение№1

5

Действие III.

23

Домашнее сочинение №2

Домашнее сочинение №3

6

Финал. Большой «маленький человек»

8



Итого

70











ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

по ЛИТЕРАТУРЕ за курс 8 класса:


К концу 8 класса

I. Учащиеся должны знать:

  • Авторов и содержание изученных произведений.

  • Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).

  • Жанры всех трёх родов литературы.

  • Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространённые жанры.

  • Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

  • Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.

  • Основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи.

  • Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

II. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  • Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.

  • Сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  • Различать эпические, драматические и лирические произведения.

  • Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  • Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарём литературных терминов.

  • Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов.

  • Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  • Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.

  • Выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  • Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации, развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

Программа: Программа по литературе для основной школы. 5-9 классы

Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева

Количество часов по программе - 70 ч.


Учебник: Литература. «Дом без стен». Учебник для 8 класса основной школы /

под научной ред. А.А.Леонтьева.

Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва

М.: Баласс, 2008-2010

Дополнительные дидактические материалы:

п/п



Автор



Название

Год

издания



Издательство

1



Е.С.Барова

Методические рекомендации для учителя. Уроки литературы в 8 классе по учебнику «Дом без стен»



2014

М:

Баласс

2

  • Барова Е.С., Чиндилова О.В.


  • Тетрадь по литературе. 8 кл.: (к учебнику «Дом без стен»). - М. : Баласс, 2012

2014

М. : Баласс, 2012.

3



4





п/п

Тема урока

Кол -во часов

Дата

Минимум содержания

КНИГА 1

1

Введение. Входя в «Дом без стен»…

1

Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.

Пролог. «Человек толпы. Человек в толпе»

13

Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.

  • Теория литературы.

Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм, как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.

2

Все мы неповторимы (В.В. Маяковский. «Надоело»;

А.А. Блок «Незнакомка»)

1


Н.В. ГОГОЛЬ «ШИНЕЛЬ»


3 - 4

Пожалейте человека!

2

Н.В. Гоголь «Шинель» (в сокращении). Протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина.

5

«Но женщина тут, впрочем, ни при чём...»

(Ю.Д. Левитанский «Как показать зиму»;

А.П. Чехов «Душечка»)

1


М.А. БУЛГАКОВ «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»


6 - 7

Последствия одного опыта

2

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества.


Н.В. ГОГОЛЬ «РЕВИЗОР»


8

«Зачем к нам ревизор?»

1

«Ревизор». Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности.

9

«Маленький человек» или «творческая личность»?

1

10

«Нам нужно бы кое-что предпринять»

1

11

«В том-то и штука, что он не уполномоченный и не особа!»

1

12

Остановись и подумай!

1

13 - 14

Развитие речи. Классное сочинение № 1

по прологу «Человек толпы. Человек в толпе»

2


Действие I. «Человек размышляющий»

Картина 1. «Сомнение»

13

Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действительность в литературе. Для текстуального изучения.

15

«Я люблю сомневаться во всём…» (_ А.П. Чехов «Крыжовник»; П.А. Вяземский «Жизнь наша в старости -

изношенный халат»)

1

А.П. Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии.

16

В сомнениях, человек, воздержись?!

(А.П. Чехов «О любви»; В.М. Тушнова «Мы шли пустынной улицей вдвоём...»; А.А. Фет «Ласточки»)

1


Картина 2. «Осмысление»


Теория литературы. Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Рассказ как эпический жанр.

17 - 18

Горечь осмысления. (В. Шекспир «Гамлет»;

А.А. Тарковский «Жизнь, жизнь»)

2


  • В. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение.

Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.

19

Холодные воды реки Оккервиль

(Т.Н. Толстая «Река Оккервиль»;

П. Верлен «Целует клавиши прелестная рука»)

1

Т.Н. Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.


ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»


20

Как научить осмыслению?

1

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.

21

Путь исканий господина де Мольера

1

22

Разумный или неразумный

1

23

«...И я вам скажу напрямик: я не дворянин»

1

24

Размышляем, размышляем...

(Ф.И. Тютчев «Когда дряхлеющие силы...»; А.А. Ахма-

това «Нам свежесть слов и чувства простоту...»; Ми-

шель Монтень «Опыты»)

1

25

Остановись и подумай

(Е.А. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»

1

26 - 27

Развитие речи. Классное сочинение № 2

по действию I. «Человек размышляющий»

2


Действие II. «Человек чувствующий»

Картина 1. «Переживание»

12

Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе


Н.М. КАРАМЗИН «БЕДНАЯ ЛИЗА»


28

Сентиментализм и творчество Н.М. Карамзина

1

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.

29

Ах, матушка! Ах, Эраст!

1

30

Ах, бедная, бедная Лиза!

1

31

Ах, вечно прекрасная природа!

(Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим!»;

Е.А. Баратынский «Разуверение»)

1

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора. «Русский язык». Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении.

32

«Прощай же, грусть…» (Ф. Саган «Здравствуй, грусть»)

1

Ф. Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других.

33

«...И здравствуй, грусть» (Ф. Саган «Здравствуй,

грусть»; П. Верлен «Сентиментальная беседа»;

А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом»)

1

Стихи о родине: Ф. Тютчев «Умом Россию не понять...», А. Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А. Галич «Когда я вернусь...». Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев


Картина 2. «Разочарование»


34

Горькие разочарования пророков (М.Ю. Лермонтов

«Пророк»; А.П. Чехов «Палата № 6»)

1

35

Разочарованные странники (С.Д. Довлатов «Наши»;

Е.А. Евтушенко «Итальянские слёзы»)

1

С.Д. Довлатов «Наши» (в сокращении). Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.


Картина 3. «Ностальгия»


36

Что такое любовь к родине? (Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги»;

А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя...»)

1

37

«Нет, не забыть тебя сердцу вовек…» (С.А. Есенин

«Шаганэ ты моя, Шаганэ...»; О.Э. Мандельштам

«Я вернулся в мой город, знакомый до слёз...»;

А.А. Ахматова «Мне голос был...»; И.С. Тургенев

«Русский язык»)

1

Стихи о родине: Ф. Тютчев «Умом Россию не понять...», А. Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А. Галич «Когда я вернусь...». Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев

38

«Когда я вернусь...» (А.А. Галич «Когда я вернусь…»;

Ю.В. Бондарев «Выбор»)

1

39

Р/р Остановись и подумай. Подготовка к домашнему сочинению

1

Теория литературы. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр.


КНИГА 2



Действие III. «Человек действующий»

Картина 1. «Борьба»

23

Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер. Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория.

40

«Храните гордое терпенье…» (А.С. Пушкин «Во глуби-

не сибирских руд...»; В. Гюго «Отверженные» )

1


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «МЦЫРИ»


41 - 42

Романтизм и романтическая поэма

2

«Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА,

МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»


М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне...». Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.

43

Борьба царя Ивана Грозного

1

44

Борьба опричника Кирибеевича

1

45

Борьба купца Калашникова

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению

1


Э. ХЕМИНГУЭЙ «СТАРИК И МОРЕ»


Э. Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести. Сила характера старика.

46 - 47

«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»

2


Картина 2. «Самосоздание»


48

Противоречивый путь самосоздания

(Б.Л. Пастернак «Во всём мне хочется дойти до самой

сути…»; Ф. Стендаль «Красное и чёрное»)

1

49

«… Если потуже затянуться ремнём» (Б.Л. Васильев

«Завтра была война»; А.С. Пушкин «К Чаадаеву»)

1

Б. Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.


Картина 3. «Затмение»


50

«Как будто в мире страшное затменье…»

(В. Шекспир «Отелло»)

1

51

«Грохот погибающей планеты» (Б.А. Лавренёв

«Сорок первый»)

1

52

Блуждания среди света и тьмы (В.Т. Шаламов

«Последний бой майора Пугачёва»)

1

В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое Я

53

Горькая философия поэтов (А.С. Пушкин «Анчар»;

В.С. Высоцкий «Притча о Правде и Лжи»)

1

54

«Противное человеческому разуму и всей

человеческой природе событие» (В.В. Маяковский

«Мама и убитый немцами вечер»; Э.-М. Ремарк

«На Западном фронте без перемен»; А. Рембо «Зло»)

1


Картина 4. «Подвиг»



Н.А. НЕКРАСОВ «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»


Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» (в сокращении). Самоотверженность героинь поэм. Поступок героя как способ создания характера.

55

«Пускай горька моя судьба - я буду ей верна!»

1

56

«...И душу мою наполнило чувство святое»

1

57

«Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!»

(К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»)

1

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер, героическое начало в думе.

58

«Всё дело в последнем дюйме»

(Дж. Олдридж «Последний дюйм»)

1

Дж. Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия.

59

Трагические строки о подвиге (М.А. Светлов «Гренада»;

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»)

1

60

Остановись и подумай

1


  • Теория литературы.

Героический характер в литературе. Прием контраста как способ создания характера. Способы создания характера литературного героя (обобщение). Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа.

61 - 62

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению

по действию III «Человек действующий»

2


Финал. Большой «маленький человек»

8

Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы.

63 - 64

«Дорогою свободной / Иди, куда влечёт тебя

свободный ум» (А.С. Пушкин «Поэту»;

А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий

«Понедельник начинается в субботу»)

2


М. ГОРЬКИЙ «СКАЗКИ ОБ ИТАЛИИ»


М. Горький «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»). Великая сила маленького человека.

65 - 66

«Маленький человек, когда он хочет работать, -

непобедимая сила!»

2

67 -68

Оглянемся назад (заключение)

2

Теория литературы. Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой - характер - образ (соотношение понятий).

69 - 70

Резервные уроки

2

















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 и Программы по русскому языку Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой (под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева и при участии канд. пед. наук

О.В. Чиндиловой).

Рабочая программа составлена в преемственности с программой для первой ступени образования, является логическим её продолжением и направлена на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи организации учебной деятельности:

• формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:

  • Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

  • Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

  • Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

• Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

• Формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

• Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей и задач образовательной программы школы - формирование у учащихся способностей к осуществлению ответственного выбора индивидуальной траектории развития.

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Технологии, методики:

  • проблемно - диалогическое обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)


В результате изучения курса русского языка в 5-9 классе ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Итог реализации программы осуществляется в следующих формах контроля:

  • диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);

  • комплексный анализ текста;

  • осложненное списывание; тест;

  • составление сложного и простого плана к тексту;

  • изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

  • составление диалога на заданную тему;

  • составление текста определенного стиля и типа речи;

  • сочинение (описание пейзажа, помещения, человека);

  • составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

  • редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

работа с деформированным текстом





п/п

Тема урока

Кол -во часов

Дата

Минимум содержания

Введение

1

1

Русистика - наука орусском языке

1

Наука о русском языке. Русистика и её разделы. Развитие науки о русском языке в 18 - 21 вв. Видные учёные - русисты и их работы.Основные направления в русистике наших дней.

Повторение и углубление изученного в 5-7-м классах

37

I. Фонетика

2

Фонетическая система. Классификация звуков. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных звуков. Слог. Ударение словесное и логическое. Интонация и её основные элементы (логическое ударение, пауза, тон, темп речи, мелодика)

2

Фонетика. Классификация звуков русского языка

1

3

Слог и слогоделение. Ударение. Интонация

1


II. Орфоэпия

1

Предмет изучения орфоэпии

4

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

1

III. Графика

1

5

Систематизация знаний о русской графике

1

IV. Орфография

18

Систематизация знаний по орфографии. Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограммы. Орфографическое правило.

Типы орфограмм. Орфограммы - гласные буквы.Орфограммы - согласные буквы. Орфограммы-буквы ъи ь.

Орфограммы-большиебуквы. Орфограммы-пробелы. Орфограммы - дефисы. Орфограммы-контакты.

6

Систематизация знаний по орфографии

1

7

Типы орфограмм. Орфограммы-буквыгласных (опознавательный признак -безударное положениегласного)

1

8

Входной контрольный диктант

1

9

Орфограммы-буквыгласных (опознавательный признак - наличие шипящих или цперед гласными)

1

10

Р/р Свободный диктант

1

11

Орфограммы - буквы согласных (опознавательный признак -

положение на концеслова и в стечениисогласных)

1

12

Орфограммы - буквы согласных (опознавательный признак -

наличие н на концеслова).

1

13

Р/р Свободный диктант

1

14

Орфограммы-буквы ъи ь разделительные

1

15

Орфограмма-буква ьнеразделительный

1

16

Орфограммы-большиебуквы

1

17

Орфограммы-пробелы. Орфограммы-контакты (опознавательный признак - наличие не, ни).

1

18

Р/р Свободный диктант

1

19

Орфограммы-пробелы. Орфограммы-контакты (опознавательный признак - наличие бы, же, предлогов).

1

20

Р/р Свободный диктант

1

21

Орфограммы-дефисы.

Р/р Свободный диктант

1

22-23

Контрольный диктант №1 и его анализ

2


V. Лексика. Фразеология

4

24

Систематизация знаний по лексике и фразеологии

1

Систематизация знаний по лексике: слово как основная единица языка,

Лексическое значение слова, многозначность, омонимы, антонимы, синонимы; нейтральные и стилистически окрашенные слова; тематические группы слов.

Прямое и переносное значение слов. Профессиональные слова. Происхождение слов; исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Диалектные слова. . Фразеологизмы, лексическое значение фразеологизмов. Систематизация знаний по лексикографии: виды словарей. Этимология. Этимологический словарь русского языка

25

Общеупотребительнаялексика и лексика, ограниченная в употреблении. Диалектные слова

1

26

Профессиональныеслова

1

27

Виды словарей

1


VI. Этимология

6

28

Происхождение словрусского языка

1

29

Р/р Речь. Устная иписьменная речь. Разговорная речь. Художественный текст повествование

1

30 - 31

Р/р Контрольное подробное изложение №1 художественного текста-повествования с элементами рассуждения

2

32

Анализ изложения. Работа над ошибками

1

33

Р/р Контрольное сочинение-рассказ №1 «Как я однажды...»

1


VII. Морфемика.

Словообразование

1

Систематизация знаний: морфема (значимая часть слова),корень, суффикс, приставка, окончание, основа (производная и производящая),членение слова на морфемы, чередование звуков в корне слова, основные способы словообразования, словообразование частей речи, морфемные и словообразовательные словари. Неморфологические способы образования

34

Морфемика. Способы словообразования

1


VIII. Морфология

4

Систематизация знаний: лексическое и грамматическое значение слова, способы выражения лексического и грамматического значения, части речи: обобщённое значение, морфологические признаки, функция в предложении, знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи, междометия. Классификация частей речи

35

Морфология. Классификация частей речи

1

36

Систематизация знаний о самостоятельных частях речи

1

37

Систематизация знаний о служебныхчастях речи и междометиях

1

38

Р/р Речь. Разговорныйстиль. Повествованиес элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного

1


Синтаксис. Пунктуация

83

Предмет изучения синтаксиса. Цели изучения синтаксиса в школе.

Систематизация знаний о словосочетании: функция словосочетания, строение словосочетания способы связи слов в словосочетании. Систематизация знаний о предложении: функция предложения, виды предложений по цели высказывания восклицательные предложения, смысловая функция интонации, простое и сложное предложение.

Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. Стилистическая функция порядка слов в предложении.

Способы связи предложений в тексте. Цепной и параллельный способ связи. Предмет изучения пунктуации. Принципы русской пунктуации. Пунктуационное правило. Функции знаков препинания.

Систематизация знаний: грамматическая основа предложения, средства связи в простом предложении, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы выражения подлежащего, типы сказуемого; второстепенные члены предложения, способы их выражения, виды обстоятельств. Предложения нераспространённые/ распространённые. Предложения односоставные/ двусоставные. Типы односоставных предложений. Стилистические функции разных типов простого предложения. Предложения полные/ неполные. Определения согласованные/ несогласованные. Приложение как особый вид определения. Сравнительный оборот.

Тире в простом предложении. Пунктуация в предложении со сравнительным оборотом.

Осложнённое предложение.

Систематизация изученного об однородных членах предложения: понятие «однородные члены предложения», союзы при однородных членах предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения.

Однородные и неоднородные члены предложения. Стилистические функции однородных членов предложения.

Знаки препинания между однородными членами предложения.

Понятие об обособленных членах предложения. Обособленные определения, приложения. Обособленные дополнения. Обособленные обстоятельства. Обособленные уточняющие члены предложения. Синонимика предложений с обособленными членами предложения и простых (сложных) предложений. Стилистические функции осложнённых предложений.

Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Предложения с обращениями, вводными словами и предложениями. Систематизация изученного: обращение и его роль в речи.

Обращение в художественном тексте.

Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения. Вставные предложения. Стилистические функции обращений, вводных слов, вставных предложений.

Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных предложениях.

Развитие речи.

Текст.Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Повествование в художественном тексте. Рассказ. Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного.

Публицистический стиль (расширение понятия).

Повествование и описание в публицистическом стиле. Отзыв о книге. Описание с элементами рассуждения. Портретный очерк.

Научный стиль (расширение понятия)

Повествование в научном стиле. Рассуждение с элементами повествования и описания в научном стиле.

Тезисы и конспект. Доклад.

Официально - деловой стиль (расширение понятия)

Тексты официально - делового стиля: заявление, автобиография

39

Синтаксис. Основныеединицы синтаксиса

1

40

Словосочетание. Видысвязи слов в словосочетании

1

41

Виды словосочетанийпо главному слову.

Синтаксический разбор словосочетания

1

42

Предложение. Классификация предложений

1

43

Пунктуация. Функции знаков препинания.

1

44

Р/р Свободный диктант

1

45

Р/р Речь. Научныйстиль. Рассуждение сэлементами повествования

1

46

Р/р Тезисы и конспект

1

47

Доклад

1


Простое предложение

74

48

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения

распространённые инераспространённые

1

49

Предложения односоставные и двусоставные

1


1. Двусоставные

предложения

21

50 - 51

Способы выраженияподлежащего

2

52

Способы выражениясказуемого

1

53

Простое глагольноесказуемое

1

54

Составное глагольноесказуемое

1

55

Составное именноесказуемое

1

56 - 57

Контрольный диктант №2 и её анализ

2

58 - 59

Тире между подлежащим и сказуемым

1

60

Определение. Способывыражения определения. Согласованныеопределения

1

61 - 62

Согласованные и несогласованные определения

2

63

Приложение как видопределения.

1

64

Р/р Свободный диктант

1

65

Дополнение. Способывыражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение

1

66 - 67

Обстоятельство. Видыобстоятельств. Способы выражения обстоятельств. Сравнительный оборот в роли

обстоятельства.

1

68

Р/р Свободный диктант

1

69 - 70

Р/р Речь. Соединениеразных типов речи водном тексте. Отзыв о книге.

Р/р Контрольное сочинение №2 Написание отзыва о самостоятельно прочитанной книге

2


2. Односоставные предложения с главным членом-сказуемым

10

71 -72

Определённо-личныепредложения.

2

73

Р/р Свободный диктант

1

74 - 75

Неопределённо-личные предложения

2

76

Обобщённо-личныепредложения.

1

77

Р/р Свободный диктант

1

78 - 79

Безличные предложения.

2

80

Р/р Свободный диктант

1


3. Односоставные предложения с главным членом-подлежащим

2

81

Назывные предложения.

1

82

Р/р Свободный диктант

1


4. Полные и неполные предложения

7

83 - 84

Понятие о неполныхпредложениях.

2

85

Р/р Свободный диктант

1

86 - 87

Р/р Речь. Публицистический стиль.

Контрольное подробное изложение №2 текста публицистического стиля

2

88

Анализ изложения. Работа над ошибками

1

89

Р/р Соединение разных типов речи водном тексте. Портретный очерк

1


5. Осложнённыепредложения

32

90 - 91

Предложения с однородными членами.

Союзы при однородных членах предложения

2

92 - 93

Предложения с обобщающим словом приоднородных членах.

2

94

Р/р Свободный диктант

1

95 - 96

Однородные и неоднородные определения.

Р/р Контрольное сочинение №3 Описание внешности человека с использованием однородныхи неоднородных определений

2

97 - 98

Контрольный диктант №3 и его анализ

2

99

Понятие об обособлении

1

100

Обособленные определения. Согласованныеобособленные определения

1

101

Несогласованные обособленные определения.

1

102

Р/р Свободный диктант

1

103

Обособленные приложения

1

104

Обособленные приложения (продолжение).

1

105

Р/р Свободный диктант

1

106

Обособленные дополнения

1

107 - 108

Обособленные обстоятельства

2

109

Р/р Свободный диктант

1

110 - 111

Обособленные уточняющие члены предложения

2

112

Р/р Творческий диктант

1

113

Сравнительный оборот

1

114

Вводные слова

1

115 - 116

Вводные предложения. Вставные предложения.

2

117

Р/р Свободный диктант

1

118 - 119

Обращение. Предложения с обращениями

2

120 - 121

Контрольный диктант №4 и его анализ

2


Повторение изученного в 8-м классе

19

122

Комплексное повторение (анализ текста)

1

123 - 124

Комплексное повторение (орфограмма в корне)

2

125 - 126

Комплексное повторение (знаки препинания при прямой речи, цитировании, приложении)

2

127 - 128

Комплексное повторение (состав слова, фонетика)

2

129

Комплексное повторение (правописание омонимичных частей речи)

1

130 - 131

Комплексное повторение (знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах)

2

132

Комплексное повторение ( тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении)

1

133 - 134

Комплексное повторение (правописание приставок, правописание производных предлогов)

2

135

Контрольный диктант №5

2

136 - 137

Комплексное повторение ( виды предложений по наличию главных членов)

2

138-139

Комплексное повторение (виды односоставных предложений)

2

140

Итоговый урок

1























Учебно - тематический план

№ п/п

Темы

Кол - во часов

Кол - во контрольных работ

1

Введение

1


2

Повторение и углубление изученного в 5-7-м классах

37

Входной контрольный диктант

Контрольный диктант №1

Контрольное изложение №1

Контрольное сочинение №1

3

Синтаксис. Пунктуация

83

Контрольный диктант №2

Контрольное сочинение №2

Контрольное изложение №2

Контрольное сочинение №3

Контрольный диктант №3

Контрольный диктант №4

4

Повторение изученного в 8-м классе

19

Контрольный диктант №5


Итого

140


















Список литературы



Для учителя

  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;

  • Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы.



Для ученика



  • Словари русского языка

Исаева Н.А. Дидактический материал ( упражнения) к учебнику «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и др. Пособие для учащихся. М.: Баласс, 2014.

  • Барова Е.С., Богданова М.Р

Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 8-й класс



© 2010-2022