Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                  Рабочая  программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования»  для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М:Мнемозина, 2009г.  учителем русского языка Галкиной С.Г   и рассчитана на 1 час в неделю, в год — 34 часа.        Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе.  Необходимо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М:Мнемозина, 2009г. учителем русского языка Галкиной С.Г и рассчитана на 1 час в неделю, в год - 34 часа.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе. Необходимость сконцентрировать авторскую программу возникла в связи с тем, что программа элективного курса «Секреты русского словообразования» для 9 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, что не соответствует учебному плану школы на 2014-2015 учебный год, где на изучение элективного курса по русскому языку в 9 классе отведено 17 часов в год. По причине вносимых в программу изменений уменьшено количество часов на изучение следующих разделов:

«Исторические изменения в структуре слова» до 8 часов;

«Изобразительные возможности русского словообразования» до 9 часов.

Курс посвящен одному из самых интересных лингвистики - русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке - слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.

Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.

В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помога­ет не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов группы:

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 классРабочая программа элективного курса по русскому языку 9 классРабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 классРабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс И Т.П.

Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приемами их использования в художественных текстах.

Планирование соответствует базисному учебному плану на базовом уровне обучения.

Тематическое распределение часов

Разделы, темы

Количество часов

Программа С. И. Львовой

Рабочая программа по классам

9 класс

I

Исторические изменения в структуре слова

17

8

Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).

5

2

Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки

3

2

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание

6

3

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.

3

1

II

Изобразительные возможности русского словообразования

17

9

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.

4

2

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием.

2

1

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова.

3

1

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах

1

1

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем

4

2

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

1

1

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка

2

1

Итого:

34

17
























Содержание тем учебного курса

Исторические изменения в структуре слова (8 ч)

Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).

Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание.

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.

Изобразительные возможности русского словообразования (9 ч)

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др.

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе изучения элективного курса у учащихся должны быть сформированы следующие умения:

- умение правильно выполнять различные виды разборов (лексический, словообразовательный, морфемный);

- умение анализировать сложные явления языка (орфографические, лексические, грамматические, стилистические) с точки зрения образования слова ;

- умение выполнять орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;

-умения, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа;

-умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Тип занятия

Содержание работы и деятельность учащихся

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт


Исторические изменения в структуре слова

8



1-2

Исторические изменения в структуре слова (появления новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем)

2

лекция с попутной беседой

Беседа на актуализацию сведений, известных учащимся. информирующая лекция учителя об исторических изменениях в морфемном составе слова (опрощение, переразложение, усложнение). Наблюдение над лингвистическим материалом.

Знать и уметь определять появления новых морфем, что такое опрощение, переразложение, усложнение. Как изменяется звуковой облик морфем.

01/09

15/09

3-4

Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.

2

лекция, эвристическая беседа

Знакомство с иноязычными элементами при образовании слов (Словообразовательные и семантические кальки). Наблюдение над лингвистическим материалом.

Работа с текстами художественных произведений, самостоятельная работа

Знать что представляют из себя словообразовательные и семантические кальки. Уметь находить их в текстах.

29/09

06/10

5-7

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание.

3

лекция, эвристическая беседа

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов.

Работа с текстами художественных произведений

Уметь производить этимологический анализ слова.

20/10

03/11

17/11

8

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними;

1

Самостоятельная работа

Использование словарей для комментария исторических изменений в морфемной структуре слов.

- урок - практикум

Работа с текстами устного народного творчества, самостоятельная работа

Знать что представляют из себя словари, уметь работать с ними.

01/12


Изобразительные возможности русского языка

9



1-2

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.

2

лекция, эвристическая беседа

На основе языковедческого материала показать, что словообразовательный повтор помогает вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначить позицию автора. Познакомить с видами словообразовательных повторов, особенностями употребления паронимов в речи, правилами употребления этих слов, а также типичными ошибками. Работа с лингвистическим материалом.

Работа с текстами художественных произведений, самостоятельная работа

Знать виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов, повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели.

Уметь различать слова-паронимы и правильно их использовать.

15/12

15/01

3

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием.

1

лекция, эвристическая беседа

На основе языковедческого материала показать, что слова с суффиксами оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев.

Наблюдение за использованием слов с суффиксами оценки в произведениях устного народного творчества и в художественной речи.

-урок - практикум.

Работа с текстами художественных произведений

Уметь находить в текстах слова с суффиксами субъективной оцен­ки.

Знать особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества.

29/01

4

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова

1

лекция, эвристическая беседа

Формирование представления о слове как системе разных языковых значений, передающихся с помощью морфем. Усвоение последовательности разбора слова по составу с учетом значения морфем. «Живые» словообразовательные связи между производными и производящими словами Сопоставительный анализ морфемного строения и написания слова.

Работа с текстами художественных произведений, самостоятельная работа

Знать понятие "семантизация морфем".

Знать и уметь определять основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в текс­те; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смыс­ловое сопоставление производного и производящего слова и др.

12/02

5

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.

1

лекция, эвристическая беседа

Наблюдение за использованием двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах

Работа с текстами художественных произведений

Уметь находить двухприставочные глаголы в произведениях народного творчества.

26/02

6-7

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем.

2

исследовательская работа в группах

Учить выявлять скрытое в слове образное значение путём осмысления его морфем. Формирование умений самостоятельно и творчески применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия; интенсивное формирование речевой деятельности - устной и письменной Работа с лингвистическим материалом.

Работа с текстами художественных

произведений,

Иметь представление о внутренней форме слова.

Знать понятие "этимологизация" и уметь находить примеры использования приёма этимологизации.

12/03

2/04

8

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

1

лекция, эвристическая беседа, исследовательская работа

Познакомить с ассоциативными каламбурами и их стилистической ролью в художественном тексте.

Работа с текстами художественных произведений, составление устных высказываний

Иметь представление о каламбурах и понимать, как они строятся.

16/04

9

Словообразовательная модель как источник пополнения сло­варного состава языка.

1


Наблюдение за использованием в художественных текстах специфических словообразовательных моделей, придающих тексту яркость, выразительность, индивидуальность (индивидуально-авторские окказионализмы).

Знать понятие «окказионализм».

Уметь определять стилистическую роль окказионализмов в художественном тексте.

Уметь использовать разные словообразовательные модели как источник пополнения словарного состава языка.

30/04


Итого

17





Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса


ЛИТЕРАТУРА для учащихся

Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - М., 2000.

Беднарская Л. Д. Грамотный человек. - Тула, 2003.

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. - М., 2002, 2003-2004

Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. - М., 2005.

Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.

Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М., 2000.

Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. - М., 2004.

Словари

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1999.

Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). - 2-е изд. - М., 2001.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М., 2004.

Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. - М.. 2002.

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание)

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 4-е изд. - М., 1999.

Для учителя

Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. - М., 1990.

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000

Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 1983.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. - Ростов на-Дону, 2005.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. - М., 2000.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 8-9 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10-11 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М., 2004.

Мучник Б. С. Культура письменной речи. - М., 1996.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. - М.,1996.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

план

факт

I.

Исторические изменения в структуре слова

8


1-2

Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).


3

Использование иноязычных элементов при образовании слов.


4

Словообразовательные и семантические кальки


5

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов.


6-7

Этимологический анализ слова и его написание


8

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.


II.

Изобразительные возможности русского словообразования

9ч.


9-10

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.


11

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием.


12

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова.


13

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах


14-15

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем


16

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.


17

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка


Итого:

17ч.




© 2010-2022