Рабочая программа курса по выбору Говори и пиши правильно

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя образовательная школа №11»

Елабужского муниципального района РТ

"РАССМОТРЕНО" "СОГЛАСОВАНО" " УТВЕРЖДЕНО"

Председатель муниципальной Заместитель директора Директор

экспертной комиссии по УР МБОУ «СОШ №11»

_______/Р.И. Зарипов МБОУ «СОШ №11» _____/В.С.Зайдуллина Протокол № _______ от ___________ /С.А.Крюков Приказ №_______ от

«_____»_____08___2015 «_____»___08____2015 «____»_08___2015






Программа курса по выбору

по русскому языку для 9 класса

«Учись писать грамотно"

Ивановой Евгении Николаевны








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол _№___от

«___»_______________2015 г.

















2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Учись писать грамотно» для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе Примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее обучающимся усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственной итоговой аттестации.

Данный курс рассчитан на обучающихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Данный курс поможет педагогу организовать систематическую и качественную подготовку обучающихся к ГИА.

Предлагаемый курс предназначен для учителей русского языка, работающих в 9классах общеобразовательных учреждений для подготовки обучающихся к ГИА, рассчитан на учащихся 9 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня.

Программа разработана с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ГИА 2015, 2016 года, а также перечень заданий КИМов 2015, 2016 года.

При составлении программы «Учись писать грамотно» учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.

Курс «Учись писать грамотно» способствует:

  • психологической адаптации обучающихся на экзамене;

  • подготавливает к написанию выборочного изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

  • знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене (по результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков)

  • усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания.

Актуальность данной программы несомненна: русский язык является обязательным предметом для сдачи его при прохождении государственной итоговой аттестации, и поэтому каждый обучающийся 9 класса должен приобрести навыки решения тестовых заданий, раскрывать тему на лингвистическом материале, владеть приемами сжатия текста и др.

Место факультатива в образовательном процессе.

Большинство обучающихся не в состоянии самостоятельно подготовиться к экзамену, несмотря на многочисленные электронные и цифровые ресурсы (демоверсии, электронные тренажеры и т.д.) обучающимся необходимы дополнительные знания, навыки, умения при решении не только тестовых заданий, но и при написании изложения и сочинения.

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может данный курс.

Курс «Учись писать грамотно» призван актуализировать и углубить знания, полученные ранее обучающимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускников.

Факультатив также позволит объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, сжатое изложение, которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности обучающихся. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на знания, полученные ранее.

Цели курса: подготовить обучающихся к ГИА; обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»; создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.

Задачи курса:

  • дать представление о структуре экзаменационной работы, форме и уровне сложности этих заданий;

  • развить умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ГИА;

  • совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;.

  • совершенствовать навыки анализа структуры предложения;

  • овладеть основными методами написания сжатого изложения;

  • овладеть основными методами написания сочинения на лингвистическую тему;

  • развить у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.

  • создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.

Каждое занятие предполагает следующие формы работы:

1) повторение теоретического материала (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

2) практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

В основу курса легли разработки и исследования в данной области В.В. Бабайцевой, Н.А.Сениной, Л.И. Мальцевой, И.Б. Голуб, материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/

Программа рассчитана на 17 часов (первое полугодие), 1 час в неделю и предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С.

Ожидаемые результаты.

В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать систему оценивания тестовых работ. Кроме этого, обучающиеся могут закрепить навыки, полученные в процессе изучения русского языка в школе, и успешно подготовиться к итоговой аттестации.












Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Дата проведения

Структура экзаменационной работы в форме государственной итоговой аттестации. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

5.09

Знакомство с критериями оценки за выполнение заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Лекция, практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

112.09

Сжатое изложение. Тема и идея текста. План теста. Что такое микротема. Абзацное членение текста.

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

119.09

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма исключение.

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

226.09

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма обобщение.

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

03.10

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

10.10

Выбор приемов сжатия. Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия.

Практикум

Создание текста, оценивание

17.10

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

24.10

Композиция текста. Учимся формулировать тезис.

Лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

31.10

Учимся аргументировать. Грамматическая основа предложения. Простое осложненное предложение.

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

07.11

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

14.11

Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. Лексика и фразеология.

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов . Работа с тестом.

21.11

Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Тренировочное выполнение заданий ГИА.

Практикум

Самостоятельная работа

28.11

Учимся аргументировать. Лексическое значение слова. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

05.12

Основные языковые средства . Орфография. Основные правила правописания корней.

Лекция, практикум

Анализ текстов. Работа с тестом.

12.12

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. Знаки препинания в сложных предложениях.

Практикум

Самостоятельная работа

19.12

Понимание смысла текста. Фонетика. Навыки фонетического анализа.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

26.12










Содержание курса «Учимся писать грамотно»

Тема 1. Изучение правил сдачи ГИА (2ч.)

Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Тема 2. Сжатое изложение (5 ч.)

Обработка информации исходного текста, умение точно определять тему, идею текста; составление плана текста, вычленение микротем, абзацное членение текста. Приемы сжатия текста.

Тема 3. Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению (8 ч.)

Подготовка к написанию сочинения (часть С 2). Знакомство с критериями оценки части С 2.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность

текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы.

Тема 4. Лексика и фразеология. Орфография. (1 ч.)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов. Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Правописание корней. Виды орфограмм в корне слова. Правописание словарных слов. Трудные случаи правописания приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

Тема 5. Фонетика (1ч.)

Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова


Литература

Для учителя:

  1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2016. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год.

  2. Л.И. Мальцева «Русский язык» 9 класс. Итоговая аттестация. -Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2015 год

  3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год

  4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2014 год.

  5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2016: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель

  6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ОГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

  7. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2016: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо» 2015 год.

  8. Голуб И.Б. Русский язык. Весь курс: для выпускников и абитуриентов» М.: «Эксмо» 2013 год

  9. Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/

  10. Работы учащихся

  11. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2015 год.

Для обучающихся:

  1. Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы В.В. Бабайцева и др., Москва, Просвещение, 2012 год.

  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова., Москва «Дрофа», 2012г.

  3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.

  4. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год

  5. Л.И. Мальцева «Русский язык» 9 класс. Итоговая аттестация. -Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2013 год

Интернет ресурсы и электронные пособия

Бесплатные интерактивные курсы для подготовки к ГИА

"Интернет-школа Просвещение.RU"

Он-лайн тренажер по подготовке к ГИА .hi-edu.ru

  1. Официальные тесты ГИА

  2. Подготовка к ГИА

  3. Приемы решения тестовых заданий "Российский образовательный портал"

  4. ФИПИ. fipi.ru/

9

© 2010-2022